Что такое ЖБИ?
Изделия, в которых неразрывно соединены два материала: бетон и металлическая арматура называются железобетонными изделиями - жби . Бетон и металлическая арматура имеют примерно один и тот же показатель температурного линейного расширения. В процессе эксплуатации разнообразных жби, металл и бетон изменяются в линейных размерах примерно одинаково, тем самым не разрушая друг друга. На заводах жби бетон, помещаемый в металлическую форму с предварительно установленным металлическим каркасом, приобретает необходимые размеры, а металл придает необходимые прочностные характеристики изделию жби.
Как известно, затвердевшая бетонная смесь очень хорошо противостоит нагрузкам на сжатие и плохо сопротивляется изгибу. Металлическая арматура, будучи введенная в состав бетонной смеси в виде пространственного каркаса, значительно увеличивает способность жби выдерживать нагрузки на изгиб.
В зависимости от области применения жби изделий размеры и расположение арматурного каркаса меняются.
Преимущества использования ЖБИ
Использование жби значительно уменьшает сроки строительства. Изделия жби поставляются на строительные площадки в готовом виде, тем самым уменьшая сроки монтажа железобетонных конструкций.Производство жби налажено на специализированных заводах ЖБИ и комбинатах ЖБК. На строительные площадки изделия жби поставляются прошедшими заводской контроль ОТК. По сравнению с монолитным строительством нет необходимости осуществлять входной контроль бетона и контролировать количество и качество установки металлического каркаса. Использование многопустотных плит перекрытия значительно уменьшает вес перекрытий зданий и облегчает нагрузку на фундамент по сравнению с монолитной плитой перекрытия.
Строительство современных объектов не обходится без конструкций из железобетона. У таких сооружений много плюсов. Железный остов со всех сторон защищен бетоном, который имеет длительный срок работы и не боится ни дождя, ни снега, ни жары, ни мороза. Железо плюс бетон – отличный тандем! Железобетонные изделия консолидируют как при растяжении, сжатии и сгибании, так и во время скручивания, срезания. Металлокаркас помогает добиться устойчивости, прочности и твердости сооружения, служит для уменьшения размеров и веса устройства. Применяя различные технологии, изготавливают монолитные, сборные, сборно-монолитные бетонные и железобетонные конструкции с ненапрягаемой и напрягаемой арматурой.
Особенности конструкций
Железобетонная конструкция нашла применение в строительстве жилых зданий, производственных сооружений и инженерных построек. Наиболее часто применяют сборный железобетон, но встречается монолитный и сборно-монолитный. Чтобы получить изделие наименьшей массы, насколько это позволяет технология, снизить расходы на оплату труда и материалы, для железобетонных конструкций применяют качественный бетонный раствор и арматуру высокой прочности.
Основные виды железобетонного изделия применяются в строительстве, где температурный режим не превышает пятидесяти градусов по Цельсию и не опускается до минус семидесяти градусов. Железобетонными конструкциями пользуются чаще стальных или каменных в случае возведения следующих объектов:
- аэродромы;
- атомные реакторы;
- бункера;
- дымовые трубы большой высоты;
- различные массивные сооружения;
- здания складского назначения;
- дороги;
- фундаменты;
- морские сооружения;
- заводские постройки.
Часто ЖБИ являются основой конструкций промышленных объектов и жилых домов.
В железобетонных конструкциях следующие преимущества:
- прочность, которая со временем только увеличивается;
- долговечность;
- стойкость к воздействию огня;
- относительно допустимая цена;
- возможность собственноручного изготовления;
- стойкость к сейсмической активности;
- возможность железобетона принимать различные архитектурные формы.
К недостаткам относятся:
- образование трещин;
- большой вес;
- требуется дополнительное утепление;
- теплопроводность.
Основные виды конструкций
По типу изготовления различают:
- Сборные. Имеют большую популярность за счет максимально механизированного строительства.
- Монолитные. Применяют в строительстве монолитных сооружений, например, гидротехнических построек, тяжелых фундаментов.
- Сборно-монолитные. Сборно-монолитные элементы соединяются как бетоном, так и сваркой.
По сфере использования бывают:
- для жилых домов;
- для промышленных построек;
- для общественных зданий и сооружений.
Изделия из железобетона могут быть: ненапряженные и . Наиболее популярные ЖБИ, которые используют для строительства:
- панелей;
- фундаментов;
- балок;
- плит перекрытий.
Панели
Распространенным видом железобетонных конструкций являются панели, которые используются в строительстве зданий и сооружений жилищного и промышленного назначения. Панель имеет плоскую прямоугольную форму, в которой могут быть проемы для дверей и окон, также — выступы для подоконников.
При перевозке панелей их устанавливают в вертикальном положении под наклоном в десять градусов. Транспортируя сразу несколько панелей, нужно исключить их соприкосновение, поэтому между ними прокладывают подкладки.
Фермы
Железобетонные фермы используют для перекрытий в производственных сооружениях и культурных зданиях. Имеют вид плоской прямоугольной конструкции с решетками. При транспортировке изделий им придают вертикальное положение.
Фермы из железобетона имеют высокую прочность, жесткость, отличаются противопожарными свойствами и морозостойкостью. Производятся изделия из тяжелого, легкого или конструкционного бетона, в основном это аглопоритобетон и керамзитобетон. Применяя железобетонную ферму, следует тщательно подойти к ее установке. Проводят точный расчет несущей способности постройки. Проверяют качество элементов, размеры и готовят место опоры.
Балки и ригели
Балки и ригели нашли применение в строительстве фундаментов и покрытий, они выступают в роли несущих элементов для монтажа крановых механизмов. Балки производят односкатными, 2-скатными или прямоугольными. В процессе транспортировки балки ригели устанавливают в транспортное средство вертикально. Для опоры балок и используют подкладки, установленные под нижнюю плоскость изделий . В зависимости от длины конструкции определяется расстояние между подкладками. Сбоку балок и ригелей проводят крепление по всей их высоте. Перевозка балок допускается только в вертикальном положении, горизонтальная транспортировка запрещена, так как существует риск разрушения изделий. Транспортируя одновременно несколько элементов, между ними прокладывают разделители толщиной больше десяти сантиметров.
Сваи
Железобетонную конструкцию в виде свай используют для оснований промышленных и жилых сооружений. Сваи применяют для возведения конструкций на неустойчивых грунтах. При транспортировке свай им придают горизонтальное положение, обеспечивая опирание на специальные подкладки. Разрешается укладка свай на транспортное средство при перевозке ярусами.
Отличаются высокой устойчивостью к воздействию химических веществ и коррозии, обладают водонепроницаемостью и морозостойкостью. Сваи легко монтируются при наличии специального оборудования и способны обеспечить возводимому сооружению долговечность, высокую прочность и надежность.
Стойки для опор ЛЭП.
Железобетонные стойки или стойки линий электропередач представляют собой опорный элемент для светильников и линий электропередач. При транспортировке разрешается перевозить стойки вместе одной группой, обеспечивая горизонтальное положение. При перевозке следует подготовить опору для стоек в виде специальной подкладки.
Главным назначением железобетонных стоек является возможность надежного удержания электропроводов на требуемом расстоянии от поверхности земли или воды. Надежность и прочность опор достигается путем применения в конструкции изделий арматурного каркаса и специального типа бетонного раствора. По отдельности каждая стойка линий электропередач различается по назначению и конструкции. Выделяют концевые, промежуточные, угловые и анкерные опоры из железобетона. Также изготавливают одноцепные и многоцепные.
В процессе производства железобетонных изделий используется конструкционный бетон. Армирование в железобетонных конструкциях весьма плотное.
● Основное отличие конструкционного бетона от товарного - это более мелкая фракция щебня - порядка 3-10 мм. Во избежание образования пустот в железобетоне используется не товарный, а конструкционный бетон, основное отличие которого - это более мелкая фракция щебня. Во избежание образования пустот в железобетоне используется не товарный, а конструкционный бетон, основное отличие которого - это более мелкая фракция щебня. Товарный бетон с более крупной фракцией щебня неравномерно заполнял бы предназначенное для него место в структуре будущего железобетонного изделия.
● Предварительно-напряжённые железобетонных изделия - виды железобетона, которые повергаются довольно сильным нагрузкам на изгиб. В процессе производства металлические стержни арматурного каркаса подвергаются предварительному натяжению домкратами или посредством нагревания электротоком. В таком растянутом виде стержни закрепляются в форме-опалубке и заливаются бетоном. После пропаривания и затвердевания железобетонного изделия излишки арматуры обрезаются. Таким образом получается ж/б конструкция, не подверженная провисанию под воздействием повышенной нагрузки: плиты перекрытия, перемычки, балки, прогоны, ригели.
Фундаментные блоки
используются при оборудовании сборных ленточных
фундаментов, подвальных стен и технических
помещений.
Маркировка
фундаментных
блоков
включает в себя обозначение
длины, ширины и высоты блока.
Пример
:
ФБС 12-5-6 Т - фундаментный блок сплошного типа размером
1200х500х600 мм
ФБС
- фундаментные блоки сплошные
ФБВ
- фундаментные блоки сплошные с вырезом для
укладки перемычек или пропуска коммуникаций
ФБП
- фундаментные блоки с открытыми вниз
пустотами
Фундаментные подушки
используются при закладке фундаментов
ленточного типа , что позволяет
уменьшить трудозатраты при возведении фундамента
и значительно увеличить скорость выполнения
работ.
Маркировка
фундаментных подушек
обозначает тип
изделия, далее идут ширина и длина дециметрах,
последняя цифра указывает на условное
обозначение армирования.
Пример
:
ФЛ 12.24-3 - фундаментная подушка размерами 2400х1200х300
мм
ФЛ - фундаментная подушка
Железобетонные сваи.
Основная задача железобетонных свай - передавать
нагрузку свайного фундамента на грунт. Ж/б сваи
с сечением в 300х300 мм могут иметь длину до 12
м, сваи с сечением 350х350 или 400х400 мм могут
быть длиной до 16 м. Забивные составные сваи
могут иметь большую длину.
Маркировка
свай означает
: первая цифра
- длина в дециметрах, вторая цифра - высота в
дециметрах. Пример
:
СЦ 9-30 - свая сплошная квадратного сечения с напряжённой арматурой
в центре размером 900х3000 мм
С
- сваи сплошные квадратного сечения составные и
цельные квадратного с поперечным армированием
ствола
СК
- сваи составные и цельные полые круглого
сечения диаметром 400-800 мм
СП
- сваи цельные квадратного сечения с полостью
СО
- сваи-оболочки цельные и составные диаметром
1000-3000 мм
СЦ
- сваи сплошные квадратного сечения без
поперечного армирования ствола с напряжённой
арматурой в центре
1СД
- сваи-колонны сплошные квадратного сечения
двухконсольные, расположенные
по крайним осям
здания
2СД
- сваи- колонны сплошные квадратного сечения
двухконсольные, расположенные
по средним осям
здания
Плиты перекрытий
П
- плиты перекрытий и покрытий
ПТ
- плиты перекрытий коммуникационных тоннелей и
каналов
ПБ
- плиты перекрытий безопалубочного формования
ПТП
- плиты перекрытий плоские
ППС
- плиты перекрытий нарезные
ПБО
- плиты перекрытий облегчённые
●
Основные
принципы укладки ж/б плит
● Монолитное бетонное перекрытие своими руками ● Виды анкеров ● Армопояс под мауэрлат ● Строительство бетонных подпорных стен ● Бетонный холст ● Добавки в цемент и бетон |
●
Пластификаторы
для бетона
● Узлы опирания на кирпичные стены ● Межэтажное перекрытие по деревянным балкам ● Бетонные перекрытия с шарами баблдэк ● Перемычки для проёмов в кирпичной стене ● Этапы и способы установки анкеров в фундамент |
Плиты дорожные используются для обустройства временных или постоянных покрытий дорог. В местах со сложными грунтово-гидроскопическими и климатическими условиями применяются дорожные плиты предварительно-напряжённые.
Маркировка дорожных плит означает: первая цифра - длина в дециметрах, вторая - ширина в дециметрах (округлённое значение), третья цифра - расчётная нагрузка в тоннах. Пример :
1П 30-18-30 - плита дорожная прямоугольная для постоянной дороги размером 3000х1800 мм, рассчитана на нагрузку 30 тонн.
ПАГ-18 У - плита аэродромная с толщиной 18 см с напрягаемой продольной арматурой
1П
- плиты для постоянных дорог
2П
- плиты для временных дорог
ПД
- плиты дорожные
ПДН
- плиты дорожные напряжённые
ПДГ
- плиты дорожные плиты гофрированные
ПДП
- плиты дорожного покрытия
ПАГ
- плиты аэродромные гофрированные
Перемычки.
используются для перекрытия проёмов и повышения
прочности строения.
Маркировка ж/б
перемычек
означает следующие
значения: первая цифра означает порядковый номер
данного поперечного сечения, буквенные значения
указывают на тип перемычек, цифры за буквами
указывает на длину изделия в дециметрах
(округлённое значение) и значение
расчётной нагрузки; на наличие монтажной петли
указывает буква П в конце.
Пример
:
8ПБ 16-1 - перемычка брусковая 1600х120х90 мм
ПФ
- перемычки фасадные
ПГ
- перемычки балочные Г-подобные
ПБ
- перемычки брусковые
ПП
- перемычки плитные
Диафрагмы жёсткости
призваны принимать на себя вертикальные
нагрузки, получаемые ими от плит перекрытий,
лестниц, ригелей и инженерных сооружений.
Маркировка
диафрагмы жёсткости
: первая
цифра означает длину в дециметрах, вторая цифра
- номинальная высота в дециметрах (значения
округлённые). Пример:
Д 12-20 - диафрагма плоская с 1200х2000 мм
Д
- диафрагма плоская
1Д
- диафрагма с одной полкой
2Д
- диафрагма с двумя полками
ДП
- диафрагма плоская с проёмом
1ДП
- диафрагма с одной полкой и проёмом
2ДП
- диафрагма с двумя полками и проёмом
Б
- балки
БК
- балки подкрановые
БО
- балки обвязочные
БП
- балки подстропильные
БС
- балки
стропильные
БТ
- балки перекрытий коммуникационных тоннелей и
каналов
БФ
- балки фундаментные
БЭ
- балки пролётных строений эстакад под
трубопроводы
К
- колонны
КЭ
- колонны эстакады под трубопроводы
ЛБ
- балки лестничных площадок, косоуры
ЛК
- лотки каналов
ЛМ
- лестничные ступени
ЛП
- лестничные площадки
ЛС
- ступени
ОП
- опорные подушки
ПГ
- панели перегородок
ПД
- плиты днищ коммуникационных тоннелей и
каналов
ПК
- плиты карнизные
ПЛП
- плиты лоджий
ПО
- плиты подоконные
ПП
- плиты парапетные
ПР
- перемычки
ПРГ
- прогоны
ПС
- панели стеновые
Р
- ригели
С
- сваи
СБ
- стеновые блоки
СБЦ
- стеновые блоки цокольные
СТ
- стенки подпорные
ФБ
- фундаментные блоки и блоки стен подвалов
ФО
- фундаменты под оборудование
ФП
- фермы подстрапильные
ФС
- фермы стропильные
Ш
- шпалы железобетонные
Трубы:
Т
- трубы железобетонные безнапорные раструбные
ТФ
- трубы железобетонные безнапорные фальцевые
БТ
- трубы напорные бетонные
ТН
- трубы железобетонных напорные
виброгидропрессованные
Железобетонные изделия - это строительные изделия, выполненные методом заливания бетона в многоразовые формы, которые перевозят на строительные объекты для монтирования. ЖБИ бывают разных форм и размеров, их прочность и устойчивость к растяжению, изгибам и огню обеспечивается стальной арматурой.
Использование ЖБИ в монтажно-конструкторских работах вызвано рядом преимуществ, связанных с техническими характеристиками материала:
- процесс производства ЖБИ предусматривает застывание, в процессе которого бетонная смесь уменьшается в объёмах и создает крепкий тандем с арматурой, поэтому данные изделия имеют высокую степень устойчивости к высоким и низким температурам;
- соединение стали и бетона в состоянии выдерживать значительные нагрузки, поэтому данные изделия используют при установке несущих конструкций;
- железные элементы изделия скрыты под значительным слоем бетона, который препятствует попаданию воды и воздуха, что противодействует образованию ржавчины на готовых конструкциях;
- железобетонные конструкции устроены таким образом, что их не нужно собирать, что ускоряет процесс постройки объекта;
- по сравнению с другими видами строительного материала, железобетонные изделия являются более дешевыми.
Исходя из вышесказанного, использование данного строительного материала является неотъемлемым условием долговечности зданий. Именно поэтому проектирование и строительство домов в Новосибирске remont-dostavka.ru не обходится без железобетонных изделий. В строительной сфере используют разные виды жби исходя из сферы применения, конкретной задачи монтирования и требований проекта. Все виды железобетонных изделий, которые используются в строительстве можно классифицировать на семь групп: плиты для дорожных покрытий, плиты перекрытий, перемычки, диафрагмы жесткости, фундаментные блоки, сваи, колодезные кольца.
Плиты для дорожных покрытий
Изделие состоит из армированной стали и бетона, имеет плоскую форму, производится согласно существующим ГОСТам. Может использоваться как основа под асфальт или как единственный слой. Важно отметить, что такое жби используется для строительства постоянных дорог (1П), временных дорог (2П), аэродромных дорог (ПАГ). Помимо указанных в строительства используют дорожные (ПД), дорожные напряжённые (ПДН), дорожные гофрированные (ПДГ) и плиты дорожного покрытия (ПДП).
Каждый конкретный тип плит покрытия рассчитан на определенные температурные перепады и нагрузку. Специфика состоит в том, что их применение является обязательным условием при наличии сложных климатических условий в регионе установки или грунтово-гидроскопическими сложностями.
Плиты перекрытий
Зачастую выполняют несущую функцию, укрепляя прочность здания. Их используют как для строительства одноэтажных домов, так и для многоэтажек.
Классификация данного вида изделий включает:
- облегченные (сравнительно мало весят, подходят для зданий с проблемным фундаментом);
- полнотелые (обладают хорошей звукоизоляцией и устойчивостью к трещинам);
- пустотные (относительно легкие и обеспечивают хорошую теплоизоляцию);
- ребристые (способны выдерживать значительные нагрузки);
- сплошные доборные (изготовлены из цемента высшего класса, очень прочные);
- монолитные (выдерживают повышенные нагрузки).
Перемычки
Являются второстепенным элементом укрепления здания, которые позволяют перераспределить общую нагрузку.Классификация перемычек включает:&
- фасадные (используют для перекрытий с окнами);
- балочные Г-подобные (имеют высокую прочность, применяются в строительстве домов из кирпича);
- брусковые (монтируются для укрепления стен с проемами);
- плитные (имеют прямоугольную форму, перераспределяют нагрузку в кирпичных и каменных домах.
Диафрагмы жесткости
Используют для перераспределения нагрузки от инженерных сооружений, ригелей, плит перекрытий и лестниц.Классификация диафрагм жесткости:
- плоские (не имеет полок и проемов);
- с одной полкой (имеют возможность установления плиты перекрытия с одной стороны);
- с двумя полками (позволяют установить плиты перекрытия с обеих сторон);
- плоскую с проёмом;
- с одной полкой и проёмом (предполагают наличие окна или двери и возможность установления плиты перекрытия с одной стороны);
- с двумя полками и проёмом (имеют отверстия для окна или двери и возможность установления плит с обеих сторон).
Фундаментные блоки
Использование при строительстве предполагает, что это жби, которое устанавливается в вырытый котлован для обеспечения устойчивости будущего здания. Классификация блоков включает:
- сплошные (имеют повышенную прочность);
- сплошные с вырезом (позволяют встраивать перемычки или проводить коммуникаций);
- с открытыми вниз пустотами (не уступают по допустимым нагрузкам, удобны в вопросах перевозки).
Сваи
Предназначены для повышения допустимой нагрузки сооружения. Вбиваются в грунт с помощью специального вдавливающего или вибровдавливающего молота. Актуальны в строительстве высотных домов.
Классификация включает сваи:
- оболочные (не имеют нижней крышки и в процессе встраивания наполняются грунтом, поэтому имеют высокую прочность и несущую способность);
- винтовые (завинчиваются в грунт, не требуют использования вдавливающих машин);
- забивные (снижают осадку построенного здания);
- вдавливаемые (повышают устойчивость конструкции за счет трамбования грунта в ходе установки свай).
Использование этого ЖБИ обеспечивает сохранность труб, помещенных под слоем земли. При установке нужно ориентироваться на параллельность установки колец и тщательность скрепления при помощи бетона. Выполнение этих условий гарантирует герметичность. В некоторых случая прибегают к использованию монолитных изделий.
При подборе бетонных колец важно учитывать, что это такое жби, которое имеет широкий спектр применения. Изделие предполагает обустройство стен водопровода, газопровода, канализации, а также строительство колодцев. При строительстве колец удобны в использовании кольца с замком, что обеспечивает надежность конструкции.
Современные технологии строительства отдают предпочтение железобетонным изделиям, так как они просты в употреблении и обладают значительным запасом прочности к нагрузкам и температурным перепадам.
Железобетон - искусственный строительный материал, в котором соединены в монолитное целое стальная арматура и бетон. В современном строительстве этот "союз" имеет чрезвычайно широкое распространение, что не удивительно - ведь железобетон обладает большими техническими и экономическими преимуществами по сравнению с другими материалами.
Сооружения из железобетона огнестойки и долговечны, не требуют специальных защитных мер от разрушающих атмосферных воздействий. Прочность бетона со временем увеличивается, а арматура не поддаётся коррозии, будучи защищенной окружающим её бетоном. Железобетон обладает высокой несущей способностью, хорошо воспринимает и статические, и динамические (в т.ч. сейсмические) нагрузки.
Термин "железобетон" нередко употребляется как собирательное название железобетонных конструкций и изделий (ЖБИ). Из железобетона относительно легко создавать сооружения и конструкции самых разнообразных форм, достигающих большой архитектурной выразительности.
Из чего изготавливают ЖБИ
Цемент и вода являются активными составляющими бетона - в результате реакции между ними образуется цементный камень, скрепляющий зерна заполнителей в единый монолит. Между цементом и заполнителем не происходит химического взаимодействия, поэтому заполнители часто называют инертными материалами. Однако, крупный заполнитель (щебень горных пород или известняка) и мелкий заполнитель (кварцевый, он же речной песок) существенно влияют на структуру и свойства бетона.
В качестве арматуры используются металлические (стальные) прутки или пучки проволок. Арматура подразделяется на рабочую и монтажную. Рабочая арматура располагается в нижней части изделий, работающих на изгиб: плит перекрытий, балок, в подошвах фундаментных блоков. Монтажная арматура создает объемный скелет изделия, фиксирует расположение стержней рабочей арматуры, способствует фиксации и закреплению закладных деталей и монтажных петель.
Одной из разновидностей железобетона является напряжённый железобетон. За счет применения специальных технологических приемов, в процессе изготовления материалов из напряженного железобетона арматура замоноличивается в бетоне в частично растянутом виде.
Дело в том, что плиты перекрытий и несущие балки в конструкции работают на изгиб. Во-первых, они воспринимают нагрузку конструкции пола (в том числе и собственный вес); во-вторых - нагрузку от бытовых предметов, размещенных на этаже; в третьих - нагрузку, передающуюся от стен на каркас здания. В результате, нижние слои плиты перекрытия или несущей балки находятся в слегка растянутом виде, что отрицательно сказывается на их надёжности.
Если же нижние слои панели или балки в процессе изготовления были искусственно сжаты ("напряжённый" железобетон), то под бытовой и конструкционной нагрузкой они будут находиться в нейтральном состоянии. В этом случае напряжение в них будет минимальным, а, значит, и минимальны будут проблемы, связанные с эксплуатацией конструкции.
Как изготавливают ЖБИ
Плиты перекрытий (пустотные и ребристые), перемычки, элементы оград, подвалов и фундаментов, плиты дорожных покрытий, детали колодцев и столбы освещения - всё это изделия из железобетона. Очевидно, что каждое изделие имеет характерную для него систему армирования, рецептуру бетона и технологию изготовления.
Плиты перекрытия и перемычки, работающие на изгиб, изготавливают из предварительно напряжённого железобетона. В подготовленную форму на специальные упоры устанавливают арматурные стержни, натягивают их механическим способом (с помощью домкратов) или термомеханически (посредством разогрева электрическим током) и закрепляют в натянутом положении на бортоснастке формы.
Заливка бетонной смеси с последующим виброуплотнением может осуществляться на стендах (с введением пустотообразователей) или на конвейерных линиях, в том числе и способами проката или роликового формования. После этого изделия в формах отправляют на тепловую обработку в специальные камеры. Цель тепловой обработки - ускорение твердения бетона, и через 8-12 часов пропаривания при температуре среды 80-95 C изделие набирает 65-75% своей марочной прочности, эквивалентной 28 суткам твердения в естественных условиях. После того, как изделие затвердело, напряжённые арматурные стержни освобождают от крепления на стенках формы. Стержни частично сжимаются по длине, и напряжение от них передается бетону в изделии - в прилегающих к арматурным стержням областях бетона формируется напряжённое состояние.
Изделия цилиндрической формы (стойки, кольца и т.п.) изготавливают методом центрифугирования. Предварительно в полуформу, размещённую на стенде центрифуги, укладываются арматурные стержни (при необходимости их натягивают), на которые навивается металлическая проволока - формируется каркас изделия. С помощью ложкового бетонораздатчика по всей длине полуформы распределяется бетонная смесь, одну полуформу накрывают сверху другой и включают центрифугу. На первом этапе, бетонная смесь, за счёт центробежных сил, распределяется у внешней ограждающей поверхности цилиндрической формы. На втором этапе, за счёт изменяющейся частоты вращения центрифуги, происходит уплотнение бетонной смеси и формование изделия. Далее изделия (в полуформах или распалубленные) отправляют на тепловую обработку.
Что нельзя делать при монтаже ЖБИ
Любое строительное изделие, в том числе и ЖБИ, рассчитано на определенные нагрузки, превышение которых нежелательно или недопустимо. Для изделий, работающих на изгиб, строительными нормами и правилами установлены нормативно-допустимые нагрузки. Оговоримся сразу, что величина этих нагрузок обеспечивает весьма и весьма значительный запас надёжности и, при корректном монтаже конструкции, разрушение изделия практически исключено.
Каждая строительная конструкция (в том числе и плиты перекрытия) рассчитана на определенные схемы монтажа. Эти схемы известны строителям, а их нарушение может привести к нежелательным последствиям. Очень часто возникает необходимость сделать отверстие в панели перекрытия, и если при его формировании будет нарушена целостность арматурного каркаса панели или, что не менее важно, будут разрезаны арматурные стержни, обеспечивающие несущую способность этой панели, то положительный эффект "преднапряжения" будет практически полностью устранён. Подобная поврежденная панель не будет соответствовать шкале нормативно-допустимых нагрузок.
Если же сделать отверстие в панели все-таки надо, то необходимо предусмотреть консольное закрепление разрезаемых панелей на промежуточную опору (например, на внутреннюю несущую стену или на перемычку) и выполнить обвязку из металлического профиля по периметру вырезанной части плиты с закреплением (резьбовом или сваркой) на этом профиле концов арматурных стержней.
О доставке и промежуточном хранении ЖБИ
Уже упоминалось, что заводские железобетонные изделия имеют высокую степень надёжности и лишь от самих потребителей зависит, снизится ли эта надёжность в дальнейшем. Изделия, до того, как попадут в конструкцию и займут предназначенное им место, могут быть подвержены действию излишних механических нагрузок или оказаться в условиях повышенной влажности. Кроме того, бетон подвержен биологической коррозии (появлению плесени, грибка и пр.), что необходимо учитывать при его хранении.
Повреждения изделий могут происходить как при их транспортировке (доставке), так и при их складировании (промежуточном хранении). Влага обычно попадает в изделия при контакте с землёй (капиллярный подсос) или атмосферными осадками, что может привести как к ухудшению механических характеристик изделия, так и к развитию на нём корродирующей микрофлоры.
Наиболее распространённый вид повреждений - механические. Например, при транспортировке плит перекрытия (положенных, как это и следует, на деревянные бруски-прокладки) поверх них были поставлены бетонные блоки. В результате, изделия прибыли на объект деформированными: с раскрытием трещин шириной более 1 мм по нижней части, с отколами бетона и обнажённой арматурой. Если это произошло по вине поставщика, то подобные изделия должны быть заменены. Но поставщики, как правило, соблюдают условия перевозки и подобных ситуаций практически не возникает.
Но когда изделия поступают на место промежуточного складирования, когда за них уже уплачены деньги и изделия приняты заказчиком, хозяин должен уже сам заботиться о принадлежащих ему изделиях. Даже если изделия приобретены с целью использования в течении недель или месяцев, для них необходимо обеспечить определенные "комфортные" условия хранения. Площадка для их складирования должна быть выровнена; между изделиями и грунтом не должно быть контакта; желательно наличие навеса или укрывающей изделие плёнки. Плиты перекрытий желательно хранить горизонтально (в "рабочем положении"), прокладывая их между собой деревянными брусками для проветривания и для снятия возникающих напряжений.
О дефектах, явных и неявных
Иногда в приобретенную партию попадают изделия с явными дефектами. Некоторые из этих дефектов легко устранимы и не могут повлиять на качество изделий, некоторые - неустранимы и носят "летальный" характер. Иногда дефекты имеют фабричное происхождение, иногда они возникают при самовывозе изделий в результате их некорректной транспортировки.
Если изделие внешне не разрушено, а присутствуют лишь небольшие сколы, то они достаточно несложно устраняются путем их заделки цементно-песчаным раствором или специальными ремонтными смесями. Если же дефект серьёзен (смещение арматурного каркаса, неверная анкеровка закладных деталей и монтажных петель, тонкий защитный слой бетона), то подобные изделия подлежат возврату производителю и последующей замене. Но, как правило, подобные дефектные изделия выявляют на ещё стадии приемки техническим контролем и если они и выходят за пределы завода, то исключительно как некондиционные.
Некоторые заводские дефекты (например, сетка поверхностных тонких трещин на плите перекрытия) не носят "летального" характера и не влияют на надёжность и несущую способность изделия. Подобные дефекты устраняют в процессе монтажа изделий.
О свойствах и классах бетона
По плотности бетоны подразделяют на особо тяжёлые, тяжёлые (плотность D = 1800-2500 кг/м³), легкие и особо легкие. По размерам заполнителя тяжелые бетоны подразделяют на бетоны на крупных заполнителях и мелкозернистые бетоны. Плиты перекрытий, плиты дорожных покрытий, перемычки, элементы оград, подвалов и фундаментов, детали колодцев и столбы освещения изготавливают на основе тяжёлого бетона.
Классы бетона по прочности на сжатие (В), осевое растяжение (Вt), растяжение при изгибе (Btb) характеризуются соответствующей прочностью бетонов базового размера в установленном проектном возрасте (как правило - 28 суток). Таблица зависимости показателей прочности тяжёлого бетона от его класса приведена ниже.
Марка бетона по средней плотности (D) определяется фактическим показателем массы бетона в сухом состоянии в единице объёма образцов (кг/м³).
Марка бетона по морозостойкости (F) определяется количеством попеременных циклов замораживания и оттаивания в различных средах, которые выдерживают контрольные образцы без снижения прочности на сжатие более регламентируемой (для Московского региона F должна быть не менее 35).
Марка бетона по водонепроницаемости (W) определяется величиной давления воды, при котором не наблюдается ее просачивания через контрольные образцы.