Правила игры Али-баба (еще эту игру называют Цепи кованые) довольно просты. В игре участвуют 2 команды, а значит чем больше игроков, тем лучше. На команды игроки могут делиться жеребьевкой. Лучше если игроки будут примерно одинаковые по возрасту и силе. Не стоит играть в эту игру, создавая отдельные команды девочек и мальчиков.
Правила игры и речевки для игры Али-Баба
Две команды выстраиваются в шеренгу (цепь) друг напротив друга на расстоянии примерно 5-7 метров. Участники команды держатся за руки. Соблюдая очередность команды произносят речевку:
- Али-Баба
- Зачем сюда?
- Через пятое на десятое, Вову нам сюда.
Называется игрок противоположной команды. Названный участник разбегается и пытается прорвать цепь игроков соседней команды. Если игроку удается разбить цепь, то он выбирает одного игрока (обычно самого сильного) и уводит его в свою команду.
Если же цепь разбить не удалось (а участники как можно сильнее держатся за руки), то игрок остается в их команде и играет за них.
Игра продолжается до тех пор, пока в команде соперников не останется последний игрок.
Кстати, эта игра называется в разных регионах по-разному. Например Калим-Бамба, цепи кованые или цепи разрывные. Но правила и методика остается всегда одной.
Могут меняться речевки. Вот несколько разных речевок для этой игры:
— Али-баба!
— О чём, слуга?!
— Пришить рукава!
— На чьи бока?
— Пятого-десятого, Вову к нам сюда!
- Кандалы!
- Закованы!
- Кем?
- Атаманом!
- Кем разбить?
- Иваном!
Каждый ребенок любит играть. Особое удовольствие - это игры со своими сверстниками на улице, на открытом воздухе. Практически каждый из нас играл в эти игры.
Портал Eka-prazdnik предлагает вспомнить самые популярные детские игры на улице. Оцените - ваш ребенок умеет играть во все эти игры?
Классики
Старинная детская игра, популярная во всём мире, включая Россию и СССР. Играется, как правило, на асфальте, расчерченном мелом на квадратики или другие фигуры («классы»). Играющие, прыгая на одной ноге, толкают «битку» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть ей на черту и не наступить на черту ногой. Совсем маленьким детям разрешается прыгать на двух ногах. Есть разновидность игры без битки, когда квадраты нумеруются в произвольном порядке и в них просто прыгают согласно традиционной последовательности счёта — 1,2,3,… Особенность игры заключается в том, что прыгать приходится вбок, назад, через один-два квадрата и т. п., а переступать в квадрате, приноравливаясь к очередному прыжку, запрещено.
Резиночки
Для этой игры необходима обычная бельевая резинка длиной от 2 до 4 метров, связанная в кольцо, и не меньше трех игроков. Двое игроков растягивают резиночку и надевают себе на ноги, а третий должен пропрыгать через эту преграду определенные комбинации. Если попытка оказывалась удачной, то резинка поднималась выше. Если прыжок не удался, то игрок меняется местами с одним из держащих резиночку (если играют две пары, то игрока может попробовать «выручить» партнер по команде).
Иногда можно изменять не только высоту, но и ширину резиночки. Обычно она натягивалась на ширине плеч, но можно попробовать поскакать "узенькие" (те, кто держит резиночку, сдвигают ноги близко-близко) или "совсем узенькие" (резинка на одной ноге, чтобы прыгать через нее было совсем неудобно).
Жестких правил и комбинаций прыжков нет - в каждом дворе или в своей компании играют по своим правилам.
Цепи кованные
Количество участников - не менее восьми. Участники разбиваются на две команды и встают в две цепочки, держась за руки, друг напротив друга. Одна из команд кричит: «Цепи кованые, раскуйте нас!» Другая команда отзывается: «Кем из нас?». Первая команда выбирает одного из участников другой команды, этот участник бежит и пытается с разбегу разбить цепочку, чтобы участники разомкнули руки. Если ему это удается, он возвращается в свою команду и уводит с собой одного из участников, разомкнувших руки. Если не удается - сам остается в другой команде. Играют до тех пор, пока одна команда полностью не перейдет в другую.
Колечко
В эту игру интереснее всего играть, когда детей много. Игроки садятся на скамейку, выставляют руки вперед, сложив ладошки "лодочкой". Ведущий зажимает между ладошками колечко (или другую маленькую вещь, но кольцо лучше, потому что плоское). Потом проходит через весь ряд игроков, вкладывая свои ладони в ладони игроков. Одному из них ведущий незаметно кладет колечко. Все держат ладони сложенными до конца, а тот, у кого в руках кольцо старается ничем себя не выдать. Теперь ведущий произносит: "Колечко - колечко, выйди на крылечко!"
Игрок с кольцом в руках должен выскочить, а другие стараются его поймать. Если он пойман, то возвращается на скамейку. Если посчастливилось выбраться, он становится новым ведущим.
Прятки
В начале этой игры все собираются вместе, затем водящий, встав лицом к стене, громко считает до 10 (или другого числа). Другие в это время прячутся. Досчитав до нужного числа, водящий идёт искать спрятавшихся. Иногда перед этим полагается сказать «раз-два-три-четыре-пять, я иду искать». Увидев спрятавшегося, он должен первым добежать до места, откуда он начал поиски, и коснуться рукой стены, произнеся какие-нибудь условленные ранее слова. Каждый спрятавшийся старается первым сделать то же самое. Следующим водящим является тот из спрятавшихся, кого засалили («зачекали») первым, а если не засалили никого — тот же, что и в прошлый раз.
Жмурки
Веселая, подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Суть одного из вариантов игры в том, что так называемый «во́да» или «водя́щий», (с завязанными глазами) должен отыскать и дотронуться до человека. После того, как «вода» дотронется до человека, тот человек и становится «водой», и ему завязывают глаза.
В некоторых наборах правил, водящий должен определить (наощупь или заставив издать звук), кого из участников игры он поймал, и только после этого передаёт вождение новому участнику. Если игрок вырвался от «водящего» или «водящий» ошибся, игра продолжается.
Ляпки
Иногда эту игру называют Салочки или Пятнашки. Главный принцип игры - игроки пытаются осалить (заляпать, опятнать) друг друга касанием руки, тем самым передать другому участнику ведение игры (необходимость заляпать кого-то другого). Существует огромное количество разновидностей этой игры.
Глухие телефончики
Все игроки рассаживаются в один ряд. Первый шепчет на ухо рядом сидящему любое слово (существительное), но шепчет быстро и не слишком разборчиво. Так, чтобы больше никто из участников это не услышал. Второй, таким же образом, шепчет третьему то, что он услышал. Последний игрок называет вслух слово, которое услышал, а первый называет слово - оригинал. Все смеются и обсуждают, кому что послышалось.
Съедобное-несъедобное
Все рассаживаются на скамейку, а ведущий с мячом становится напротив. Ведущий называет предмет и одновременно бросает мяч первому игроку. Тот должен отбить мяч, если названный предмет несъедобный, или же поймать, если съедобный. Вообще, игра очень веселая, особенно, когда «съедаешь» что-то не то.
Выше ноги от земли
Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой выбегать нельзя. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (встать на скамейку или на камень). В таком положении ловец не имеет права их осалить. Ловцу запрещается подстерегать игроков, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд. Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями.
Давайте-ка вспомним те игры в которые мы играли в детстве во дворе и научим наших детей играть. Мы уже умеем играть в спокойные , когда, устав от беготни, оседали на скамейке. Теперь пришел черед вспомнить подвижные детские игры на улице, в которые можно играть не только во дворе дома, но и на школьном дворе.
Правила игры «Цепи – цепи»
Понадобится просторная площадка и много желающих. Чем больше игроков, тем лучше, но не меньше шести человек. Мы часто играли на школьных переменках. Перед школой было достаточно места для игры, и игроки были самые разновозрастные (от малышей до старшеклассников). Все игроки делились на две команды поровну. Команды становились друг напротив друга в шеренги и брались за руки, образовав «крепкие цепи».
Теперь игроки одной из команд кричат: «Цепи – цепи, разбейте нас!» или, еще вариант: «Цепи кованы, раскуйте нас!».
Вторая команда спрашивает: «Кого из нас?»
Противоположная команда, посоветовавшись, называет имя игрока, который будет «разбивать» (обычно выбирают самого слабого). Этот человек бежит со всей силы и пытается разорвать сцепившиеся руки противников (опять же, выбирает «самое слабое звено»). Если ему удалось разорвать цепь, то он забирает одного из двух игроков, между которыми прорвался и возвращается с добычей в свою команду. Если не удалось расцепить руки, неудачливый игрок остается у противника.
Игра «Цепи – цепи » продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один игрок.
Правила игры «Ручеек»
Это очень простая игра. Скорее, даже, не игра, а развлечение. Она учит детей преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии. В нее можно играть и самым маленьким деткам и подросткам (подойдет для детского лагеря или школьной перемены, детского сада). Желательно собрать побольше участников (нечетное количество). Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.
Игра «Ручеек » продолжается, пока не надоест.
Правила игры «Прятки»
Особенно интересно играть вечером, когда темнеет и можно спрятаться даже за углом в тени.
Итак, выбирается водящий – тот, кто будет искать. Если желающих нет, то проблему решает считалочка. Нужно определить место (столб, дерево, скамейка, угол дома), где водящий будет «застукивать» найденных игроков.
Водящий становится возле выбранного поста, закрывает глаза и считает до 20 (50, 30, как договорятся). Потом громко говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват!». И ищет спрятавшихся. Когда находит, громко называет имя (например, Маша) и бежит к посту, дотрагивается рукой и объявляет: «Стук, стук, Маша!». Но Маша, тоже, пытается добежать до поста раньше водящего, и «застукать» себя. Водящий старается недалеко отходить от поста. Потому что, близко спрятавшиеся игроки, могут выскочить из своего укрытия и «застукать» себя.
Игра продолжается, пока все не найдены. Проигравшим, обычно, становится тот, кого «застукали» первым. Он и становится новым водящим.
Правила игры «Казаки – разбойники»
Это усложненный вариант пряток. Для игры понадобятся несколько мелков и побольше игроков. Игроки делятся на две команды «казаки» и «разбойники», оговаривают территорию игры, например, в пределах трех дворов. Казаки строят «тюрьму» для пойманных разбойников – это может быть лавочка или огражденная палочками территория. Разбойники придумывают себе секретный пароль и берут мелки. Когда все готово, казаки заходят за угол дома или в подъезд, а разбойники разбегаются и прячутся, оставляя «следы». Разбойники молом рисуют стрелки на земле, деревьях. Конечно же, стараются затруднить поиск: стрелки рисуют на большом расстоянии, еле заметные и т.д. Казаки ищут разбойников, а найдя, должны догнать, поймать и сопроводить в тюрьму. Из тюрьмы разбойник может выйти, только если его спасет непойманный разбойник, дотронувшись до него. Но это опасно, потому что свободный разбойник может угодить в руки казаку. Сплошной адреналин! Казаки могут «пытать» пленных, чтобы выведать секретный пароль. Для пыток можно использовать щекотку, пугать жуком или червяком, делать «крапиву» или предлагать конфеты… Но это не обязательно.
Игра «Казаки – разбойники » продолжается до тех пор, пока все разбойники не окажется в тюрьме. Или когда казаки «выпытают» пароль у слабого духом разбойника.
Это, конечно, не все детские подвижные игры на улице . Всех не упомнишь. Есть еще много игр с мячом, но об этом отдельно.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»
Кружок «Народные игры»
Образовательная область «Физическая культура»
на период с 01.09.2012 по 31.05.2013 учебный год
Инструктор по физкультуре
Ю.Д. Лепешова
г. Выкса
2012г.
Пояснительная записка
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.
Посещение кружка «Народные игры» способствует укреплению здоровья воспитанников, активизации и развитию двигательной деятельности дошкольников, их познавательной и мыслительной сферы средствами игры. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Ц ель : укрепление здоровья воспитанников, активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами народной игры.
Задачи :
- развитие ловкости, точности, координации движений
- развитие гибкости и пластичности
- воспитание выносливости, развитие силы
- формирование правильной осанки, красивой походки
- развитие умения ориентироваться в пространстве
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми
Учебный год: с 01.09.2012 по 31.05.2013 (29 занятий + итоговое развлечение)
Режим занятий: 1 раз в неделю (4 раза в месяц), 2 половина дня (в 15ч 25мин)
Продолжительность занятий: 25 минут
Ожидаемые результаты:
- Естественное развитие организма ребёнка, функциональное совершенствование его отдельных органов и систем.
- Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
- Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
- Развитие креативных способностей в двигательной сфере.
- Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.
- Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.
Перспективное планирование на 2012-2013 учебный год
- Русская народная игра «Ручеёк»
Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Варианты:
В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.
- Русская народная игра «Капуста»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.
Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.
Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».
- Русская народная игра «Дедушка Рожок»
Цель : Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.
Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку.
По божьей росе,
По поповой полосе
Там шишки, орешки,
Медок, сахарок
Поди вон, дедушка Рожок!
Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом».
Дети: Ах ты, дедушка Рожок,
На плече дыру прожёг!
Дедушка: Кто меня боится? Дети: Никто!
Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.
Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.
- Русская народная игра «Лягушки на болоте»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.
Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:
Вот с намокнувшей гнилушки
В воду прыгают лягушки.
Стали квакать из воды:
Ква-ке-ке, ква-ке-ке
Будет дождик на реке.
С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.
- Русская народная игра «Золотые ворота»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
Цель: учить совместным действиям; развивать умение ориентироваться в пространстве.
Описание игры: одна подгруппа детей стоит вдоль зала, на расстоянии 1 шага друг от друга, берется за руки и поднимает их над головой, произносит слова:
Как мне капустке не виться,
Цель: закрепить навык равновесия; ходьба и бег с меняющимся темпом движения.
Описание игры:
Произносятся слова:
“Белая береза,
Чёрная роза,
Ландыш душистый,
Одуванчик пушистый,
Колокольчик голубой.
Поворачивай! Не стой!”
Методические указания: не толкаться, соблюдать дистанцию.
- Русская народная игра «Игровая»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой направления.
Описание: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей:
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Правила игры: При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
- Русская народная игра «Лошадки»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.
Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.
Художественное слово:
Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро-скоро
Через реки, через горы!
Все-таки в галоп - гоп-гоп!
Трух-трух! Рысью, милый друг!
Ведь сдержать-то станет силы, -
Рысью-рысью, конь мой милый!
Трух-трух! Не споткнись, мой друг!
(1864г. Л.Н. Модзалевский)
Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет».
- Русская народная игра «Скакалка»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.
Описание: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство.
Перед началом игры говорят следующие слова:
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок,
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
Правила игры:
Кто задел за скакалку, выбывает из игры.
- Русская народная игра «Мороз красный нос»
Цель:
Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.
Он говорит:
Я Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «замороженным» игрокам не сходить с места.
- Русская народная игра «Бабка Ёжка»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.
Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка - Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит:
У меня нога болит.
Пошла она на улицу -
Раздавила курицу.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот «заколдован» и замирает.
Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.
- Русская народная игра «Два Мороза»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.
Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки с противоположных сторон встают два водящих мороза - Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос.
говорят:
Мы два брата молодые, Два Мороза Удалые
Я Мороз-Красный нос, Я Мороз –Синий нос,
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Морозы догоняют их и стараются заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают других водящих. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места.
- Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!»
Цель: Ра звивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.
Описание: Играющие ходят по игровой площадке - собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего:
«Хлоп, хлоп, убегай,
Тебя кони стопчут»
несколько игроков
произносят:
«А я коней не боюсь,
По дороге прокачусь!»
и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.
Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.
- Русская народная игра «Жмурки»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
Описание:. Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».
Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!
Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.
Цель : развитие быстроты; согласованность в движениях;
Соревновательный момент.
Описание игры: игроки встают парами друг за другом на одной линии. Игрок “конь” вытягивает руки назад – вниз и берет за руки “наездника”. По команде пары бегут до финиша, затем меняются (повторить 3-4 раза).
Методические указания: пары бегут прямо, не пересекая дорогу другим, не тянуть сильно “наездника”.
- Русская народная игра «В ногу»
Цель: Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять метании.
Описание: Дети делятся на 2-ве равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Правила: Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.
- Русская народная игра «Ястреб»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, построению парами.
Описание: Дети бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.
Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.
Варианты:
Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок, если они попадают в него, он считается «заколдованным» и из детей выбирается на его место другой .
- Русская народная игра «Бубенцы»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.
Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.
Все дети говорят:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.
Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.
Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.
- Русская народная игра «Матушка Весна»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.
Описание: Выбирается Весна. Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота.
Все дети говорят:
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май –
Сколько хочешь гуляй!
Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.
Правила: Не размыкать цепочку
- Русская народная игра «Пирог»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.
Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.
- Русская народная игра «Малечина-Калечина»
Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества.
Описание: Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:
Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До летнего?
После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев.
Водящий считает: «Раз, два, три... десять!» Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.
Варианты: Палку можно держать по-разному:
1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове.
2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии.
3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове.
Правила игры: Пальцами другой руки (палочку) малечину-калечину поддерживать нельзя.
- Русская народная игра «Цепи кованные»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построению в две шеренги, беге.
Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:
Цепи, цепи, разбейте нас!
Кем из нас? – отвечает другая
Стёпой! - отвечает первая
Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков .
- Русская народная игра «Салки»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе.
Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я - салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я - салка!»
Игра повторяется.
Правила игры:
1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.
Цель: развивать внимание; упражнять в быстром беге; развивать ориентировку в пространстве, внимание.
Описание игры: игроки делятся на 2 команды и становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду – “ястребы”, в другом – “ласточки”. Ведущий называет одну из команд. Та команда, которую назвали, догоняет другую. Пойманные становятся пленниками ловящих. Выигрывает та команда, в которой к концу игры оказывается больше игроков.
Методические указания: внимательно слушать водящего, убегая, стараться не наталкиваться друг на друга (повторить 3-5 раз).
- Русская народная игра «Ткачиха»
Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге.
Описание: Две шеренги, плотно переплетясь руками стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив:
Я весёлая ткачиха,
Ткать умею лихо, лихо.
Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
Ткать умею лихо, лихо!
Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время "челноки" должны проскочить. Если не успевают, то "заткали ниточку« (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали присоединяются к «деревне» встают в шеренгу.
Правила игры: «Челноки» не должны наталкиваться друг на друга.
- Русская народная игра «Медведь»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
Описание: Участники игры по жребию выбирают одного товарища, которому поручают роль медведя. На одной из сторон пространства, отведенного для игры, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.
По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем «медведь», догоняет их, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. «осалить».
«Осаленный» также становится «медведем» и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока «медведей» не станет больше, чем оставшихся участников игры.
Правила: По мере увеличения числа помощников «медведя», все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Действовать надо только по сигналу.
- Русская народная игра «Горелочки с платочком»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.
Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Посмотри на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три!
Последняя пара беги!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит .
- Русская народная игра «Хромая лиса»
Цель: Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге.
Описание: Дети выбирают «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к кому-то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении
признаков утомления.
Правила: Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на одной ноге.
Итоговое развлечение «Народные игры»
(старший дошкольный возраст)
Цель: физическое и региональное образование детей седьмого года жизни.
Программные задачи:
- Посредством подвижных народных игр совершенствовать и развивать физические качества детей: ловкость, равновесие, быстроту.
- Развивать у детей внимание, умение ориентироваться в пространстве, учить совместным действиям в игре.
- Формировать интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями.
- Закреплять основные движения: ходьба и бег со сменой направления, длинными и короткими шагами, змейкой, с ускорением движений.
- Воспитывать интерес детей к народному творчеству родного края.
Оборудование:
канат;
колпачки разметочные – 10 штук;
гимнастическая скамейка – 2 штуки;
обручи малого диаметра – 4 штуки.
Место проведения: спортивный зал, дети занимаются в спортивной форме, босиком.
Ход занятия
Вводная часть
Цель:
Построение в шеренгу, проверка осанки, равнения.
Перестроение в колонну по одному.
1 задание. Ходьба по залу с различными заданиями.
Ходьба на носках - 30 секунд. Методические указания: голову поднять, руки прямые, тянуться вверх.
Ходьба на пятках, руки за головой - 30 секунд. Методические указания: локти развернуты в стороны, спина прямая, соединить лопатки.
Ходьба пятка-носок - 30 секунд. Методические указания: точно ставить пяточку к носку ноги, спину держать прямо, голову не наклонять, руки на поясе.
Ходьба косичкой через канат - 10 секунд. Методические указания: не делать крупные шаги, держать спину, голову не наклонять, руки на поясе.
Ходьба пятка-середина стопы - 30 секунд. Методические указания: четкая постановка стоп, следить за осанкой, руки на поясе.
Повторить ходьбу косичкой - 10 секунд. Методические указания: те же.
Цель:
Профилактика плоскостопия;
Совершенствование физических качеств.
Построение в 2 колонны.
2 задание.
Ходьба и бег змейкой между предметами 4-5 раз.
Закручивание улиток в легком беге 1 раз.
Цель:
Упражнение дает возможность на небольшом пространстве пройти и пробежать длинный отрезок (увеличивает моторную плотность);
Упражняет детей в ходьбе и беге со сменой направления движения, длинными и короткими шагами, со сменой скорости.
3 задание.
Татарская народная игра “Татарский плетень”.
Цель:
Учить совместным действиям;
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Описание игры: одна подгруппа детей стоит вдоль зала, на расстоянии 1 шага друг от друга, берется за руки и поднимает их над головой, произносит слова:
“Вейся, ты вейся, капуста моя!
Вейся, ты вейся, виловая моя!
Как мне капустке не виться,
Как мне виловая не свиться!”.
Дети второй подгруппы, взявшись за руки, бегут змейкой вокруг игроков первой подгруппы. Методические указания: игроков первой подгуппы задевать нельзя.
Затем подгруппы меняются. (Повторить по 2 раза)
Основная часть
4 задание.
Русская народная игра “Золотые ворота”.
Цель:
Умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения;
Развивать умение ориентироваться в пространстве;
Закреплять умение совместных действий.
Описание игры: двое водящих из числа детей берутся за руки, делают воротики, остальные дети вереницей, взявшись за руки, идут через ворота со словами:
“Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас”.
Водящие опускают руки, ловят того, кто не успел пройти. Пойманный встает третьим, ворота расширяются в лабиринт и т.д. (повторить игру 5-6 раз).
Методические указания: проходить в ворота, не задевая их.
5 задание.
Мордовская народная игра “Бег по стволу”.
Цель:
Закрепить навык равновесия;
Ходьба и бег с меняющимся темпом движения.
Описание игры:
Произносятся слова:
“Белая береза,
Чёрная роза,
Ландыш душистый,
Одуванчик пушистый,
Колокольчик голубой.
Поворачивай! Не стой!”
Дети поточно идут по бревну (гимнастической скамейке), всё ускоряя темп движения, затем бегут по скамейке в быстром темпе, замедляя темп, переходят на ходьбу и постепенно останавливаются. (Повторить игру 2-3 раза)
Методические указания : не толкаться, соблюдать дистанцию.
6 задание.
Чувашская народная игра “Мельница”.
Цель:
Развивать вестибулярный аппарат;
Упражнять в равновесии;
Развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве.
Описание игры: дети встают вокруг обруча, взявшись правой рукой за обруч. В середине обруча ребенок, который вращается на месте. Дети произносят слова:
“За рекою на горе,
Где ветер дует и шумит,
Крылья мельницы на нем вертятся
Вверх – вниз, вверх - вниз”.
И двигаются вокруг обруча в одном направлении, убыстряя темп; по команде темп замедляется (повторить 2 раза; второй раз берутся за обруч левой рукой).
Методические указания : обруч держать прямой, опущенной вниз рукой, не тянуть его.
7 задание .
Башкирская игра “Конное состязание”.
Цель:
Развитие быстроты;
Согласованность в движениях;
Соревновательный момент.
Описание игры: игроки встают парами друг за другом на одной линии. Игрок “конь” вытягивает руки назад – вниз и берет за руки “наездника”. По команде пары бегут до финиша, затем меняются (повторить 3-4 раза).
Методические указания : пары бегут прямо, не пересекая дорогу другим, не тянуть сильно “наездника”.
8 задание.
Башкирская игра “Ласточки и ястребы”.
Цель:
Развивать внимание;
Упражнять в быстром беге;
Развивать ориентировку в пространстве, внимание.
Описание игры: игроки делятся на 2 команды и становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду – “ястребы”, в другом – “ласточки”. Ведущий называет одну из команд. Та команда, которую назвали, догоняет другую. Пойманные становятся пленниками ловящих. Выигрывает та команда, в которой к концу игры оказывается больше игроков.
Методические указания : внимательно слушать водящего, убегая, стараться не наталкиваться друг на друга (повторить 3-5 раз).
Заключительная часть
9 задание .
Русская игра – забава малой подвижности “В цапки”.
Цель: игра малой подвижности на внимание.
Описание игры: дети разбиваются на несколько групп. Каждой выбирается водящий, который вытягивает руку, ладонью вниз, все игроки ставят под ладонь указательный палец. Водящий произносит:
“Под моею крышею
Собрались малыши.
Заяц, белка, жаба - ап”.
(Повторить 2-3 раза)
Построение в шеренгу, сладкие призы.
В детстве, для кого-то далеком, а для кого-то лишь вчера закончившемся, все мы старались развлечь себя так, чтобы потом было о чем вспомнить. Наверняка, у многих наиболее яркие впечатления остались от дворовых игр, в которые играли всем дворовым составом детей и подростков. Для таких игрищ необходима была тщательная подготовка, а именно - сбор необходимого количества народа. Организатором чаще всего оказывался самый авторитетный член дворовой «группировки» с громким и властным голосом. Во что мы играли? И есть ли сейчас подобные развлечения в наших дворах?
Ну конечно, все помнят многолюдную игру «Цепи-кованные» (кстати, не во всех поколениях и регионах эта игра называется именно так; о других ее вариантах будет рассказано чуть позже). В этой игре, что приятно, может участвовать столько народу, сколько пожелает играть, ни один не станет лишним. Для игры нужно разделить всех участников на две команды, желательно, чтоб команды количественно были равными. Члены команд должны взяться за руки. «Цепочки» из людей становятся друг напротив друга на расстоянии не менее десяти метров. Нужно заметить, что важным условием для такой игры является открытое пространство. Это может быть стадион или поляна в лесу. Главное, чтобы между командами не стояло ненужных препятствий в виде деревьев или каруселей. Вот, у нас есть две цепочки людей, стоящих на значительном расстоянии друг от друга и смотрящих друг на друга. Далее следует, пожалуй, самая «объединяющая» часть игры - «кричалки», так как кричать нужно непременно хором, то есть всем составом команды. Первой кричит команда, вытянувшая соответствующий жребий. По слову для команды, по очереди: «Цепи - Кованные - Раскуйте - Нас - Кем?». После слова «кем» команда соперников выбирает, а затем хором кричит имя выбранного «бегуна», который побежит разбивать одно из звеньев «человеческой цепочки». Место, куда бить, выбирает уже команда «посланца». Цель - разбить звено и забрать в свою команду еще одного бойца (любого из разбитого «звена»). Если цель не достигнута, и цепочка не пробита, «бегун» остается в команде соперников, и занимает место в цепочке, которое ему предоставят. Дальше все идет как «по накатанной», «кричалки» повторяются, кричать начинают те, кто не кричал в предыдущий раз. Так справедливо. Побеждает та команда, которая захомутает всех до одного игроков, ведь даже один человек, оставшийся на стороне противника, может изменить ситуацию в свою пользу.
Как уже говорилось ранее, у «цепей» есть вариации. Одной из таких является игра «Разрывные цепи». Отличаются игры только произносимыми словами. К примеру, есть такие слова: «Цепи-цепи кованы, раскуйте нас. Кем из нас?» или же «Вожатый-вожатый, отдай пионера! Кого из нас?». При этом, не всегда говорят по одному слову каждая команда, возможно произнесение каждой из команд по предложению.
Пожалуй, самым народным вариантом этой игры является игра с названием «Бояре». В этой игре правила те же, но «кричалки» здесь более развернуты. Соответственно, народ потребуется более подготовленный. И в прямом и в переносном смысле. Либо нужны игроки, знающие текст, или же бойцы, способные запомнить немаленький текст. Кричат команды в форме диалога, слова «Бояре» повторяются в качестве обращения, второе предложение полностью повторяет первое. То есть, примерно вот так: «Бояре, а мы к вам пришли; дорогие, а мы к вам пришли». Затем ответ: «Бояре, а зачем пришли; дорогие, а зачем пришли». Дальше действие происходит следующим образом - нам невеста нужна - а какая вам нужна - нам вот эта нужна - у нее зубки болят - а мы пряничка дадим - она прянички не ест - а мы плеточкой ее - она плеточки боится - отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда. Как видите, это не два предложения, а долгая присказка, чтобы начать «бега».
Теперь лишь остается выбрать, какой игре научить подрастающее поколение, чтобы и они почувствовали радость и восторг от совместных игр.