Один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад, это резьба по кости. Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас - некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В статуэтках, вырезанных из кости, людей больше всего привлекают аккуратность, глубокое внимание к мелким деталям и естественность композиции, которая достигается благодаря неповторимым свойствам материала.
Резьба по кости - одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.
Материалом для таких изделий служили как «благородная» слоновая кость и бивни мамонта, так и простые цевки - плотные трубчатые части скелета коров, лошадей и прочих хозяйственных животных.
Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые завесили от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа. Но, поскольку значительная часть изделий создавалась для светских коллекционеров, всегда существовало большое разнообразие тем и образов.
В России хорошо известна холмогорская резьба по кости, названная так в честь соответствующего района Архангельского края. Её «визитная карточка» - это сложный и витиеватый резной орнамент со сквозными отверстиями, сочетающийся с рельефными сюжетными композициями. В работах мастеров этого стиля читается вдохновение красивой, но суровой северной природой. Узоры напоминают морозные завитки, часто встречаются растительные мотивы. Ещё одна особенность стиля - украшение орнамента цветом, будь то гравировка отдельных деталей или укладка фона под всю работу.
Чуть менее знаменита хотьковская резьба , берущая своё начало в городке Московской области с аналогичным именем. Её стиль отличается сдержанностью и лаконичностью. Художники уделяют больше внимания изображению отдельных деталей живой природы: листьев, цветов, животных. Особенно эффектно выглядят выполненные в этой технике шкатулки и женские украшения. Часто сочетают хотьковскую резьбу по кости и дереву или рогу, а также украшают изделия перламутром и другими материалами.
Отдельного внимания достойно творчество народов севера. Например, для чукотской разновидности ремесла характерны простота исполнения и минимум деталей. Основной используемый в ней материал - клык моржа. Чаще всего из него изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции. Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках.
Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета.
Тобольская резьба известна за свои миниатюры, изображающие повседневную жизнь северных народов. Кроме того, пользуются популярностью табакерки, брелоки, женские украшения и даже иконы от её мастеров.
Интересным стилем, основанным на резьбе по дереву, отличается варнавинская резьба по кости. Её основу составляет ажурный орнамент, который может быть как плоским, так и выпуклым. Варнавинские мастера изготавливают не только бижутерию и предметы декора, но и посуду, подсвечники, шахматные наборы и даже швейные принадлежности.
Нельзя не упомянуть китайские техники этого древнего искусства. Наиболее известны две школы: кантонская и пекинская. Первая знаменита невероятной тонкостью и роскошью своих работ, для которых используют только отбеленную специальным образом костью. Вторая чуть более сдержанна и служит в основном для изготовления фигурок людей. Для этой цели кость тщательно полируют, что подчёркивает её неповторимую текстуру.
Особенности ремесла
Особенности резьбы по кости связаны с используемым материалом. Прежде всего это тот факт, что каждое изделие, созданное таким образом, уникально и неповторимо - в точности воссоздать работу практически невозможно, даже при желании. Форму получившейся фигурки всегда диктует сама кость. Каждый изгиб, небольшая неровность, нарост или трещинка вплетается мастером в композицию, создавая единственное в своём роде произведение искусства.
Из-за дороговизны материала его потери стараются сделать минимальными. Несмотря на это, при некоторых типах работы, например, составлении ажурных орнаментов, от кости всё ещё отсекается 50% и более. При этом зарисовок на бумаге для будущей фигурки не составляют - обычно детали помечают на самой кости. По исполнению резьбу делят на несколько типов:
Работа с костью
Времена, когда обучиться художественному ремеслу можно было только у его мастера, давно прошли. Сейчас инструкции и по декоративной обработке кости доступны каждому, как и покупка нужных для этого инструментов. Существуют как мастер-классы для новичков, собирающихся начать всё с нуля, так и для опытных творцов, желающих улучшить и развить своё мастерство.
Выбор материала
Для художественной резки по кости чаще всего используют благородные разновидности этого материала, соответствующие мастерству и красоте изделий из него. Однако начинающим и желающим получить больше практики ремесленникам стоит остановиться на легкодоступных вариантах, такие как кости коров, дёшево продающиеся во многих продуктовых магазинах и на рынках. Самые популярные виды костей для резьбы включают в себя:
Стоит отметить, что добыча костей и рогов многих из этих животных незаконна или сильно ограничена во многих странах. Исключение составляют цевка и бивни мамонта. Извлечение последних не причиняет вреда природе, так как эти родственники слонов вымерли более 10 тыс. лет назад. Тем не менее добыча этого материала всё ещё довольно трудна и требует специального разрешения (да и целые, хорошо сохранившиеся бивни, пригодные для резьбы, - большая редкость), так что цена материала остаётся высокой.
Поставщики чаще всего продают материал в уже удобной для мастера форме: кость обезжиривают, отбеливают, разрезают на части нужной формы и размера. Те, кто выбрал для работы цевку, могут подготовить её и самостоятельно. Для этого нужно:
- Отпилить кончики кости, срезать с неё все хрящи и прочие образования. Тщательно вычистить её как изнутри, так и снаружи.
- Отварить подготовленный материал в течение получаса. Затем воду слить – в ней останется вышедший из кости жир.
- Снова поставить цевку на огонь, в этот раз залив водой с добавлением кальцинированной соды. Держать 1,5 часа.
- Оставить на ночь. На следующие день снова потомить 1,5 часа, но на этот раз с пищевой содой.
Обработанный таким образом материал становится крепче, белее и легче поддаётся обработке. Кроме того, он очищается от хрупких трубчатых тканей, жира и пятен на поверхности.
Подготовка инструментов
Инструменты для работы с костью немного похожи на таковые для резьбы по рогу, но существуют и различия, обусловленные разницей в прочности и структуре этих материалов. Основной прибор, необходимый для тщательной и точной обработки изделия, - это бормашина и штихеля-насадки для неё. Они бывают самой разной остроты и формы, зависящей от выполняемой функции:
Иногда применяются и другие инструменты, например, пирографический прибор для выжигания по дереву. Он помогает создать неглубокие рельефные линии красивого коричневого цвета.
Выбор насадок зависит от типа работы и вида кости - некоторые из них очень хрупкие, другие прочнее, также отличаются форма и структура.
Уроки для начинающих
Резьба по кости - довольно сложное ремесло, требующее годы на освоение. Создание даже простой поделки - длительный и кропотливый труд, способный тем не менее доставить массу удовольствия как процессом, так и результатом. Понять основы поможет пошаговый урок по вырезанию статуэтки в форме Чеширского Кота из бивня мамонта:
Художественная обработка кости - это древнейшее искусство, для многих ставшее как любимым занятием в свободное время, так и основным источником заработка. Качественные и полные деталей статуэтки, создаваемые мастерами этого ремесла, стали не только достойным украшением как музеев, так и частных коллекций, но и символами состоятельности и вкуса.
Резьба по кости. Народы Севера
Виды и особенности резьбы по кости
Резьба по кости - это тот вид художественного искусства, который создаёт поистине удивительные вещи, буквально завораживающих своим внешним обликом. Они будто притягивают к себе ваше внимание, заставляя снова и снова вглядываться в изящество линий, рассматривать орнамент, находя всё более интересные штрихи.
Рельефная резьба
Резьба по кости является очень древним искусством. Она прошла длинный путь развития: от простейших украшений и предметов обихода до неповторимых по красоте и ажурности изделий, украшающих интерьер. Талант и труд одних поколений множился трудом и талантом других, достижения безымянных творцов находили достойных приемников в лице мастеров, чьи имена оставались в истории. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время.
Видов резьбы по кости несколько:
- гладкая
- рельефная
- сквозная
Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности. Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы. И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.
Резьба по кости народов Севера
Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал - моржовые клыки. Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны. Так же вызывает интерес их искусство гравировки - на клыках создаются целые рассказы в картинках.
Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.
Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки.
Гладкая резьба
Хотьковская резьба
Лучшие традиции русских мастеров продолжает и хотьковская резьба по кости. Город Хотьков, расположенный в Московской области, дал название целому направлению искусства резьбы. В отличие от холмогорского, стиль хотьковских резчиков более лаконичен, основан на конкретных формах живой природы. Основные изделия - шкатулки и женские украшения. Характерно сочетание в изделиях различных материалов - кость, перламутр, рог, твёрдые породы дерева.
Холмогорская резьба по кости
Холмогорская резьба по кости - это один из первых русских художественных промыслов. Архангельский край со своей суровой и красивой природой вдохновлял своих талантливых жителей. Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов. Ларцы и ларчики с традиционной четырёхскатной крышкой, женские украшения, кубки и даже иконы - всё украшено растительными орнаментами и пышными завитками, напоминающими морозные узоры.
Сквозная резьба
Особенности материала для резьбы по кости
Вид готовых изделий во многом зависит от материала, который был применён для их создания. Кости всех видов животных проходят предварительную подготовку, обезжириваются, отбеливаются, разрезаются на части необходимого размера. Знание особенностей их строения позволяет мастеру с наибольшей выгодой использовать их в своем изделии.
Резьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу. Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.
Резьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.
Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, изготовленные в наши дни, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью.
http://reznoe7.ru/rez-ba-po-kosti.
Еще в доисторические времена людям приходилось работать руками, создавая различные орудия труда. Наряду с камнем и деревом древний человек обратил внимание на кости животных как подходящий материал для изготовления инструментов. Они прочны, легки и долговечны. Таким образом появилось искусство вырезания из костей животных. Позже кроме практической функции кость стала выполнять также и декоративную: появились мастера, способные изготавливать изделия из кости мамонта, моржа и прочих. В разных странах и регионах назначение и внешний вид и способ резьбы по кости сильно отличался, шел различными путями.
Как развивалось мастерство резьбы по кости в Китае?
В Китае этот искусство зародился до нашей эры. На раскопках были обнаружены кинжалы и статуэтки, датирующиеся 3700 годом до н.э. Уникальным явлением являются древние шарики-головоломки, которые вложены друг в друга. Так как кость – цельный материал, то очевидно, что умельцы вырезали эти шары один внутри другого. В настоящее время мастерство изготовления шаров дошло до того, что побит следующий рекорд: подобная китайская “матрешка” состоит из 42 шариков, вложенных друг в друга.
Есть мнение, что эти головоломки имели сакральный смысл: каждый шар представлял собой различные оболочки Земли. Сейчас мистическое значение утеряно, однако секрет их вырезания раскрыт: в цельном шаре из кости вырезаются конусообразные отверстия, сходящиеся в центре, а далее вырезаются шары, начиная от внутренних, специальным инструментом.
Изучаем промысел резьбы по кости в разных регионах России
Холмогорская резьба по кости: особенности и отличия
Родина Ломоносова – Холмогоры, что в Архангельской области, славится промыслом художественной резьбы по кости. Отличает эту резьбу обилие ажурных орнаментов, растительных узоров и волнистых линий. В качестве материала северяне используют наиболее доступную кость крупного рогатого скота – цевку, также популярна резьба по кости морского зверя моржа. Не только в России, но и за рубежом известны холмогорские шкатулки, украшения для женщин, кубки и иконы. Под сквозные отверстия в изделиях подкладывается цветная фольга или ценные породы дерева.
Варнавинская резная кость – отличительные черты и история возникновения
Резьба по кости в рабочем поселке Варнавино появилось как ответвление от холмогорской резьбы. Этот довольно новый вид резьбы схож с холмогорской, но в нем присутствуют народные мотивы из хохломской и городецкой росписи, а также нижегородской вышивки. Используются здесь приемы объемной резьбы. Основной материал – также цевка, но режут также по рогу, по слоновой и мамонтовой кости. История варнавинской резьбы недолгая: ее начало уходит к 1970 году, однако в этом поселке до сих пор существует фабрика, название которой ООО “Варко”. В ней работают заслуженные мастера, многие из которых приставлены к наградам и являются лауреатами многочисленных конкурсов и выставок как в России, так и за рубежом. Изображения их работ используются для иллюстраций в книгах, а также выставлены в музеях народного промысла. Изготавливают варнавинские мастера женские украшения, гребни, шпильки, а также шахматы, карандашницы и множество другой сувенирной продукции.
Тобольское мастерство вырезания из кости
В XVIII В Сибири находилось большое количество ценной мамонтовой кости, и это способствовало появлению резчиков по кости в этом регионе. Тобольская резная кость отличается округлостью форм, для нее характерна объемная резьба. Тобольские скульптуры чаще всего представляют собой сценки из жизни народов севера. Также можно встретить такие изделия, как подсвечники, портсигары, брелоки и женские украшения.
Материалы и инструменты для резки по кости для начинающих резчиков:- Самым благородным материалом для резьбы по кости является кость мамонта. Однако ее очень сложно достать, ведь она является невосполнимым ископаемым. Ее преимущества в том, что от долгого хранения под землей она тонируется, приобретая кремовые нежные оттенки. С таким материалом работать приятно, но сложно, так как на плечах мастера лежит огромная ответственность: испорченный кусок уже не вернуть, а запасов на Земле с каждым днем все меньше.
- Не хуже в процессе резки себя проявляет слоновая кость, которая, к тому же, не настолько редка. Однако в России достать ее тоже непросто, а стоит она довольно дорого.
- Для начинающих мастеров лучше всего подходит цевка – кость крупного рогатого скота, которая не является столь редким или дорогим материалом. Здесь существуют свои тонкости. Чтобы подготовить кость к резке, ее нужно кипятить с содой несколько часов, затем вымачивать в растворе перекиси водорода для отбеливания. Она внутри пустая, и из нее мастера изготавливают фигурки животных, а иногда даже сценки из народных сказок.
- Инструментами для резки служат различные штихели, а также напильники и надфили. На фото представлены некоторые инструменты, необходимые для этого мастерства.
Желающие обучиться этому искусству могут посмотреть подборку видео о резьбе по кости животных.
Видео-подборка по теме статьи
Рамка для фото «Животный мир», Кубок «Север», Рамка для фото «Поездка».
Кто оставил свой след в истории холмогорской художественной резьбы по кости?
Издавна наши предки добывали в Белом и Баренцевом морях не только треску, навагу или тюленя, но и моржовую кость – «рыбий зуб». Случалось, находили ископаемую мамонтовую. Даже простая трубчатая коровья кость – цевка – и та в руках искусных мастеров становилась похожей на благородную. Резали кость по всему Северу – от Сольвычегодска и Великого Устюга до Архангельска. Но как-то так получилось, что центром косторезного промысла стали именно Холмогоры.
Бусы и серьги «Старинные». 1994 г., Ваза «Дыхание леса». 1991 г., Вазочка «Олень». 1994 г., Вазочка «Ладья». 1993 г.
Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его братья были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате и, впоследствии, стали лучшими её косторезами.
Конец 17 века. Неизвестный резчик из семьи Шешениных
Это первая фамилия мастера-костореза, которую сохранили для нас архивные документы. Но ведь и до него, вернее до них, братьев-умельцев Шешениных, были резчики: «…стоит подворотенка – дорог рыбий зуб, мудрены вырезы вырезано, а и только в вырезу муравью пройти». Старинная северная былина. Именно об этом. О мастерстве тех, кто ещё до XVII века занимался резьбой по кости. Их имён не донесло до нас изустное народное творчество. Но, благодаря ему, мы прекрасно понимаем, что холмогорскому косторезному промыслу значительно больше, чем 400 лет.
Штанг П. П. Ларчик «Сын помора», 1987 г.
За это долгое время – разное было. На смену XVII веку пришёл XVIII. Ставший временем подлинного расцвета холмогорской художественной резьбы. В 1703 году была основана новая столица Империи на берегах Невы. Для того, чтобы блистать и поражать Европу, срочно понадобились красивые, нарядные, неординарные вещи. Холмогорские мастера по своему профессиональному уровню уже могли это сделать и были готовы выполнить поступивший им заказ.
Ларец-теремок свадебный
Большую часть заказных изделий того периода составляли ларцы самых разных размеров. Они могли иметь форму сундучка с четырехскатной крышкой, а могли выполняться простыми коробочками с ровным верхом, чей деревянный корпус оклеивался костяными пластинами из моржовой кости или обычной цевки. Для оживления монотонной поверхности ларца часть этих пластин окрашивалась в зеленый, реже коричневый, цвет. Чередуясь с белыми, окрашенные пластины создавали своеобразный декоративный ритм готового изделия.
Ларец «Весенняя песня». 1989 г.
На пластины гравировкой наносился так называемый «глазковый» орнамент в виде концентрических кругов с точкой-глазком посередине. Или растительный – из небольших веточек с бутонами и розетками цветов. Гравированный рисунок подкрашивался зелёным, красным или чёрным цветом, что, с одной стороны, создавало определённый контраст с чистым белым или молочно-кремовым материалом кости, а с другой – связывало её в единую композицию с уже с окрашенными пластинами.
Кубки с портретами. Мастерская О. Дудина
Костяные изделия вошли в моду. Они не только вручались в качестве памятных подарков разным высокопоставленным особам и просто важным лицам, но и постоянно находились в царском обиходе. Так, после смерти Екатерины I специальным протоколом-описанием Верховного Тайного Совета было установлено, что свои личные вещи императрица хранила в двух холмогорских ларцах. Помимо них в комнатах императрицы находилось по два резных костяных образа, соответственно – в золотой и серебряной оправах.
Икона «Богоматерь Казанская». 1996 г., Панагия. 2002 г.
В течение всего XVIII века спрос на художественные изделия холмогорских резчиков не только не снижался, он неуклонно рос. Расширялся как сам ассортимент костяных изделий, так и многообразие форм и способов их декорирования. К уже ставшим традиционными ларцам и коробочкам добавились табакерки, миниатюрные комодики, секретеры и туалетные шкатулки. К гребням – подставки под часы и пластины с портретами.
Коробочка «Улетели листья с тополей». 1994 г., Коробочка «Отдых на перелете». 1995 г., Ваза «Деревья спят». 2002 г., Серьги. 1995 г.
Ажурный орнамент дополнился цветным фоном прокладки, в качестве которой используются фольга или шелковая ткань. И, как результат, любая вещь становится пышной и нарядной, превращаясь в настоящее произведение искусства. Чему в немалой степени способствовали и мастера-косторезы, творившие в то время.
Коробочка-репка. 1978 г., Ваза «Завиток». 1980 г.
История сохранила для нас несколько имён. Это Осип Христофорович Дудин и выдающийся деятель русской культуры, известный скульптор – Федот Иванович Шубин. Последний приехал в Петербург в 1759 году и, благодаря содействию Михаила Васильевича Ломоносова, ещё одного талантливого выходца из Холмогор, довольно скоро получил многочисленные заказы от широкого круга вельможных сановников, которым он «услуживал резьбой по кости». Считается, что именно Шубиным вырезан рельефный портрет М. Ломоносова.
Брошь «Птица». 1996 г., Гребень «В райском саду». 198 6г., Гребень «Радость». 1995 г., Гребень «Ажурный». 1996 г.
В начале XIX века определенные коррективы в работу холмогорских мастеров вносят элементы нового архитектурного стиля – классицизма. Особую строгость и изыск приобретают пропорции изделий, их формы, в которых более отчётливо проявляется геометрическое начало, становятся лаконичнее, а орнамент – миниатюрнее. Необыкновенного мастерства достигают в своих работах резчики. Такие, например, как выросший в семье солдата Николай Степанович Верещагин, расцвет творчества которого пришелся на 1790-1810 гг.
Как и Дудин, Верещагин соединил в своих лучших произведениях традиции северорусского косторезного искусства с элементами современной ему архитектурной школы, что говорит не только о природной смётке, но и высоких эрудиции и культуре резчика. До настоящего времени дошло несколько декоративных ваз Верещагина, одна из которых была преподнесена им Екатерине II.
Ставец «Всем святым», Мироносица «Помоги земле русской». 1992 г., Кубок «Великий Новгород». 1984 г.
Украшенные сквозной тончайшей резьбой и рельефами, воздушность ажурного рельефа которых подчёркивается чистотой полирования костяной поверхности, – эти изделия мастера просто уникальны. В 1798 году парные вазы конусообразной формы приняла от резчика царствующая чета Павла I и Марии Фёдоровны. Сегодня они хранятся в Государственном Эрмитаже.
Бюро-секретер
В конце XIX-начале XX веков у холмогорской художественной резьбы появляется новый характерный элемент – механика сквозной резьбы. И – новые имена мастеров, виртуозно освоивших этот технологический приём. Такие как Михаил Михайлович Бобрецов и Максим Иванович Перепелкин. Учитель и ученик.
Самым известным изделием первого является блюдо с резным бортиком и вензелем «В» в центре, которое в 1885 году вместе с хлебом-солью было поднесено посетившему Холмогоры великому князю Владимиру Александровичу.
Максим Иванович с 1885 по 1900 год был руководителем класса резьбы по кости при Ломоносовской школе, который организовал статистический комитет Архангельска с целью поддержания промысла, переживавшего на рубеже веков не самые лучшие времена. Будучи отличным мастером, М. И. Перепёлкин в совершенстве владел техникой резьбы. И хотя в то время класс резьбы закрыли, но учившиеся в нём и перенявшие от Максима Ивановича всё лучшее В. П. Гурьев, Г. Е. Петровский и В. Т. Узиков стали той человеческой основой, с которой началось возрождение холмогорского промысла в 30-х годах двадцатого века.
Лоток «Ветер». 1982 г., Колье-бусы «Каприз». 1996 г., Украшение для волос «Розы». 2002 г., Броши «Цветы», Туалетная коробочка «Тюльпаны». 1996 г.
А поскольку говорят, что история идёт по спирали, то есть надежда, что и нынешний кризис холмогорский художественный промысел переживёт. Главное, что искусство резьбы пока не утрачено, оно сохраняется и передаётся ученикам следующего поколения. И пусть в 2007 году на первый курс нынешней косторезной школы, или по современному – ПУ-27 (производственное училище), принято только девять учащихся… Но – они же есть!
Советская косторезная школа. Просвирин В. А. 80-е гг.
А значит, пока не умерла и надежда, что со временем к тем именам, что уже оставили свой след в истории холмогорского промысла добавятся … Обязательно добавятся новые.
И кто-то когда-нибудь напишет и о них. А может, этого ждать не так уж и долго? ...
Ваза «Баллада о Севере», Кубок «Лесные мотивы». 1977г., Настольное украшение «Северные мотивы». 1978г.
Коробочка-репка. 1995, Коробочка «Птица». 1995, Туалетная коробочка «Птицы». 2001, Нож «Фантазия». 2003, Нож для разрезания бумаги 2002 г.
Стоит подворотенка - дорог рыбий зуб
Мудрёны вырезы вырезано.
А и только в вырезу - мурашу пройти.Народная загадка
Зарождение ремесла
Археологические находки дают возможность утверждать, что человек начал обрабатывать и использовать кости животных в хозяйственно-бытовых, а затем и в декоративных целях, ещё в глубокой древности.
, CC BY-SA 3.0Некоторые находки на территории современной России, датируются VI веком до н.э. Конечно, технологии тогда ещё были не развиты и изделия далеки от той тончайшей кружевной резьбы, которая так восхищает нас сейчас.
В те древние времена кость во многом заменяла людям нехватку железа, из неё изготавливались многие орудия труда, например иглы и шила.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0
Постепенно, железо прочно вошло в обиход, но это не заменило, а скорее даже укрепило и разнообразило косторезное ремесло. С появлением металлических орудий труда появилось больше возможностей обрабатывать кость, изделия стали более разнообразны.
Изделия
Художественно обработанная кость применяется как декоративная отделка, также из неё изготавливают предметы целиком. Искусство резьбы по кости приравнивается к ювелирному.
- шкатулки
- ювелирные украшения
- декоративные украшения
- составляющие элементы предметов бытового назначения
и многое другое.
Резная кость обладает большим количеством достоинств. Она прочна, долговечна, устойчива к воздействию окружающей среды. Одно из самых главных достоинств, это то, что обработанная кость очень красива.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0
Приятный бежеватый оттенок смотрится всегда нарядно и светло. Изделия светятся изнутри, особенно это проявляется в ажурных резных изделиях.
Настольные приборы, шкатулки, рукояти ножей, декор на оружии - кость излюбленный материал, когда речь идёт о дорогих высокохудожественных изделиях.
О материале
«Резная кость» - понятие общее. На самом деле, мастера используют в работе разные виды кости, включая рога, а так же бивни слона, мамонта, клыки моржа. Используют и кости крупного рогатого скота - цевки.
Кости различаются цветовыми оттенками, блеском, текстурой. Мамонтовая кость имеет теплый желтоватый тон и текстуру в виде миниатюрной сеточки. Моржовая кость светлее и холоднее по цвету, в отличие от бивня мамонта, имеет ячеистую внутреннюю часть, что несколько сужает возможность создания художественных изделий.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0
Перед началом резьбы, кость подвергают обезжириванию, а затем, применяя резцы, вырезают различные изделия. Рога обезжиривать не нужно.
Резьба по кости в наше время
Косторезный промысел продолжает развиваться. Это связано с неугасающим спросом на такие изделия. Резная кость очень красива и декоративна, но достаточно дорога.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0Продолжают работать предприятия на Русском Севере и в Нижегородской области. Не так давно восстановили промысел в Хотьково.
Изделия мастеров-косторезов прошлого и современных, хранятся в крупных музеях нашей страны, известны за границей.
Фотогалерея
В этих местах научились использовать кости местных животных или пользуются привозным сырьём.
Холмогорский косторезный промысел является самым старинным. Остальные возникли уже в советские времена.
Разновидности резьбы по кости
Техник резьбы достаточно много:
- скульптурная
- наборная
- ажурная резьба
- токарная обработка
- инкрустирование
- выжигание
Всё это выполняется вручную с помощью специальных инструментов, которые претерпели достаточно сильные эволюционные перемены. Например, сейчас повсеместно используется бормашина с различными удобными насадками в то время, как ещё полтора века назад о такой автоматизации даже не помышляли.