План-конспект урока «Магнитное поле катушки с током. Электромагниты». Лабораторная работа «Сборка электромагнита и испытание его действия. Сборка электромагнита и испытание его действия Сборка электромагнита и испытание его действия вывод

План - конспект урока по физике в 8 классе на тему:

«Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

Цели урока: научить собирать электромагнит из готовых деталей и опытным путём проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Задачи.

Образовательные:

1. используя игровую форму деятельности на уроке повторить основные понятия темы: магнитное поле, его особенности, источники, графическое изображение.

2. организовать деятельность в парах постоянного и сменного состава по сборке электромагнита.

3. создать организационные условия для проведения эксперимента по определению зависимости магнитных свойств у проводника с током.

Развивающие:

1.развивать у обучающихся навыки эффективного мышления: умения выделять главное в изучаемом материале, умения сравнивать изучаемые факты и процессы, умения логически излагать свои мысли.

2.развивать навыки работы с физическим оборудованием.

3.развивать эмоционально-волевую сферу учащихся, при решении задач различной степени сложности.

Воспитательные:

1.создавать условия для формирования таких качеств как уважение, самостоятельность и терпение.

2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции».

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Тип урока: урок методологической направленности.

Технология проблемного обучения и КСО .

Оборудование для лабораторной работы: электромагнит разборный с деталями (предназначен для проведения фронтальных лабораторных работ по электричеству и магнетизму), источник то-ка, реостат, ключ, соединительные провода, компас.

Демонстрации:

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

Мотивационно - ориентировочный компонент

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока.

Предлагает сыграть в игру, и повторить основные понятия темы. Предлагает обсудить позиционную задачу и назвать тему урока, определить цель.

Пытаются ответить, решить позиционную задачу. Определяют тему урока и цель.

Операционно - исполнительный компонент

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

Выполняют лабораторную работу. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа.

Личностные, познавательные, регулятивные

Рефлексивно - оценочный компонент

Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала.

Предлагает решить задачи.

Решают. Отвечают. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы».

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные

1. Повторить основные понятия темы. Входное тестирование.

Игра «Продолжи предложение».

Вещества, которые притягивают железные предметы, назы-ваются... (магнитами).

Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки
впервые обнаружил датский учёный... (Эрстед).

Между проводниками с током возникают силы взаимодей-ствия, которые называются... (магнитными).

Места магнита, у которых сильнее всех проявляются маг-нитное действие, называются... (полюсами магнита).

Вокруг проводника с электрическим током существует...
(магнитное поле).

Источником магнитного поля служит...(движущийся заряд).

7. Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси
маленьких магнитных стрелок, называют...(силовыми маг-нитными линиями).

Магнитное поле вокруг проводника с током можно обнару-жить, например, ... (с помощью магнитной стрелки или с помощью железных опилок).

9. Тела, длительное время сохраняющие свою намагничен-ность, называются... (постоянными магнитами).

10. Одноименные полюса магнита..., а разноименные - ... (отталкиваются,

притягиваются

2. «Черный ящик».

Что спрятано в ящике? Узнаете, если поймете, о чем идет речь в рассказе из книги Дари «Электричество в его применениях». Представление французского фокусника в Алжире.

«На сцене находится небольшой окованный ящик с ручкой на крышке. Я вызываю из зрителей человека посильнее. В ответ на мой вызов выступил араб среднего роста, но крепкого сложения…

- Подойдите суда, - сказал я, - и поднимите ящик. Араб нагнулся, поднял ящик и высокомерно спросил:

- Больше ничего?

- Подождите немножко, - отвечал я.

Затем приняв серьезный вид, я сделал повелительный жест и произнес торжественным тоном:

- Вы теперь слабее женщины. Попробуйте снова поднять ящик.

Силач нисколько не устрашась моих чар, опять взялся за ящик, но на этот раз ящик оказывает сопротивление и, несмотря на отчаянные усилия араба, остается неподвижным, словно прикованный к месту. Араб силиться поднять ящик с такой силой, которой хватило бы для поднятия огромной тяжести, но все напрасно. Утомленный, запыхавшись и сгорая от стыда, он, наконец, останавливается. Теперь он начинает верить в силу чародейства».

(Из книги Я.И. Перельмана «Занимательная физика. 2часть».)

Вопрос. В чем секрет чародейства?

Обсуждают. Высказывают свою позицию. Из «Черного ящика» достаю катушку, железные опилки и гальванический элемент.

Демонстрации:

1) действие соленоида (катушка без сердечника), по которо-му протекает постоянный ток, на магнитную стрелку;

2) действие соленоида (катушка с сердечником), по которому протекает постоянный ток, на якорь;

3) притяжение железных опилок катушкой с сердечником.

Делают вывод, что такое электромагнит и формулируют цель и задачи урока.

3. Выполнение лабораторной работы.

Катушка с железным сердечником внутри называется электромагнитом. Электромагнит - одна из основных деталей многих технических приборов. Предлагаю вам собрать электромагнит и определить, от чего будет зависеть его магнитное действие.

Лабораторная работа № 8

«Сборка электромагнита и испытание его действия»

Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Указания к работе

Задание №1. Составьте электрическую цепь из батареи, катушки, ключа, соединив все последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите магнитные полюсы у катушки. Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку компаса не-значительно. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблю-дайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.

Задание №2. Возьмите две катушки с железным сердечником, но с разным числом витков. Проверьте полюсы с помощью компаса. Определите действие электромагнитов на стрелку. Сравните и сделайте вывод.

Задание № 3. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблю-дайте действие электромагнита на стрелку. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.

Работают в статических парах.

1 ряд - задание №1; 2 ряд - задание №2; 3 ряд - задание №3. Обмениваются заданиями.

1 ряд - задание №3; 2 ряд - задание №1; 3 ряд - задание №2. Обмениваются заданиями.

1 ряд - задание №2; 2 ряд - задание №3; 3 ряд - задание №1. Обмениваются заданиями.

Работа в парах сменного состава.

По окончании опытов делаются выводы:

1.если по катушке проходит электрический ток, то катушка становится магнитом;

2.магнитное действие катушки можно усилить или ослабить:
изменяя число витков катушки;

3.изменяя силу тока, проходящую по катушке;

4.вводя внутрь катушки железный или стальной сердечник.

Лист сам оподготовки, сам опроверки и сам ооценки.

1. Входное тестирование. Игра «Продолжи предложение».

1.__________________________

2.__________________________

3.__________________________

4.__________________________

5.__________________________

6.__________________________

7.__________________________

8.__________________________

9.__________________________

10._________________________

2. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Цель работы: собрать _______________ из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит _____________ действие.

Приборы и материалы: гальванический элемент, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.

Ход работы.

Задание №1.

Задание №2.

Задание №3.

Утверждение

Полностью согласен

Частично согласен

Частично не согласен

Полностью не согласен

Я приобрел много новой информации по теме урока

Я чувствовал себя комфортно

Информация, полученная на уроке, пригодиться мне в дальнейшем

Я получил ответы на все свои вопросы по теме урока.

Я обязательно поделюсь информацией с друзьями полученной информацией.

    Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

    Определение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

    Цель работы : научиться измерять напряжение и сопротивление участка цепи.

    Приборы и материалы : источник питания, спирали-резисторы (2 шт.), амперметр и вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

    Указания к работе :

  1. Соберите цепь, состоящую из источника питания, ключа, двух спиралей, реостата, амперметра, соединенных последовательно. Движок реостата находиться примерно посередине.
  2. Начертите схему собранной вами цепи и покажите на ней, куда подключается вольтметр при измерении напряжения на каждой спирали и на двух спиралях вместе.
  3. Измерьте силу тока в цепи I, напряжения U 1 , U 2 на концах каждой спирали и напряжение U 1,2 на участке цепи, состоящем из двух спиралей.
  4. Измерьте напряжение на реостате U р. и на полюсах источника тока U. Данные занесите в таблицу (опыт №1):
      № опыта
    №1 №2
    Сила тока I, А
    Напряжение U 1 , В
    Напряжение U 2 , В
    Напряжение U 1,2 В
    Напряжение U р. , В
    Напряжение U, В
    Сопротивление R 1 , Ом
    Сопротивление R 2 , Ом
    Сопротивление R 1,2 , Ом
    Сопротивление R р. , Ом
  1. С помощью реостата измените сопротивление цепи и вновь повторите измерения, записывая результаты в таблицу (опыт №2).
  2. Вычислите сумму напряжений U 1 +U 2 на обеих спиралях и сравните с напряжением U 1,2 . Сделайте вывод.
  3. Вычислите сумму напряжений U 1,2 + U р. И сравните с напряжением U. Сделайте вывод.
  4. По данным каждого отдельного измерения вычислите сопротивления R 1 , R 2 , R 1,2 и R р. . Сделайте выводы.

    Лабораторная работа №10

    Проверка законов параллельного соединения резисторов.

    Цель работы : осуществить проверку законов параллельного соединения резисторов (для токов и сопротивлений).Вспомните и запишите эти законы.

    Приборы и материалы : источник питания, спирали-резисторы (2 шт.), амперметр и вольтметр, ключ, соединительные провода.

    Указания к работе :

  1. Внимательно рассмотрите, что обозначено на панели вольтметра и амперметра. Определите пределы измерений, цену делений. По таблице найдите инструментальные погрешности этих приборов. Данные запишите в тетрадь.
  2. Соберите цепь, состоящую из источника питания, ключа, амперметра и двух спиралей, соединенных параллельно.
  3. Начертите схему собранной вами цепи и покажите на ней, куда подключается вольтметр при измерении напряжения на полюсах источника тока и на двух спиралях вместе, а также как надо подключать амперметр для измерения силы тока в каждом из резисторов.
  4. После проверки преподавателем замкните цепь.
  5. Измерьте силу тока в цепи I, напряжения U на полюсах источника тока и напряжение U 1,2 на участке цепи, состоящем из двух спиралей.
  6. Измерьте силы тока I 1 и I 2 в каждой спирали. Данные занесите в таблицу:
  1. Рассчитайте сопротивления R 1 и R 2, а также проводимости γ 1 и γ 2 , каждой спирали, сопротивление R и проводимость γ 1,2 участка двух параллельно соединенных спиралей. (Проводимостью называется величина обратная сопротивлению: γ=1/ R Ом -1).
  2. Вычислите сумму токов I 1 +I 2 на обеих спиралях и сравните с силой тока I. Сделайте вывод.
  3. Вычислите сумму проводимостей γ 1 + γ 2 и сравните с проводимостью γ. Сделайте вывод.
  1. Выполните оценку погрешностей прямых и косвенных измерений.

Лабораторная работа №11

Определение мощности и коэффициента полезного действия электронагревателя.

Приборы и материалы :

Часы, лабораторный источник питания, электронагреватель лабораторный, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода, калориметр, термометр, весы, мензурка, сосуд с водой.

Указания к работе :

  1. Взвесить внутренний стакан калориметра.
  2. Налить в калориметр 150-180 мл воды и опустить в него спираль электронагревателя. Вода должна полностью покрывать спираль. Рассчитайте массу налитой в калориметр воды.
  3. Собрать электрическую цепь, состоящую из источника питания, ключа, электронагревателя (находится в калориметре) и амперметра, соединенных последовательно. Подключите вольтметр для измерения напряжения на электронагревателе. Изобразите принципиальную схему этой цепи.
  4. Измерьте начальную температуру воды в калориметре.
  5. После проверки цепи преподавателем замкните ее, заметив момент времени ее включения.
  6. Измерьте силу тока, проходящего через нагреватель, и напряжение на его зажимах.
  7. Рассчитайте мощность, выделяемую электронагревателем.
  8. Через 15 – 20 минут после начала нагревания (заметьте этот момент времени) вновь измерьте температуру воды в калориметре. Нельзя при этом касаться термометром спирали электронагревателя. Выключите цепь.
  9. Рассчитайте Q полезное - количество теплоты, полученное водой и калориметром.
  10. Рассчитайте Q полное, - количество теплоты, выделенное электронагревателем за измеренный промежуток времени.
  11. Вычислите КПД лабораторной электронагревательной установки.

    Воспользуйтесь табличными данными из учебника «Физика. 8класс.» под редакцией А.В. Перышкина.

Лабораторная работа №12

Исследование магнитного поля катушки с током. Сборка электромагнита и испытание его действия.

Ц ель работы : 1. исследовать магнитное поле катушки с током с помощью магнитной стрелки, определить магнитные полюса этой катушки; 2. собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить его магнитное действие.

Приборы и материалы : источник питания лабораторный, реостат, ключ, ампеметр,соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита, различные металлические предметы (гвоздики, монеты, кнопки и т.п.).

Указания к работе :

  1. Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата и ключа, соединив все последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите магнитные полюсы у катушки. Выполните схематический рисунок опыта, указав на нем электрические и магнитные полюсы катушки, и изобразив вид ее магнитных линий.
  2. Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку компаса незначительно. Вставьте стальной сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
  3. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
  4. Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки магнита соедините между собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименные магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса. Определите с помощью компаса, где расположен северный, а где - южный полюс магнита.
  5. Используя полученный электромагнит, определите, какие из предложенных вам тел притягиваются к нему, а какие – нет. Результат запишите в тетрадь.
  6. В отчете перечислите известные вам применения электромагнитов.
  7. Сделайте вывод из проделанной работы.

Лабораторная работа №13

Определение показателя преломления стекла

Цель работы:

Определить показатель преломления стеклянной пластины, имеющей форму трапеции.

Приборы и материалы:

Стеклянная пластинка с плоскопараллельными гранями, имеющая форму трапеции, 4 швейные булавки, транспортир, угольник, карандаш, лист бумаги, подкладка из пенопласта.

Указания к работе:

  1. Положите лист бумаги на пенопластовую подкладку.
  2. На лист бумаги положите плоскопараллельную стеклянную пластинку и обведите ее контуры карандашом.
  3. Приподнимите пенопластовую подкладку и, не сдвигая пластину, воткните булавки 1 и 2 в лист бумаги. При этом надо смотреть на булавки сквозь стекло и втыкать булавку 2 так, чтобы за ней не была видна булавка 1.
  4. Перемещайте булавку 3 до тех пор, пока она не окажется на одной прямой с мнимыми изображениями булавок 1 и 2 в стеклянной пластине (см. рис.а)).
  5. Проведите прямую через точки 1 и 2.Проведите прямую через точку 3, параллельную прямой 12 (рис.б)).Соедините точки О 1 и О 2 (рис. в)).

    6. Проведите перпендикуляр к границе раздела воздух-стекло в точке О 1. Укажите угол падения α и угол преломления γ

    7. Проведите измерения угла падения α и угла преломления γ с помощью

    Транспортира. Данные измерений запишите.

  1. С помощью калькулятора или с помощью таблиц Брадиса найдите sin a и sin g . Определите показатель преломления стекла n ст.-воз. относительно воздуха, считая абсолютный показатель преломления воздуха n воз. @ 1.

    .

  1. Можно определить n ст.-воз. и другим способом, используя рис г). Для этого необходимо продолжить перпендикуляр к границе раздела воздух-стекло как можно дальше вниз и отметить на нем произвольную точку А. Затем пунктирными линиями продолжить падающий и преломленный лучи.
  2. Опустите из точки А перпендикуляры на эти продолжения – АВ и АС. Ð АО 1 С = a , Ð АО 1 В = g . Треугольники АО 1 В и АО 1 С прямоугольные и имеют одинаковую гипотенузу О 1 А.
  3. sin a = sin g = n ст. =
  4. Таким образом, измерив АС и АВ, можно рассчитать относительный показатель преломления стекла.
  5. Оцените погрешность произведенных измерений.

Тема: Сборка электромагнита и испытание его действия.

Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить его магнитное действие.

Оборудование:

  • источник тока (батарея или аккумулятор);
  • реостат;
  • ключ;
  • соединительные провода;
  • компас;
  • детали для сборки электромагнита.

Указания к работе

1. Составьте электрическую цепь из источника тока, катушки, реостата и ключа, соеденив все последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите магнитные полюса у катушки.

2. Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на которое действие магнитного поля катушки на стрелку компаса незначительно. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.

3. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.

4. Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита соедените мужду собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименые магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса. Определите с помощью компаса, где расположен северный, а где - южный полюс магнита.

Лабораторная работа № 8 _____________________

Дата

Сборка электромагнита и испытание его действия.

Цель: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Оборудование: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас (магнитная стрелка), дугообразный магнит, амперметр, линейка, детали для сборки электромагнита (катушка и сердечник).

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять .

Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. При проведении опытов с магнитными полями следует снимать с руки часы и убрать мобильный телефон.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ________________________

Подпись учащегося

Ход работы.

  1. Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра и ключа, соединив их последовательно. Нарисуйте схему сборки цепи.
  1. Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки.

Измерьте расстояние от катушки до стрелки L 1 и силу тока I 1 в катушке.

Результаты измерений запишите в таблицу 1.

  1. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние L 2 ,

на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 1.

Таблица 1

Катушка

без сердечника

L 1, см

I 1, А

L 2, см

I 2, А

4. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие

Электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние L 3 от катушки до стрелки и

Силу тока I 3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в

Таблицу 2.

  1. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое

Расстояние L 4 , на котором действие магнитного поля катушки на магнитную

Стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 4 в катушке.

Результаты измерений также запишите в таблицу 2.

Таблица 2

Катушка

с сердечником

L 3, см

I 3, А

L 4, см

I 4, А

  1. Сравните результаты, полученные в п.3 и п.4. Сделайте вывод: ______________

____________________________________________________________________

  1. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие

Электромагнита на стрелку. Сделайте вывод: _____________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита

соедините между собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименные магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса, определите, где расположен северный, а где - южный полюс электромагнита. Зарисуйте магнитное поле полученного вами электромагнита

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Какое сходство имеется у катушки с током с магнитной стрелкой? __________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Почему магнитное действие катушки, по которой идёт ток, усиливается, если в неё ввести железный сердечник? _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Что называют электромагнитом? Для каких целей используют электромагниты (3-5 примеров)? ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Можно ли соединить катушки подковообразного электромагнита так, чтобы на концах катушки получились одинаковые полюсы? ________________________
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Какой полюс появится у заострённого конца железного гвоздя, если к его шляпке приблизить южный полюс магнита? Объясните явление ___________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа»

План – конспект урока по физике в 8 классе на тему:

«Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.»

Учитель: Савостиков С.В.

План – конспект урока по физике в 8 классе по теме:

«Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.»

Цели урока:

- обучающая: изучить способы усиления и ослабления магнитного поля катушки с током; научить определять магнитные полюса катушки с током; рассмотреть принцип действия электромаг­нита и области его применения; научить собирать электромагнит из
готовых деталей и опытным путём проверять, от чего зависит его магнитное действие;

Развивающая: развивать умение обобщать знания, применять
знания в конкретных ситуациях; развивать навыки работы с прибора­
ми; развивать познавательный интерес к учебному предмету;

Воспитательная: воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности при выполнении практической работы.

Тип урока: комбинированный (с использованием ИКТ).

Оборудование урока: компьютеры, авторская презентация «Электромагниты».

Оборудование для лабораторной работы: электромагнит разборный с деталями (предназначен для проведения фронтальных лабораторных работ по электричеству и магнетизму), источник то­ка, реостат, ключ, соединительные провода, компас.

Демонстрации:

1) действие проводника, по которому протекает постоянный

ток, на магнитную стрелку;

2) действие соленоида (катушка без сердечника), по которо­му протекает постоянный ток, на магнитную стрелку;

    притяжение железных опилок гвоздем, на который на­
    мотан провод, подключенный к источнику постоянного
    тока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы урока.

П. Актуализация опорных знаний (6 мин).

«Продолжи предложение»

    Вещества, которые притягивают железные предметы, назы­ваются... (магнитами).

    Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки
    впервые обнаружил датский учёный... (Эрстед).

    Между проводниками с током возникают силы взаимодей­ствия, которые называются... (магнитными).

    Места магнита, у которых сильнее всех проявляются маг­нитное действие, называются... (полюсами магнита).

    Вокруг проводника с электрическим током существует...
    (магнитное поле).

    Источником магнитного поля служит ...(движущийся заряд).

7. Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси
маленьких магнитных стрелок, называют ...(силовыми маг­ нитными линиями).

    Магнитное поле вокруг проводника с током можно обнару­жить, например, ... (с помощью магнитной стрелки или с помощью железных опилок).

    Если магнит разломали пополам, то первый кусок и второй
    кусок магнита имеют полюса... (северные - N и южные - S ).

11.Тела, длительное время сохраняющие свою намагничен­ность, называются... (постоянными магнитами).

12. Одноименные полюса магнита..., а разноименные - ... (отталкиваются, притягиваются).

III . Основная часть. Изучение нового материала (20 мин).

Слайды №1-2

Фронтальный опрос

    Почему для изучения магнитного поля можно использовать
    железные опилки? (В магнитном поле опилки намагничиваются и становятся магнитными стрелками)

    Что называют магнитной линией магнитного поля? (Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси маленьких магнитных стрелок)

    Для чего вводят понятие магнитной линии поля? (С поиощью магнитных линий удобно изображать магнитные поля графически)

    Как на опыте показать, что направление магнитных линий
    связано с направлением тока? (При изменении направления тока в проводнике все магнитные стрелки поворачиваются на 180 о )

Слайд №З

Что объединяет эти рисунки (см. слайд) и чем они отличаются?

Слайд №4

Можно ли сделать магнит, у которого был бы только север­ный полюс? А только южный полюс? (Невозможно сделать магнит, у которого отсутствовал бы один из полюсов).

Если разломить магнит на две части, будут ли эти части магнитами? (Если разломить магнит на части, то все его части будут магнитами).

Какие вещества могут намагничиваться? (Железо, кобальт, никель, сплавы из этих элементов).

Слайд№5

Магниты, прикрепляющиеся на холодильник, стали настолько популярны, что являются объектом коллекционирования. Так на текущий момент рекорд по числу собранных магнитов принадлежит Луизе Гринфарб (США). В настоящий момент в Книге рекордов Гиннеса за ней зарегистрирован рекорд в 35 000 магнитов.

Слайд №6

- Можно ли намагнитить железный гвоздь, стальную отверт­ку, алюминиевую проволоку, медную катушку, стальной болт? (Железный гвоздь, стальной болт и отвертку из стали можно на магнитить, а вот алюминиевую проволоку и медную катушку на магнитить нельзя, но если по ним пустить электрический ток, то они будут создавать магнитное поле.)

Объясните опыт, изображенный на рисунках (см. слайд).

Слайд №7

Электромагнит

Андре Мари Ампер, проводя опыты с катушкой (соленоидом), показал эквивалентность ее магнитного поля полю постоянного магнита Соленоид (от греч. solen - трубка и eidos - вид) - прово­лочная спираль, по которой пропускают электрический ток для соз­дания магнитного поля.

Исследования магнитного поля кругового тока привели Ам­пера к мысли, что постоянный магнетизм объясняется существова­нием элементарных круговых токов, обтекающих частицы, из кото­рых состоят магниты.

Учитель: Магнетизм - одно из проявлений электричества. Как создать магнитное поле внутри катушки? Можно ли изменять это поле?

Слайды №8-10

Демонстрации, выполняемые учителем:

    действие проводника, по которому протекает постоянный
    ток, на магнитную стрелку;

    действие соленоида (катушка без сердечника), по которо­му протекает постоянный ток, на магнитную стрелку;

    действие соленоида (катушка с сердечником), по которому
    протекает постоянный ток, на магнитную стрелку;

    притяжение железных опилок гвоздем, на который намо­тан провод, подключенный к источнику постоянного тока.

Учитель: Катушка состоит из большого числа витков про­вода, намотанного на деревянный каркас. Когда в катушке есть ток, железные опилки притягиваются к ее концам, при отключении тока они отпадают.

Включим в цепь, содержащую катушку, реостат и при помо­щи него будем изменять силу тока в катушке. При увеличении силы тока действие магнитного поля катушки с током усиливается, при уменьшении - ослабевает.

Магнитное действие катушки с током можно значительно усилить, не меняя число ее витков и силу тока в ней. Для этого надо ввести внутрь катушки железный стержень (сердечник). Железо, |веденное внутрь катушки, усиливает ее магнитное действие.

Катушка с железным сердечником внутри называется электромагнитом. Электромагнит - одна из основных деталей многих технических приборов.

По окончании опытов делаются выводы:

    если по катушке проходит электрический ток, то катушка
    становится магнитом;

    магнитное действие катушки можно усилить или ослабить:
    изменяя число витков катушки;

    изменяя силу тока, проходящую по катушке;

    вводя внутрь катушки железный или стальной сердечник.

Слайд №11

Учитель: Обмотки электромагнитов изготавливают из изолированного алюминиевого или медного провода, хотя есть и сверхпроводящие электромагниты. Магнитопровода изготавливают из магнитно-мягких материалов - обычно из электротехнической или качественной конструкционной стали, литой стали и чугуна, железоникелевых и железокобальтовых сплавов.

Электромагнит - устройство, магнитное поле которого созда­ётся только при протекании электрического тока.

Слайд №12

Подумай и ответь

    Можно ли намотанную на гвоздь проволоку назвать элек­тромагнитом? (Да.)

    От чего зависят магнитные свойства электромагнита? (От
    силы тока, от количества витков, от магнитных свойств сердечника, от формы и размеров катушки.)

3. По электромагниту пустили ток, а затем уменьшили его в
два раза. Как изменились магнитные свойства электромаг­нита? (Уменьшились в 2 раза.)

Слайды №13-15

1-й ученик: Вильям Стержен (1783-1850) - английский инженер-электрик, создал первый подковообразный электромагнит, способный удерживать груз больше собственного веса (200-граммовый электромагнит был способен удерживать 4 кг железа).

Электромагнит, продемонстрированный Стерженом 23 мая 1825 г., выглядел как согнутый в подкову, лакированный, железный стержень длиной 30 и диаметром 1,3 см, покрытый сверху одним слоем изолированной медной проволоки. Электромагнит удерживал на весу 3600 г и значительно превосходил по силе природные маг­ниты такой же массы.

Джоуль, экспериментируя с самым первым магнитом Стержена, сумел довести его подъемную силу до 20 кг. Это было в том же 1825 г.

Джозеф Генри (1797-1878) - американский физик, усовершен­ствовал электромагнит.

В 1827 г. Дж. Генри стал изолировать уже не сердечник, а са­му проволоку. Только тогда появилась возможность наматывать витки в несколько слоев. Дж. Генри исследовал различные методы намотки провода для получения электромагнита. Создал магнит в 29 кг, удерживающий гигантский по тем временам вес - 936 кг.

Слайды №16-18

2-й ученик: На заводах применяются электромагнитные подъемные краны, которые могут переносить огромные грузы без креплений. Как они это делают?

Дугообразный электромагнит удерживает якорь (железную пластинку) с подвешенным грузом. Прямоугольные электромагни­ты предназначены для захвата и удержания при транспортировании листов, рельсов и других длинномерных грузов.

Пока в обмотке электромагнита есть ток, ни одна «железяка» не упадет. Но если ток в обмотке почему-либо прервется, авария неизбежна. И такие случаи бывали.

На одном американском заводе электромагнит поднимал же­лезные болванки.

Внезапно на электростанции Ниагарского водопада, подаю­щей ток, что-то случилось, ток в обмотке электромагнита пропал; масса металла сорвалась с электромагнита и всей своей тяжестью обрушилась на голову рабочего.

Чтобы избежать повторения подобных несчастных случаев, а также с целью сэкономить потребление электрической энергии, при электромагнитах стали устраивать особые приспособления: после того как переносимые предметы подняты магнитом, сбоку опускаются и плотно закрываются прочные стальные подхватки, которые затем сами поддерживают груз, ток же во время транспортировки прерывается.

Электромагнитные траверсы используются для перемещения длинномерных грузов.

В морских портах для перегрузки металлолома используются, наверное, самые мощные круглые грузоподъемные электромагниты. Их масса достигает 10 тонн, грузоподъемность - до 64 тонн, а от­рывное усилие - до 128 тонн.

Слайды №19-22

3-й ученик: В основном, область применения электромаг­нитов - электрические машины и аппараты, входящие в системы промышленной автоматики, в аппаратуру защиты электротехнических установок. Полезные свойства электромагнитов:

    быстро размагничиваются при выключении тока,

    возможно изготовление электромагнитов любых размеров,

    при работе можно регулировать магнитное действие, меняя силу тока в цепи.

Электромагниты используют в подъемных устройствах, для очищения угля от металла, для сортировки разных сортов семян, для формовки железных деталей, в магнитофонах.

Электромагниты широко применяют в технике благодаря их замечательным свойствам.

Электромагниты однофазные переменного тока предназначе­ны для дистанционного управления исполнительными механизмами различного промышленного и бытового назначения. Электромагни­ты, обладающие большой подъемной силой, используют на заводах для переноски изделий из стали или чугуна, а также стальных и чугунных стружек, слитков.

Применяются электромагниты в телеграфном, телефонном аппарате, в электрическом звонке, электродвигателе, трансформаторе, электромагнитном реле и во многих других устройствах.

В составе различных механизмов электромагниты использу­ются в качестве привода для осуществления необходимого поступа­тельного перемещения (поворота) рабочих органов машин или для создания удерживающей силы. Это электромагниты грузоподъёмных машин, электромагниты муфт сцепления и тормозов, электро­магниты, применяемые в различных пускателях, контакторах, вы­ключателях, электроизмерительных приборах и так далее.

Слайд №23

4-й ученик: Брайан Твейтс, генеральный директор компа­нии Walker Magnetics, с гордостью представляет самый большой в мире подвесной электромагнит. Его вес (88 т) примерно на 22 т превышает вес действующего победителя «Книги рекордов Гинне-са» из США. Его грузоподъемность составляет приблизительно 270 тонн.

Крупнейший в мире электромагнит используется в Швейца­рии. Электромагнит 8-угольной формы состоит из сердечника, из­готовленного из 6400 т низкоуглеродистой стали, и алюминиевой катушки весом 1100 т. Катушка состоит из 168 витков, закреплён­ных электросваркой на раме. Ток силой 30 тыс. А, проходящий по катушке, создает магнитное поле мощностью 5 килогауссов. Разме­ры электромагнита, превосходящие высоту 4-этажного здания, со­ставляют 12x12x12 м, а общий вес равен 7810 т. На его изготовле­ние ушло больше металла, чем на постройку Эйфелевой башни.

Самый тяжёлый в мире магнит имеет диаметр 60 м и весит 36 тыс. т. Он был сделан для синхрофазотрона мощностью 10 ТэВ, установленного в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, Московская область.

Демонстрация: Электромагнитный телеграф.

    Закрепление (4 мин).

3 чловека на компьютерах выполняют работу «Решалкин» по теме «Электромагнит» с сайта
Слайд №24

    Что называют электромагнитом? (Катушку с железным сердечником)

    Какими способами можно усилить магнитное действие ка­тушки с

током? (магнитное действие катушки можно усилить:
изменяя число витков катушки, изменяя силу тока, проходящую по катушке, вводя внутрь катушки железный или стальной сердечник. )

    В каком направлении устанавливается катушка с током,
    подвешенная на длинных тонких проводниках? Какое сходство
    имеется у нее с магнитной стрелкой?

4. Для каких целей используют на заводах электромагниты?

    Практическая часть (12 мин).


Слайд №25

Лабораторная работа.

Выолнение учениками самостоятельно лабораторной работы №8 « Сборка электромагнита и испытание его действия», стр.175 учебника «Физика-8» (автор A3. Пёрышкин, «Дрофа», 2009 г.).

Сла йды №25-26

Подведение итогов и выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

2. Выполнить домашний исследовательский проект «Мотор за
минут» (инструкция выдаётся каждому ученику для работы
дома, см. Приложение).

Проект «Мотор за 10 минут»

Всегда интересно наблюдать за изменяющимися явлениями, особенно если сам участвуешь в создании этих явлений. Сейчас мы соберем простейший (но реально работающий) электродвигатель, состоящий из источника питания, магнита и небольшой катушки провода, которую мы тоже сделаем сами. Существует секрет, кото­рый заставит этот набор предметов стать электродвигателем; секрет, который одновременно умен и изумительно прост. Вот что нам нужно:

    батарея 1,5 В или аккумулятор;

    держатель с контактами для батареи;

1 метр провода с эмалевой изоляцией (диаметр 0,8-1 мм);

0,3 метра неизолированного провода (диаметр 0,8-1 мм).

Мы начнем с намотки катушки, той части электродвигателя, которая будет вращаться. Чтобы сделать катушку достаточной ров­ной и круглой, намотаем ее на подходящем цилиндрическом карка­се, например, на батарейке АА.

Оставляя свободными по 5 см провода с каждого конца, намо­таем 15-20 витков на цилиндрическом каркасе. Не старайтесь осо­бенно плотно и ровно наматывать катушку, небольшая степень сво­боды поможет катушке лучше сохранить свою форму.

Теперь аккуратно снимите катушку с каркаса, стараясь сохра­нить полученную форму.

Затем оберните несколько раз свободные концы провода во­круг витков для сохранения формы, наблюдая за тем, чтобы новые скрепляющие витки были точно напротив друг друга.

Катушка должна выглядеть так:

Сейчас настало время секрета, той особенности, которая за­ставит мотор работать. Это изысканный и неочевидный прием, и его очень сложно обнаружить, когда мотор работает. Даже люди, много знающие о работе двигателей, могут быть удивлены, обна­ружив этот секрет.

Держа катушку вертикально, положите один из свободных концов катушки на край стола. Острым ножом удалите верхнюю половину изоляции с одного свободного конца катушки (держате­ля), оставляя нетронутой нижнюю половину. Проделайте то же са­мое со вторым концом катушки, наблюдая за тем, чтобы неизолиро­ванные концы провода были направлены вверх у двух свободных концов катушки.

В чем смысл этого приема? Катушка будет лежать на двух держателях, изготовленных из неизолированного провода. Эти дер­жатели будут присоединены к разным концам батареи так, чтобы электрический ток мог проходить от одного держателя через ка­тушку к другому держателю. Но это будет происходить только то­гда, когда неизолированные половины провода будут опущены вниз, касаясь держателей.

Теперь необходимо изготовить поддержку для катушки. Это
просто витки провода, которые поддерживают катушку и позволя­ют ей вращаться. Они сделаны из неизолированного провода, так
как, кроме поддержки катушки, они должны доставлять ей электри­ческий ток. Просто оберните каждый кусок неизолированного про­
вода вокруг небольшого гвоздя - получите нужную часть нашего
двигателя.

Основанием нашего первого мотора будет держатель батареи. Это будет подходящая база еще и потому что при установленной батарее она будет достаточно тяжелой для того, чтобы мотор не дрожал. Соберите пять частей вместе, как показано на снимке (вна­чале без магнита). Положите сверху батарейки магнит и аккуратно подтолкните катушку…

Если все сделано правильно, катушка начнет быстро вращаться!

Надеюсь, что у вас все заработает с первого раза. Если все-таки мотор не заработал, тщательно проверьте все электрические соединения. Вращается ли катушка свободно? Доста­точно ли близко расположен магнит? Если недостаточно, установите дополнительные магниты или подрежьте проволочные держатели.

Когда мотор заработает, единственное, на что нужно обратить внимание - чтобы не перегрелся аккумулятор, так как ток достаточ­но большой. Просто снимите катушку - и цепь будет разорвана.

Модель вашего мотора продемонстрируйте одноклассникам и учителю на следующем уроке физики. Пусть комментарии одноклассников и оценка учителем твоего проекта станут стимулом для дальнейшего успешного проектирования физических приборов и познания окружающего мира. Желаю успехов!

Лабораторная работа № 8

«Сборка электромагнита и испытание его действия»

Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Приборы и материалы: батарея из трех элементов (или аккуму­ляторов), реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.

Указания к работе

1. Составьте электрическую цепь из батареи, катушки, реостата и ключа, соединив все последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите магнитные полюсы у катушки.

    Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку компаса не­значительно. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблю­дайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.

    Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.

    Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита соедините между собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименные магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса. Определите с по­мощью компаса, где расположен северный, а где - южный полюс маг­нита.

История электромагнитного телеграфа

В мире электромагнитный телеграф был изобретён русским учёным и дипломатом Павлом Львовичем Шиллингом в 1832 г. Находясь в командировке в Китае и других странах, он остро ощущал потребность в быстродействующем средстве связи. В телеграфном аппарате им использовано свойство магнитной стрелки отклоняться в ту или другую сторону в зависимости от направления тока, проходящего по проводу.

Аппарат Шиллинга состоял из двух частей: передатчика и приёмника. Два телеграфных аппарата проводниками соединялись между собой и с электрической батареей. Передатчик имел 16 клавиш. Если нажимали на белые клавиши, ток шёл в одну сторону, если на чёрные - в другую. Эти импульсы тока достигали по проводам приёмника, который имел шесть катушек; возле каждой катушки на нити подвешивали две магнитные стрелки и небольшой диск (см. левый рис.). Одну сторону диска окрашивали чёрной краской, другую – белой.

В зависимости от направления тока в катушках магнитные стрелки поворачивались в ту или другую сторону, и телеграфист, принимающий сигнал, видел чёрные или белые кружки. Если ток в катушку не поступал, то диск был виден ребром. Для своего аппарата Шиллинг разработал азбуку. Аппараты Шиллинга работали на первой в мире телеграфной линии, построенной изобретателем в Петербурге в 1832 г, между Зимним дворцом и кабинетами некоторых министров.

В 1837 г. американец Самуил Морзе сконструировал телеграфный аппарат, записывающий сигналы (см. правый рис.). В 1844 г. была открыта первая телеграфная линия, оборудованная аппаратами Морзе между Вашингтоном и Балтимором.

Электромагнитный телеграф Морзе и разработанная им система записи сигналов в виде точек и тире получили широкое распространение. Однако аппарат Морзе имел серьезные недостатки: переданную телеграмму необходимо расшифровать, а затем записать; мала скорость передачи.

Первый в мире буквопечатающий аппарат изобрёл в 1850 г. русский учёный Борис Семенович Якоби. В этом аппарате имелось печатающее колесо, которое вращалось с такой же скоростью, как и колесо другого аппарата, установленного на соседней станции (см. нижний рис.). На ободах обоих колес были выгравированы буквы, цифры и знаки, смачиваемые краской. Под колёсами аппаратов располагали электромагниты, а между якорями электромагнитов и колёсами протягивали бумажные ленты.

Например, надо передать букву «А». Когда на обоих колёсах буква А располагалась внизу, на одном из аппаратов нажимали ключ и замыкали цепь. Якоря электромагнитов притягивались к сердечникам и прижимали к колёсам обоих аппаратов бумажные ленты. На лентах одновременно отпечатывалась буква А. Для передачи любой другой буквы надо «поймать» момент, когда нужная буква будет находиться на колесах обоих аппаратов внизу, и нажать ключ.

Какие необходимы условия для правильной передачи в аппарате Якоби? Первое – колёса должны вращаться с одинаковой скоростью; второе – на колёсах обоих аппаратов одинаковые буквы должны занимать в любой момент одинаковые положения в пространстве. Эти принципы использовались и в телеграфных аппаратах последних моделей.

Над усовершенствованием телеграфной связи работали многие изобретатели. Были телеграфные аппараты, которые передавали и принимали десятки тысяч слов в час, но они сложны и громоздки. Большое распространение в своё время получили телетайпы – буквопечатающие телеграфные аппараты с клавиатурой как у пишущей машинки. В настоящее время телеграфные аппараты не используются, их вытеснила телефонная, сотовая и интернет-связь.

  • Пояснительная записка

    ... №6 по теме тока Магнитное поле . Магнитное поле прямого тока . Магнитные линии. 1 55 Магнитное поле катушки с током . Электромагниты и их при...

  • Программа по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений Авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин М.: Дрофа. 2007 учебниками (включенными в Федеральный перечень)

    Программа

    ... №6 по теме «Работа и мощность электрического тока » 1 Электромагнитные явления. (6 ч) 54 Магнитное поле . Магнитное поле прямого тока . Магнитные линии. 1 55 Магнитное поле катушки с током . Электромагниты и их при...

  • Приказ № от “ ” 201 г. Рабочая программа по физике для базового уровня изучения физики основной школы класс 8

    Рабочая программа

    ... физики . Диагностика по повторенному материалу 7 класса . Диагностическая работа Раздел 1. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ Тема ... магнитного поля катушки с током от числа витков, от силы тока в катушке , от наличия сердечника; применение электромагнитов ...