Главный архитектор "СамАрта": "Мы хотим подготовить зрителя к спектаклю". Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества Размытие: улучшение фоновых изображений

Картинка стоит тысячи слов. Эта старая заезженная фраза как никогда актуальна, когда речь заходит о привлечении внимания аудитории. Потому что факты есть факты – многочисленные исследования подтверждают, что изображения привлекают внимание людей.

Специалисты компании HubSpot, производящей софт для маркетологов, собрали интересную статистику, которая показывает, насколько мощным средством коммуникации может быть визуальный контент:

  • Статьи с тематическими иллюстрациями получают на 94% больше просмотров, чем веб-страницы с текстом без изображений.
  • Люди запоминают информацию лучше, если данные проиллюстрированы (от услышанного в памяти остается всего 10%, но если контент был аудиовизуальным, человек даже через три дня способен воспроизвести 65% полученной информации).
  • У визуального контента в 40 раз больше шансов стать вирусным и разойтись по социальным сетям.

В дизайне визуальные образы значат крайне много, их роль трудно переоценить. Изображения помогают сделать практически любой проект более эффективным и запоминающимся. И если дизайнер хочет, чтобы его работа выделялась на фоне других похожих проектов, то он должен хорошо позаботиться о визуальном содержании.

Неважно, используются собственные фотографии или изображения берутся со стоков, перед использованием их в проекте нужно убедиться, что с ними все в порядке. Размер, композиция, цветопередача, баланс белого – важно буквально все. А чтобы упростить себе работу, все корректировки можно сделать в сервисе Canva.

Кадрирование: фокусировка на главном и композиция

Кадрирование – один из самых лучших способов улучшения картинки. Обрезка поможет удалить ненужные или отвлекающие элементы кадра, улучшить композицию и выделить самое главное.

Внимание! Если вы решили кадрировать изображение, не спешите удалять слишком много, действуйте постепенно. Если картинку кадрировать слишком сильно, то можно потерять много важного. Кроме того, сильный кроп уменьшает качества и разрешение картинки. В результате, если такую сильно урезанную картинку вдруг придется увеличить, она распадется на пиксели.

Есть сравнительно безопасный способ кадрирования – это правило третей. Исходное изображение делится на три части по вертикали и горизонтали, в результате чего поверх картинки появляется решетка из двух горизонтальных и двух вертикальных линий. Вот, смотрите:

Как кадрировать в Canva:
  • Нажмите на изображение, которое нужно кадрировать
  • В строке выпадающего меню выберите «Crop»
  • Над изображением появится рамка с маркерами по углам, потянув за которые, можно выстроить новый кадр, убрав ненужные части картинки
  • Когда работа будет закончена, подтвердите изменения, нажав на галочку над изображением

Кадрирование в Canva можно повторять сколько угодно, пока вы не добьетесь нужного результата. Если не получилось с первого раза, просто опять откройте исходник и попробуйте все снова.

Размытие: улучшение фоновых изображений

Иногда изображения нужно выделять, но бывают случаи, когда они не должны быть в центре внимания. Как не удивительно, но порой картинка хорошо работает в роли «закадрового голоса». Ну, вы поняли, что речь идет о фоновых изображениях.

Фотографии, особенно хорошие, могут украсить любой дизайн. Но так как чаще всего получается, что текст размещен поверх фоновой иллюстрации, то возникает проблема – из-за множества мелких деталей на фото, контент плохо читается.

Что можно сделать в таком случае? Как вариант – применить к картинке эффект размытия. В результате фон станет мягче и лаконичнее. Если не слишком увлекаться блюром, то в фоновой фотографии удастся сохранить узнаваемые образы, которые будут работать на создание общего впечатления.

Используя размытие, можно создавать почти абстрактные фоны с мягкими переходами цветов или образы с неопределенными формами. Это неплохое решение, если дизайну нужно придать немного динамики. Картинка при этом смотрится гораздо лучше чем просто однотонный фон и при этом лишена всех отвлекающих внимание деталей.

Как размыть изображение в Canva
  • Откройте нужное изображение
  • В строке выпадающего меню найдите пункт «Filter» (Фильтры)
  • В левом нижнем углу появившейся палитры нажмите пункт «Advanced Options» (Дополнительные возможности»
  • Ползунок «Blur» (Размытие) третий снизу. Перемещая его, можно управлять настройками эффекта.

Иногда случается, что в редакторе ничего не происходит. Чтобы убедиться, что изображение было размыто, нужно кликнуть в стороне от изображения и посмотреть, что изменилось. Но чаще все работает нормально и можно сразу увидеть, как работает блюр.

Насыщенность: изменение интенсивности оттенков

Фотографы и дизайнеры часто экспериментируют с насыщенность, чтобы немного приглушить или усилить оттенки цвета. Чем менее насыщенным будет цвет, тем ближе он к серому оттенку. Если взять и полностью обесцветить картинку, то получится обычное черно-белое изображение. И если уменьшение насыщенности сравнительно безопасно, то с усилением нужно быть очень осторожным – слишком яркие цвета могут смотреться неестественно.

Как изменить насыщенность в Canva:
  • В выпадающем меню выберите «Фильтр»
  • Нажмите пункт «Дополнительные настройки»
  • Ползунок «Saturatoin» (Насыщенность) третий сверху
  • Перемещайте ползунок влево или вправо от центра, чтобы найти подходящий вариант.

Контраст: работа со светом и тенью

Усиление контрастности часто используется для создания драматического эффекта. Усиление контрастности делает тени более глубокими, а светлые элементы изображения выглядят намного ярче. Если же уменьшить контрастность, то картинка станет более монотонной. Как и в случае с насыщенностью, слишком много контраста – это не всегда хорошо. Некоторым изображениям контрастность идет на пользу, но увлекаться этим приемом не стоит, особенно, если исходное изображение достаточно хорошего качества.

Работа с контрастностью в Canva:
  • В выпадающем меню зайдите в «Фильтр»
  • Контрастность – второй ползунок сверху
  • Перемещая ползунок вправо, вы можете сделать изображение более контрастным. Если сместить маркер влево, то оттенки станут приглушенными.

Яркость

Далеко не все могут с уверенностью сказать, стоит ли делать изображение более или менее ярким. Слишком светлая картинка может потерять часть своего содержания, такого же эффекта можно добиться, сделав фотографию менее яркой.

В любом случае экспериментировать с яркостью лучше всего на качественных изображениях, так как сделав его чуть ярче или темнее, можно добиться нужного результата. Если же исходник так себе, лучше его вообще не трогать. Нужно иметь в виду, что любое редактирование меняет изображение, но яркость – самый опасный эффект. Малейшая ошибка – и изображение станет разбалансированным. Так что работать с яркостью лучше тогда, когда есть точная уверенность в необходимости этой манипуляции.

Работа с Brightness (Яркостью) в Canva
  • Кликните по изображению, которое вы хотите изменить
  • В меню выберите «Фильтр»
  • Яркость – это самый верхний ползунок
  • Перемещайте маркер влево или вправо, меняя уровень освещения
  • Перемещение вправо делает картинку ярче, а сдвинув ползунок влево, можно затемнить изображение.

Другие способы улучшить ваши изображения

Фильтры . Благодаря Instagram и другим приложениям, фильтры стали очень популярным инструментом для редактирования фотографий. Фильтры чаще используются для добавления к изображению «художественного» эффекта. Но при умелом использовании правильно подобранный фильтр способен значительно улучшить исходную картинку. В меню Canva есть много предустановленных фильтров, где можно путем перебора вариантов найти максимально подходящий эффект и затем применить его к изображению.

Композиция . Любой дизайн-проект основан на сетке – это основа композиции. В Canva можно создавать композицию из нескольких изображений. Самый простой способ – выбрать подходящий шаблон в разделе «Макеты» и заполнить его собственными изображениями.

Рамки . Иногда нужно добавить к изображению рамку, простую или декоративную. Рамки могут быть самыми разными: большими и маленькими, цветными и нет, круглыми или квадратными. Если дизайн диктует, чтобы картинка была в рамке, все что нужно, можно найти в графическом онлайн-редакторе Canva.

Наслоение или оверлей . Размытие – один из основных способов приглушения фона для лучшей читаемости текста. Но можно добиться примерно такого же результата, не меняя резкости фонового изображения. Данный способ называется оверлей – поверх исходной картинки накладывается еще один слой нужного цвета, после чего нужно поиграть с его прозрачностью. В результате можно не только сделать текст более читаемым, но и изменить цветовой тон фонового изображения.

Типографика . До этого момента речь шла о работе с изображениями. Но текст также часто является частью иллюстрации. Можно ли работать с текстом в редакторе Canva? Разумеется, да, для этого есть все необходимое. Вы можете добавить свой собственный заголовок, подзаголовки и основной текст, менять начертание и размер шрифта. В Canva также есть несколько предустановленных вариантов текстового оформления и более ста различных шрифтов, список которых можно пополнить, загрузив их со своего компьютера.

диктует вкусы

Альтернативные описания

Непрочная, быстропроходящая популярность

Совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенное время

Это русское слово происходит от латинского, означающего ""мера"", ""способ"", ""правило""

Манера поведения, обычай

. "Кормилица" кутюрье

. "Особа", издающая последний писк

Актуальное в одежде

Веяние из Парижа

Главенство вкусов

Господство вкусов

Диктатор в одежде

Дуновение с подиума

Ее "писк" будоражит модников

Ее "писк" будоражит щеголя

Ее показывают на подиуме

Ей служат кутюрье

Ей служил Диор

Ж. франц. ходящий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах; обык. По моде, и мышь в комоде. По старой вере, да по новой моде, о раскольн. Ныне это в моде, в обычае, в обыке. Такая мода, обык. олон. назыв. модой головной девичий платок, повязанный по городскому, концами вперед. Модочка, моск.-под. головная повязка из черного шелкового платочка. Модная барыня. Модный чепец, магазин. Она модно одевается, по моде. Моднее ее нету. Модноватый, не совсем модный, не самого последнего обыку. Модность, модноватость ж. свойство, принадлежность по знач. прил. Модник м. -ница ж. кто рядится по моде и ей следует; -ков, -ницын, ему, ей принадлежащ. Модница новг. модистка ж. уборщица, швея уборов и торговка нарядами. -кин, ей принадлежащий. Модничать, следовать моде, подражать светскому обыку. Голодному не модничается. Полно модиться, живи, как водится! Жалкое модничанье, модничество, страсть модничать. Модель ж. образец в малом виде; предмет, особенно строительный (церковь, корабль, мост), в уменьшенном размере. Моделька, кожев. снаряд, которым гладять кожи; железная плитка с рукоятями. Модельный, к модели относящийся. -ная ж. мастерская, где делаются модели. -щик м. кто делает модели. Модифировать, варьировать, изменять, переиначивать. -ся, быть изменяему. Модификация ж. переделка на другой лад; измененье

За ней не угонишься

Каждый год новое в одежде

Капризная пискля

Крикливая изменщица

Манера поведения

Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры

Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры, в узком смысле - смена форм костюма

Образцы предметов одежды, отвечающих современным вкусам

Одежда, дрессирующая людей

Пискля из Парижа

Пискля из Парижа, за которым не угнаться

Повальное увлечение

Поветрие, но не болезнь

Подиумная диктаторша

Продвинутость в одежде

Регулятор длины юбки

Рождаясь, она издает последний крик

Совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной среде в определенное время

Стезя кутюрье

Стихия Юдашкина

Царица гламура

Что капризнее погоды

Что создает кутюрье

Это когда всем нравится то, о чем известно, что оно всем нравится

В романе "Евгений Онегин" Пушкин называл ее "нашим тираном" и недугом "новейших россиян"

В статистике - величина признака (варианта), чаще всего встречающаяся в совокупности единиц или в вариационном ряду (БЭМэ)

Во все века женщины за ней гоняются, а она меняется

Особа, пищит каждый год по-новому

Периодическая переэкзаменовка на стадность - желание и способность не отличаться, Александр Круглов

Поголовный психоз

Сиюминутная популярность

Тип колебаний (нормальные колебания) в распределенных колебательных системах или тип волн (нормальные волны) в волноводных системах и волновых пучках

Тиран женщин и фатов

Непрочная, быстропроходящая популярность

Не то, в чем ходят, а то, за чем гоняются

Временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе

Она капризная и изменчивая, но к ее писку все прислушиваются

Одно из собственных колебаний тела

Диктаторша вкусов

Хозяйка подиумов

Властвует на подиумах

Веяние с подиума

Тренд сезона

Быстротечная популярность

Крикливая изменщица в одежде

Популярность

Её "писк" будоражит стиляг

Сезонная изменщица

Что капризнее погоды?

В романе «Евгений Онегин» Пушкин называл ее «нашим тираном» и недугом «новейших россиян»

Что создает кутюрье?

. «особа», издающая последний писк

. «кормилица» кутюрье

Ее «писк» будоражит щеголя

Ее «писк» будоражит модников

Ее «писк» будоражит стиляг

Последний писк в одежде

Её "писк" будоражит щёголя

Рождаясь, она издаёт последний крик

Построю дом себе я из консервных банок

И ярко-красное себе сошью пальто,

И проживу жизнь чудаком из старых сказок,

Который смотрит в мир с раскрытым ртом.

Виктор Луферов «Построю дом…»

Зачем творчество определять?

Чтобы понятней было, что исследовать и что исследуют и о чем говорят другие.

Как исследователь я всегда помню золотое правило экспериментатора: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими наблюдателями, необходимо сначала сформировать новый понятийный аппарат. Объект конкретного исследования диктует метод, адекватный его изучению.

Биографы Эйнштейна повествуют об одном поучительном разговоре. Когда молодой Вернер фон Гейзенберг поделился с Эйнштейном планами создания физической теории, которая целиком основывалась бы на наблюдаемых фактах и не содержала никаких домыслов, тот с сомнением покачал головой:

Сможете ли вы наблюдать данное явление, зависит от того, какой теорией вы пользуетесь. Теория определяет, что именно можно наблюдать.

В науке принято уважительно относиться к терминологии. Размышляя о задаче, ученый думает терминами. Между тем, каждый термин отражает старое, уже существующее представление. Термин стремится навязать традиционное, привычное видение объекта. По сути, термины – это защитные механизмы научных парадигм, показатель психологической инерции ученых.

Что же такое творчество? Для начала мы проанализировали 126 определений творчества. Аристотель считал, что мир вечен; в смысле времени он не имеет ни начала, ни конца. Творчество в природе есть процесс постоянного образования и разрушения, цель которого - приближение материи к духу, победа формы над материей, осуществляющаяся, наконец, в человеке.

ТВОРИТЬ что, давать бытие, створять, созидать, создавать, производить, рождать. Один Бог творит. Древо доброе плоды добры творит, Матф. Творить умом, созидать научно или художественно. Закон вину творит. | Производить, делать, исполнять, чинить. Старцу пакости не твори. Творить суд и правду. Зло творя, что помышляешь? Чего себе не желаешь, того и другу не твори. Творить память по ком, поминать. Творить милостыню. Кому служу, того и волю творю. Вино сперва веселит, а там без ума творит... Что ни творится над нами - все по грехам нашим. Затворяй дверь. Натворили бед! Отворите окно. Притворился бедняком. Пошла беда - растворяй ворота! Сотворим доброе дело. Мир сотворили, и нас-то не спросили! Творенье, действ. по глаг. | Все созданное, сотворенное; создание, тварь. И козявка Божье творенье. Всякое творенье ведает Творца. | Сочинения, и вообще все, созданное умом человека. Бессмертные творения знаменитых писателей. Творения Брюллова. И всякое творение рук человеческих бренно. Какой это человек, это жалкое, болезненное твореньице! Творево ср. пск. что растворено, разжижено; квашня. Творило ср. сосуд, в коем что-либо растворяется, особ. ящик, или обшитая досками яма, в коей разводят известь на воде с песком… Творец, Бог, Создатель, Мироздатель. Творец неба и земли. | Делатель, производитель, исполнитель, изобретатель, сочинитель, основатель. Творец оратории "Сотворение мира". Творец нынешнего, свободного быта крестьян. Отец мой творец, мать - кормилица. Подражателей много, а творцов нет. Творитель, -ница, делатель. Творитель бед, добра, чудес. -тельный падеж, грамматич. в склонении имен, означающий орудие, средство, на вопрос кем, чем… Тварь ж. тварина сиб. творенье, божеское созданье, живое существо, от червячка до человека. Всякая тварь славит Господа, а человек славословит… Творчество ср. творенье, сотворенье, созидание, как деятельное свойство; творческий, ко творцу и ко творчеству относящ. Творчество поэта, живописца и ваятеля является в образах: в речах, в очерках и красках, в истукане. (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка).

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирической пьесы, театр кукол), танец, изобразительное и декоративное искусство. Зародилось в древности, тесно связано с традициями какого-либо вида художественной деятельности и является исторической основой мировой художественной культуры (Современный Энциклопедический Словарь).

ТВОРЧЕСТВО - абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, …откровение самой человеческой природы (Н. А. Бердяев).

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности (Большой Энциклопедический Словарь (БЭС).

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, сущность и отличительная черта которой состоит в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности человека, социума (Культурология. Краткий словарь).

ТВОРЧЕСТВО – психический процесс создания новых ценностей, являющийся «продолжением и заменой детской игры» (Психоаналитический глоссарий).

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (Краткий психологический словарь. Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского).

ТВОРЧЕСТВО – уникальная компиляция, понятная для творца и непонятная для окружающих. (Карманов А.)

Основываясь на исследованиях Богоявленской и Матюшкина, согласно которым ТВОРЧЕСТВО можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний) (В. Н. Дружинин).

В переносном смысле творением, ТВОРЧЕСТВОМ называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующейся деятельности духа, творческой фантазии. (Краткая философская энциклопедия).

Какие слова, близкие к понятию творчества, существуют в русском языке? Откроем словарь русского языка Ожегова С. И.: «ТВОРЕНИЕ, -я, ср. (высок.). Произведение, результат творчества. Великие творения Пушкина.

ТВОРЕЦ, -рца, м. (высок.). 1. Человек, к-рый создает, создал что-н. творчески. Советский н арод - т. нового мира. 2. Бог как мифическое существо, создавшее мир.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ: творительный падеж - падеж, отвечающий на вопрос кем-чем? ТВОРИТЬ, -рю, -ришь; несов., что. 1. Творчески создавать (высок.). Художник творит прекрасное. 2. Делать, совершать (какие-н. поступки), осуществлять. Т. добро. Т. суд и расправу. Не ведает, что творит (книжн.). Что ты только творишь! (вытворяешь). II сов. сотворить, -рю, -ришь; -рённый (-ён, -ена). ТВОРИТЬ 2 , -рю, -ришь; -рённый (-ён, -ена); несов., что. Приготовлять (какой-н. состав), растворяя, разжижая. Т. тесто. Т. известь. II сое. затворить, -рю, -ришь; -рённый (-ён, -ена). 1Г прил. творильный, -ая, -ое (спец.).

ТВОРИТЬСЯ (-рюсь, -ришься, 1 и 2 л. не употр.), -рится; несов. (разг.). Делаться, происходить (обычно о чём-н. странном или предосудительном). Что тут творится? С ним творится что-то неладное. 1| сов. сотвориться (-рюсь, -ришься, 1 и 2 л. неупотр.), -рится. Сотворилось чудо.

ТВОРЧЕСКИЙ, - ая, -ое. 1. см. творчество. 2. Созидательный, самостоятельно создающий что-н. новое, оригинальное. Т. труд. Творчески (нареч.) мыслить. Творческие силы народа.

ТВОРЧЕСТВО, -а, ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т. новаторов. II прил. творческий, -ая, -ое. Т. дар. Т. путь писателя».

Талант – совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью (Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.).

Недавно появилось еще одно слово - «креативность», близкое к понятию склонности или способности к творчеству.

Понятие креативности (от лат. creatio – созидание), введенное Торренсом, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова - способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач. Креативность, однозначно так и не определенная Торренсом, продолжает восприниматься как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности (Адаскина А.А.)

Креатив – творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов (В. Н. Дружинин).

«Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось. Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности и, как отмечал автор, "их число растет каждый день"… Видимо, количество определений креативности, накопившееся к настоящему моменту, уже трудно оценить. Как отмечают исследователи, "процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия. Начиная с определения креативности, мы тем самым обрекаем себя на неудачу, поскольку креативность еще не концептуализирована и эмпирически не определена". Авторы одного из последних исследований определяют креативность как "достижение чего-либо значимого и нового... Другими словами, это то, что люди делают, чтобы изменить мир" (Торшина К.А.).

Появление невероятно большого количества определений и их несогласованность свидетельствует о терминологическом кризисе и терминологическом поиске в этой области.

Академик Владимир Васильевич Шаронов выделял следующие виды творческой деятельности, которые могут быть представлены тремя основными группами.

А) Деятельность по выдвижению принципиально новых решений.

Б) Деятельность по детализации, конкретизации, проработке этого нового с целью определения принципиальной возможности его практической реализации.

В) Деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах.

Такая классификация творческой деятельности родилась в рамках современного науковедения и относится, прежде всего, к видам научного творчества (фундаментальное, прикладное и техническое знания). Но она, по его мнению, может быть отнесена и к творчеству как таковому.

Имеющиеся в литературе определения творчества позволяют выделить некие общие его основания. Прежде всего, качественная, принципиальная новизна конечного продукта творческого акта. Во-вторых, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. В-третьих, творчество - это деятельность.

Творчество можно классифицировать по следующим признакам:

· субъективное, или внутреннее, до выхода из духа, и объективное, или внешнее, – после выхода из духа (В. В. Розанов «О понимании»);

· субъективно индивидуальное (личное творчество, личная инициатива) и субъективно коллективное (народное творчество);

Родившееся вследствие «проб и ошибок» или благодаря когнитивному познанию, в результатах которых не содержится непосредственно исходных предпосылок;

· серое и разрешенное. Творчество контролируемое и бесконтрольное.

Ключевой характеристикой творчества является принципиальная новизна продукта, то есть творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, выходом за рамки существующей системы, что не соответствует определениям ни конвергентного, ни дивергентного мышления. Напомним, что Дж. Гилфорд разделил мышление на дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта.

Существуют два принципиальных постулата в теории творчества, поддерживаемые подавляющим числом исследователей. Первое : с точки зрения академика А. Д. Александрова, творчество есть специфическая видовая особенность человека , самым существенным образом отличающая его от животного мира. Именно способность к творчеству, то есть к созданию некоего принципиально нового качества, выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры. Второе : творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своему содержанию оно тесно связано с игрой , считает академик В. В. Шаронов.

Судя по тому усредненному определению творчества, которое существует, то шимпанзе Келлера, вставляющие одну палку в другую и достающие при помощи нее фрукты, тоже занимались творчеством, относительно своего вида. Утверждение о возможности творчества только у человека при детальном рассмотрении растворяется в пыль, так как многие черты сходства обиходнофилософскипсихологического творчества есть и у животных.

Творчество - это не только феномен человеческой деятельности, но и например, поведение животных (Большой психологический словарь. Общ. ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко).

Одна из характерных особенностей игры - это несерьезность (Серавин, 2002); кто сможет утверждать, что творчество невозможно при серьезном к нему отношении.

Один из основных спорных моментов - творчество имманентно присуще любому виду человеческой деятельности. Академик А. Д. Александров решительно возражает против не столь редкого в философской и психологической литературе принципиального разделения видов человеческой деятельности на творческие (креативные) и нетворческие (репродуктивные).

В связи с этим стоит вспомнить парадокс Станиславского, суть которого в том, как оценить степень творческого, нового, принципиально нового вклада актера в роль. Где грань между конвергентным и дивергентным в деятельности актера? В субъективной оценке трех равных типов экспертов:

Самоудовлетворении актера, его катарсической самореализации,

В профессиональной оценке его коллег и критиков,

В признании у зрителя, публике, журналистов.

Какая из этих оценок более значима для самого актера, его творческого и зрительского успеха? Где их мера? В чем критерий этих оценок и его вклад в историю? Где разница между новым, личным вкладом и опытом, историей? Парадокс Станиславского – порождение субъективности оценки человеческой деятельности, – проявляет себя в любой нашей деятельности.

Считается, что новое качество – продукт творчества – возникает только тогда, когда две (или более) относительно автономные системы знания соединяются в одну новую систему. Именно их взаимодействие в рамках этой новой системы ведет к возникновению нового качества. Не случайно, в частности, именно пограничные области знания считаются наиболее творчески потенциальными, а в практической жизни – таковыми являются, как правило, переходные периоды (В. В. Шаронов).

Одна из основных проблем творчества - это то, что даже в толковом словаре русского языка, где есть определение творчества, нет ни одного случая использования термина «творчество» по назначению.

АДИ (Ady) Эндре (1877 - 1919), венгерский поэт. Его творчество, близкое импрессионизму и символизму…

Творчество Камю, питавшееся и социальным критицизмом, стало выразителем трагического сознания XX в.

Творчество выдающихся деятелей художественной литературы знаменуют важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры. Литература изучается филологией, преимущественно литературоведением.

СУЛТАН ВЕЛЕД (Sultan Velet) Мухаммед Бехаэддин (1226 - 1312), турецкий поэт-суфий (смотри Суфизм). Сын Дж. Руми. Писал на фарси. Все творчество посвящено жизни, деятельности и учению отца.

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм, беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо-культуре XX в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнамента или нон-финито, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу. Среди родоначальников абстрактного искусства - В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Мондриан, мастера орфизма. Сложилось несколько его вариантов: геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851) - российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора нач. 19 в.

АРТИСТ (франц. artiste от лат. ars - искусство), то же, что актер. В широком смысле - человек, занимающийся творчеством в области какого-либо искусства. В переносном смысле - человек, достигший мастерства в своем деле.

…Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя (Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского).

В 90% случаев слово «творчество» трактуется в словаре как описание жизнедеятельности человека, чью работу общество признало социально-желательной. Например: «…Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя (Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского)». В 99 случаях из 100 слово «творчество» используется как обозначение трансформации отношения общества к продукту творчества. Сейчас существует 4 типа определений творчества: бытовое творчество, как выход за рамки существующей системы в самом широком смысле, творчество как создание новых материальных и духовных ценностей, творчество как деятельность и творчество как продукт деятельности. Неоднозначность определения - суть природы творчества. Как мы видим, большинство определений характеризуют творчество как деятельность, а при использовании термина «творчество» подразумевается продукт. То есть творчество понимается как продукт, который требует признания и с которым можно познакомиться в «картинной галерее». В «картинной галерее» мы знакомимся не с творчеством, а с творениями.

Рассмотрим «бытовой» термин «творчество». Лет восемь назад я работал охранником-администратором в парикмахерской. Начальник попросил меня вызвать вечером водопроводчика, который должен был за ночь починить финскую мойку для головы, и оставил денег. Мне стало жалко расставаться с этими деньгами, а так как я все равно должен был вместе с ним сидеть всю ночь, то я решил, что для человека с высшим образованием нет ничего невозможного, и задумал починить мойку сам. Я разобрал ее и изучил строение, потом собрал, и мойка заработала. Но обнаружилось три детали, которые я не вставил. Я разбирал и снова собирал мойку всю ночь, не понимая, в чем целесообразность этих деталей. Под утро я ее все же собрал, без двух деталей, и она без поломок проработала два года. По мнению некоторых авторов, это было бы творчество, но я не вижу здесь творчества потому, что я изучал систему мойки и потом, воспользовавшись этими знаниями, починил ее. На мой взгляд, знания и умение пользоваться этими знаниями существующей системы принципиально отличается от открытия новых межгалактических систем. Недоверчивый коллега может спросить: «Не кажется ли вам, что открытие новых межгалактических систем есть тот же вариант починки мойки? Ведь открытие их идет по определенным законам, выработанным людьми, и при этом отсутствует элемент новизны. Здесь нет выхода за рамки системы!». В том-то и дело, что прежде чем открыть новый закон, необходимо творческое открытие. «Сидящий на земле» человек не воспринимает разнообразие межгалактических систем; прежде чем он их откроет, необходимо допустить и обосновать теоретическую возможность их существования, а потом доказать это сообществу. К сожалению, нельзя сказать, идет ли творчество поступательно от открытия к открытию, или каждое следующее творческое открытие - это другое? Вероятно, случается и так, и так. Эта проблема очень сложна для исследователей, во многом она схожа с вопросом «как происходит эволюция» - поступательно или с помощью катастроф. Творчество – это индивидуальная деятельность, а продукт деятельности коллективный, так как только в сравнении с достижениями предшественников мы можем определить принципиальную новизну полученного продукта. По сути, новым продуктом можно счесть и «мойку без двух-трех деталей», но принципиальной новизны в сравнении с общечеловеческим опытом в этой мойке нету. По этому случаю вспоминаю свою дискуссию с одним профессором математики в Тольятти. Профессор считал, что на его факультете студентов учат творчеству, заставляя решать известные задачи (конвергентное мышление) новыми путями и способами (дивергентное мышление), а я говорил, что это они учат своих студентов не творчеству, а совсем иной деятельности - умению применять знания существующей математической системы. Вероятно, умение решить задачу стандартным способом – обычная осведомленность (конвергентное мышление), хорошее знание этого предмета, умение решить задачу несколькими способами – это находчивость (дивергентное мышление), а творчество - это все же нечто большее, чем осведомленность и находчивость. Творчество - это выход за рамки существующей системы, то есть студент-математик должен был бы придумать некую систему, изучить её и, пользуясь своими знаниями, решить задачу из новой системы при помощи новых правил, а потом еще суметь доказать обществу, что это все было и есть. То есть мышление можно разделить на дивергентное, конвергентное и творческое.

С определением конвергентного мышления проблем не возникает. Например, М. А. Холодная определяет «конвергентные интеллектуальные способности – в виде уровневых, комбинаторных и процессуальных свойств интеллекта, – которые характеризуют один из аспектов интеллектуальной активности, направленной на поиск единственного (нормального) результата в соответствии с заданными условиями деятельности». Расплывчато определение дивергентного мышления: исследователи стараются определить его или как всё остальное, что не вошло в определение конвергентного мышления, или пытаются притянуть в это определение всё, что только возможно, – эта деятельность является теоретическим и исследовательским кризисом данного понятия. «Дивергентные способности (или креативность) – это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность в узком значении слова – это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова – это творческие, интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уллах), способность осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд)» (М.А. Холодная 2002).

Основная черта творчества - это выход за рамки системы. Не обязательно слияние или пересечение систем, суть в нахождении или создании новой. Если не учитывать системный подход к пониманию творчества, то мое знание системы, как сантехника, ничем не отличается от творчества Эйнштейна. Но это же не так! Творчество Эйнштейна - это принципиально другой порядок. Необходимо разграничить бытовое понимание термина и психологическое, или ввести новый термин, который разграничивал бы истинное творчество и хорошее знание системы. Под настоящим творчеством автор всегда понимает выход за рамки.

Однако истинное творчество, которое выходит за рамки системы, требует описания его в рамках той системы. То есть как только мы определяем творчество, вгоняя в некую систему, мы его сразу же теряем. Вспоминаются слова классика: «Судить художника можно только по законам, им самим созданным».

Вся работа по определению творчества мне напоминает вторую серию фильма «Место встречи изменить нельзя», когда Жеглов с Шараповым ловили карманника Кирпича. Он ответил следователю Жеглову то, что творчество отвечает каждый день исследователю, который пытается его конвергентно-ориентированно определить.

Так что нет у вас (уголовки) методов против Кости Сапрыкина.

Исследователи творчества его определяют точно такими же методами , благодаря которым следователь уголовного розыска Жеглов поймал карманника Кирпича.

Если мы чего-то не можем определить, то это совсем не значит, что не можем это исследовать. Откровенно говоря, кризис развития науки в познании творчества – это кризис научной парадигмы, которая показывает свою несостоятельность. В творчестве нет парадигм.

Если мы чего-то не можем определить, то это совсем не значит, что не можем это исследовать. Откровенно говоря, кризис развития науки и в познании творчества – это кризис научной парадигмы, которая показывает свою несостоятельность. В творчестве нет парадигм. А.Н. Лук писал, что мышление постоянно оперирует размытыми, нечетко очерченными, недостаточно определенными понятиями. По мере продвижения на пути познания понятие определяется все более полно, но никогда не может быть исчерпано. Мы определяем творчество как деятельность, связанную с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных». То есть все-таки даём определение, пускай техническое и размытое.

М. Боуэн подчеркивает, что психолог в своей практике сталкивается с широким кругом явлений, часто не вписывающихся в рамки научной логики, имеет дело с психической реальностью, основная сущность которой выражается в непредсказуемости. Все это может нарушить целостность понимания психологом реальности и, следовательно, снизить качество профессиональных действий по отношению к клиенту. Неудивительно, что многие психологи начинают осознавать неадекватность профессионального языка и способа мышления для описания психической реальности.

Мы провели сравнительный анализ типов мышления по принципу нахождения решения (таблица №1) и пришли к выводу, что, помимо двух типов мышления, выделенных Гилфордом, целесообразно выделить творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных», то есть независящее от характера данных (данные могут вообще отсутствовать). Тесты Гилфорда, Торренса и др. исследуют дивергентное и конвергентное мышление, не касаясь творческого, поскольку основаны на поиске прогнозируемых решений в рамках заданных условий, существующей системы.

Теперь, когда мы тактически определили творчество и подготовили новый понятийный аппарат для нового видения этой деятельности, пришло время перейти к анализу методов и подходов исследования творчества, применявшихся в прошлом столетии, и разработке адекватных методов исследования под новое видение.

Таблица №1

Мышление

Характерная особенность

Диагностика

Прогностическая

значимость результатов

Ключевое слово

(Характеристики

успешного процесса)

Конвергентное

мышление направлено на поиск единственно верного результата

диагностируется традиционными тестами интеллекта

осведомленность

Дивергентное

связано с порождением множества решений на основе однозначных данных

диагностируется специализированными тестами

слабо предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности

находчивость, оригинальность

Творческое

связано с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных»

диагностируется специализированным исследованием

предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности

гениальность,

талантливость

Медитация

неактивное нахождение каких-либо решений или пребывание вне поиска решений

диагностируется специализированным наблюдением

невозможно предсказать интеллектуальные достижения человека в реальной жизнедеятельности

Требования юных зрителей - сложный путь

Экскурсия начинается во дворе театра. Справа высится новое здание, которое уже совсем скоро будет принимать гостей на премьерные спектакли. Слева — вагончики строителей и ограждения. Как раз на этом месте планируется возводить третью очередь с главным входом в театр и центральным вестибюлем, которая объединит весь комплекс: первую, вторую очереди и реконструируемое существующее здание.

- Когда начнутся работы по третьей очереди?

Мы знаем к чему стремиться. Проект в завершающей стадии. Мы выполнили архитектурное решение и концепцию дизайна основных помещений. Альбом с концептуальными решениями интерьера согласован с руководством театра, с министерствами культуры и строительства. Раздел "Архитектурные решения" сделан в полном объеме. Остальные разделы, которые выполняла организация из Санкт-Петербурга СЗИТ НИИ ПРИИ, практически готовы.

В сентябре на открытие второй очереди театра приезжал заместитель министра культуры РФ Николай Малаков. Он сказал, что в настоящее время, когда уделено так много внимания молодежным площадкам, форумам, студиям, театрам, проект третьей очереди как раз то, что необходимо. В Самаре уже открыта эта тема, поэтому необходимо третью очередь "СамАрта" завершать.

- Проект третьей очереди уже есть. Многие его разделы прошли экспертизу. Что еще необходимо, чтобы проект был отдан в работу?

Необходима доработка раздела "Конструктивные решения". Конструктивная часть очень важна и содержит в себе сложную задачу реконструкции существующего здания над залом, где планируется разместить в том числе инженерные системы. Реконструкция связана с тем, что будет решаться новая идеология внутреннего пространства.

- Когда строительство третьей очереди будет завершено говорить еще рано. Но от чего зависят эти сроки?

Все зависит от бюджета. Ведь это бюджетный объект. Тут требуются совместные действия министерств строительства и культуры. Исполняющий обязанности министра культуры Сергей Филиппов очень внимательно относится к этому проекту. Собственно, также к нему относятся и строители, и актеры, и руководители театра, и губернатор. Сейчас у всех интересы сошлись.

- Новое и существующее здание будут как-то взаимодействовать или останутся разделены?

Каждая очередь может функционировать отдельно. Но между всеми залами есть связь. Даже есть задумка, чтобы сделать спектакль, перетекающий из одного зала в другой. Это должно быть интересно и позволит задействовать все площадки. Главный зал может использоваться и фрагментарно, что дает новые возможности. Важным элементом третьей очереди станет внутреннее дворовое пространство, где тоже могут проходить действия. Главным элементом этого двора будет стеклянная стена. На стену- витраж можно будет проецировать какую-либо информацию или, например, образы старой Самары.

Это довольно сложный проект. Хотелось сделать не просто объект, а именно театр с большими возможностями для детей, молодежи и взрослых. Они сегодня выставляют новые требования к технологиям и средствам выражения. С вводом второй очереди появились новые перспективы в реализации самых смелых идей.

Импортозамещение и свет

- В новом театре несколько буфетов. При этом на первом этаже буфет достаточно большой, в нем много различных светильников и есть экраны. Расскажите о своих идеях по этим пространствам?

На первом этаже буфет рассчитан более чем на 49 человек. На втором буфет поменьше. У нас все строго по расчету, ведь проект бюджетный, что диктует свои рамки. В буфете на первом этаже особое внимание уделили свету. Получилось, что пространство может легко меняться с помощью разного освещения. Это театр, и каждый раз он может меняться, давать новую картинку. В интерьере есть интересные элементы. Например, над стойкой находятся индивидуальные светильники из ржавых гнутых труб. Фактура естественная, трубы обрабатывались кислотой. Таких приемов применено очень много.

- Проект интерьера менялся несколько раз и достаточно кардинально. Что планировалось изначально?

Сначала у нас был вариант с применением элементов фирмы OVA. Это "облака", ламели, всевозможные принты со встроенными светильниками, специальные конструкции и прочее. Хотелось, чтобы потолки были трансформирующиеся и можно было что-то менять, добавлять. Изначально планировалось много импортных материалов, но они практически все были заменены на отечественные, что оказалось к лучшему. Были выполнены новые интерьеры. Театр современный, и интерьеры были продуманы в современной стилистике. Для вестибюля и фойе, где рассчитывается массовое прибывание людей, конструкции выполнены из негорючих материалов. Потолки — из металлических съемных кассет, из просечки, из нержавеющей стали разной конфигурации. По металлическому каркасу с подвесами на тросах рамки-треки с возможностью мобильного расположения светильников. Есть подсветки балок, колонн, фрагментов. Стены выполнены в разных видах декоративных покрытий под бетон.

Стиль и современность

- Можно обозначить конкретный стиль, в котором сделан интерьер театра?

Вопрос сложный. Есть и минимализм, и хай-тек, и лофт. Думаю, что интерьер ближе всего к этим направлениям. Это дает возможности для различных манипуляций с пространством. На третьем этаже есть помещение, которое резко отличается от всего остального. Это классический интерьер — мини-конференц-зал для гостей, встреч с журналистами.

- Эти стили диктуют работу с определенными материалами. Но и особенности театра, где часто проходят детские спектакли, тоже ставили определенные творческие рамки. Как вы работали в таких условиях?

Нами были предложены специальные антивандальные материалы, которые нужны в местах большого скопления людей, особенно детей. Это арт-бетон, декоративный бетон, клинкерная плитка. Все это хорошо в эксплуатации. Облицовка колонн выполнена из гнутых металлических кассет. Просечки защищены декоративными поручнями-отбойниками. Сделан высокий плинтус из плитки с металлической просечкой. Все углы обрамлены металлическими элементами. Стремились максимально учесть в проекте все условия.

- Интерьер театра, где использованы приемы таких стилей, могли бы получиться мрачными. Какие решения были приняты, чтобы избежать этого?

Интерьеры получились совсем не мрачные. Было несколько приемов. Например, в вестибюлях есть общий, направленный, рассеянный, композиционный и акцентный варианты освещения. Другой свет — другой интерьер. Декоративные покрытия на стенах практически все с добавлением приглушенного блеска. Это придает легкость брутальным бетонам. В монохромном интерьере предусмотрены диваны с разноцветными сидениями. Полы выполнены в серой гамме с элементами потертости, оживляются вставками из плитки под ржавчину. Шторы в виде жалюзи могут быть использованы в нескольких комбинациях. Сделаны были индивидуальные надписи — таблички. Все потолки, колонны, укрытия коммуникаций выполнены из нержавеющей стали, которая дает эффект зеркала. На стенах — экраны. Все фермы-треки несущие — на них можно вешать экспозиции, ткани-декорации. Они позволяют легко оформлять выставки, например, детских рисунков.

- Уже больше десяти лет тянется история с проектом "СамАрта". За это время поменялось очень многое. Поэтому вопрос об актуальности интерьерных решений стоит весьма остро.

Здание современно, несмотря на большие временные периоды проектирования и строительства. Недалеко от Парижа находится город Авиньон. Там есть фестивальный театр, сделанный с такими же параметрами зала, как и "СамАрт". Но наше здание начало строиться гораздо раньше французского. И проект "СамАрта" намного сложнее. Интерьеры театра делались, когда коробка здания была готова. Они актуальны по отзывам режиссеров и актеров, и это было отмечено гостями разных уровней на открытии второй очереди.

Власть и стандарты

- История с "СамАртом" очень затянулась. И всех интересует, в чем была истинная причина столь долгих сроков.

Был ряд причин: бюджет, изменение нормативных документов. Первая экспертиза была пройдена в 2004 году. Было еще две экспертизы в связи с изменением норм и технического задания на проектирование. Последние изменения были выполнены перед самой сдачей объекта.

За время, пока велись работы над "СамАртом", в регионе уже несколько раз менялась власть. Как проект поддерживался при различных политических силах?

Бывший губернатор Николай Меркушкин долго откладывал посещение "СамАрта", но он был в курсе как обстояли дела. В итоге он посетил театр и поддержал нас. Дмитрий Азаров очень внимательно отнесся к строительству театра. Всегда с его стороны было понимание важности этого объекта и поддержка. Его внимание и интерес позволили ускорить сдачу объекта в эксплуатацию.

- Проект "СамАрта" это большой труд целой команды архитекторов. Кто над ним работал?

Автор идеи проекта здания театра "СамАрт" Анатолий Баранников. Я являюсь ГАПом и автором интерьерных решений. Все решения обсуждались и принимались при участии руководства театра Сергея Соколова и Николая Матвеева. Они ставили задачу, задавали вопросы. Мы решали, придумывали, реализовывали. Одна я не смогла бы справиться с таким большим объектом. С самого начала и по настоящее время на всех этапах над проектом театра работал ведущий архитектор Александр Варенов. Визуализацию интерьеров делали Дмитрий Хорошайло и Марина Хорошайло. Рабочими планами занималась Анися Мингуллова. Помогали молодые специалисты.

- Вся эта работа — большой труд. И на нее требовалось время и силы, которые архитекторы могли бы потратить на более коммерчески выгодные проекты. Не хотелось все бросить?

Сил действительно потрачено очень много. Приходилось иногда очень долго засиживаться над чертежами. Но это очень интересная работа. На каких-то этапах многое выполнялось "с листа". Но бросить - нет! Многое было сделано гуманитарно. Однако такие объекты бывают совсем нечасто. Вкладывались силы и чувства. Это как "дитя". Знаком каждый элемент, каждый уголок здания, каждая ступенька. При выполнении интерьеров кое-что корректировалось по месту. Особенно после изменений по архитектуре и смежным разделам. Очень волнует судьба здания. Остался один шаг до завершения всего комплекса.

- Старое здание "СамАрта" это бывший проект Анатолия Баранникова — кинотеатр "Тимуровец". Останется ли что-то от его проекта?

Анатолий Иванович тогда только окончил институт. Он был автором "Тимуровца", поэтому, конечно, эта тема нас очень трогает. Внешне от кинотеатра ничего не останется, но сохранятся залы и часть вестибюля с реконструкцией и трансформацией.

За кулисами

- Что было сделано для артистов? Чем новое пространство отличается от того, что было?

В первой очереди для актеров были выполнены грим-уборные, во второй очереди они продолжились. Грим-уборные со всеми удобствами, диванами, с удобными местами для подготовки к спектаклям. Главное для актеров — это новое пространство залов и сцены. По периметру зала - коридор-галерея с возможностью выходов в любом необходимом месте в зал и из зала. В закулисной части много вспомогательных помещений: парикмахерская, зона отдыха, костюмерные, цеха, лифты для декораций.

В галерее есть стена, где видна кирпичная кладка. Расскажите про это дизайнерское решение.

Галерея — это история. Изначально этот кусок с открытой кирпичной кладкой не был задуман. Здание долго "было заморожено", и в каких-то местах штукатурка просто отошла фрагментами. Мне пришла идея оставить это с минимальными корректировками и покраской. Здесь можно делать какие-то выставки — старые афиши, фотографии.

- Сейчас, когда театр вот-вот представит премьеру в новом зале, можете сказать, все ли из задумок у вас получилось?

Концепций было много. Но мы вынуждены считаться с бюджетом и состоянием инженерных сетей. Мы сделали то, что планировали в определенных рамках. Удалось выполнить при поддержке театралов интерактивные стены, задник - тонкий экран, потолочные светильники — мини-компьютеры и многое другое. Это придало выразительности интерьерам.

- Ваша дочь тоже успешный архитектор и работает в Москве. У нее была возможность увидеть вашу работу и сказать какие-то комментарии по ней?

Да, она видела проект, и ей он понравился. Она автор очень интересного с похожей функцией инновационного молодежного центра в городе Калуге. Поэтому нам было о чем поговорить и посоветоваться. Я тоже была на ее объекте. Я в восторге. Есть чем гордиться.