КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ
Учитель технологии
МБОУ СОШ № 1 г. Королёв М. о.
Монина Анна Александровна
Цели урока
- Образовательная - познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека; изучить технологию, правила ухода за различными видами комнатных растений и расстановку их в помещении в зависимости от вида.
- Воспитательная - привить желание к красоте и уюту в оформлении окружающего интерьера.
- Развивающая - развить эстетический вкус, расширить кругозор.
- Профориентационная – знакомство с профессией фитодизайнер.
Роль комнатных растений в интерьере.
Трудно представить в наше время дом без цветов. Совет специалистов по видеоэкологии: люди в помещении, где они находятся по долгу, обязательно должны завести
комнатные цветы, т. к. они улучшают настроение, очищают и увлажняют воздух, а также уничтожают вредоносные микроорганизмы.
Правила ухода за комнатными растениями.
Успех в озеленении зависит от правильного выбора растений, которые соответствуют по своим природным свойствам комнатным условиям.
Условия содержания.
- Тропические растения (традесканция, папоротники) – требуют много тепла.
- Субтропические (герани, китайская роза) - требуют много влаги.
- Теневыносливые (монстера, бегонии) – переносят слабую освещённость.
- Светолюбивые (алоэ, лимон, аспарагус) – требовательны к свету.
- Чистый воздух хорошо проветриваемых помещений полезен для большинства растений.
Условия ухода.
- Для дальнейшего нормального роста и развития растений требуется уход, который включает в себя: выбор соответствующей почвы, полив, очистку, подкормку, пересадку или перевалку.
ЦВЕТОЧНЫЕ ГОРШКИ .
Комнатные растения выращивают в горшках, у которых верх шире дна или в широких плошках. Такая форма позволяет легко выколачивать растения из посуды при пересадке. Новые горшки перед посадкой в них растений хорошо вымачивают, а старые тщательно промывают в горячей воде и просушивают на огне.
Почвенные смеси.
- Каждому растению нужно подобрать соответствующую почвенную смесь , состоящую из листовой (торфяной и перегнойной) и дерновой земли, песка. Для различных растений требуется разная по составу земля.
Полив.
- Его частота и количество воды зависит от вида растения, фазы развития и времени года. Рекомендуется поливать водой с температурой на 2-3 градуса выше температуры окружающего воздуха.
Группы полива.
- Обильный полив (бегонии, фикусы, плющи, лимон) – поливать как только подсохнет верхний слой почвы.
- Умеренный полив (хлорофитум, пальмы, аспарагус) – поливать через 1-2 дня после того, как подсохнет верхний слой почвы.
- Редкий полив (кактусы, алоэ, глоксиния, гиппеаструм) – можно оставлять без полива на недели и даже месяцы.
Большинство растений поливают летом обильно, а зимой умеренно.
В весеннее – летний период растения необходимо опрыскивать (только не на солнце).
Очистка.
- Для улучшения фотосинтеза, предупреждения заболеваний и поражения растений вредителями помогает регулярная очистка, т. е. промывание листьев. Растения с опушёнными листьями очищают от пыли мягкой кисточкой.
Подкормка.
- Растениям для жизни требуется дополнительное питание – подкормка . Оно состоит из азотистых, калийных и фосфорных удобрений, которых в почве не достаточно. Растения подкармливают во время роста (весной и летом), предварительно полив их водой.
Пересадка.
По мере роста растения и увеличения его корневой системы необходима пересадка (замена почвы без сохранения кома). Горшки выбирают больше предыдущих на 2 – 3 см. Пересаживают растения с конца февраля по май.
Перевалка.
Для растений плохо переносящих пересадку применяют перевалку , т. е. растение переносят в новую, большую посуду с сохранением кома. Ком с растение ставят на новый дренажный слой и заполняют пустые места между стенкой горшка и комом почвой, землю уплотняют. Переваливать растение можно в любое время года.
Семенами.
Черенками.
Земля должна быть средней влажности, а температура не ниже 25 градусов.
Технология выращивания комнатных растений.
Делением куста.
Делением клубней.
Разделённые части высаживают в горшки соответствующих размеров.
Клубни разделяют так, чтобы на каждой части имелся глазок.
Технология выращивания комнатных растений.
Луковицами.
Прививками.
Луковицы отделяют весной после цветения и высаживают в горшки в лёгкую землю.
Сращивание привоя с подвоем. Его применяют для сохранения сортовых особенностей размножаемого растения.
Гидропоника .
- Выращивание растений на искусственных питательных средах, в которых все необходимые элементы питания даются в легкоусвояемой форме, нужных соотношениях и концентрациях. Растения при таком способе выращивания, помещают в гидрогоршки.
Технология выращивания цветов без почвы.
- Субстраты – инертные заменители земли: гравий, вермикулит, перлит, керамзит, крупнозернистый песок, мох, торф. Они легко поддаются дезинфекции, не вступают в химические реакции с растворёнными в воде минеральными солями и хорошо обеспечивают доступ воздуха к корням.
Технология выращивания цветов без почвы.
- Корневую шейку растений закрепляют зажимами на крышке ящика, который наполняют питательным раствором так, чтобы 1/3 корней находилась в растворе, а 2/3 – в воздушном, влажном пространстве между налитым раствором и крышкой ящика.
Аэропоника – бессубстратный способ выращивания растений (воздушная культура).
образовано от древнегреческого фитон – «растение» и английского desiqn – «составлять план, проектировать». Таким образом, фитодизайн – это проектирование и оформление жизненного пространства человека с использованием живых растений.
Слово фитодизайн -
Для каждого стиля и для каждой комнаты существуют свои виды растений, которые призваны регулируют влажность, уровень кислорода, поглощать пыль и вредные вещества.
Правильный подбор растений – залог успеха, ведь продуманный фитодизайн в любой комнате пойдёт на пользу всем её обитателям.
Размещения комнатных растений в интерьере.
- Прежде чем приступить к работе над композицией, необходимо определить, в каком месте она будет находиться. Необходимо учитывать растительное сообщество растений и их физиологические особенности. Растения должны быть правильно подобраны по размерам, внешнему виду, по форме и скорости роста, структуре и возможности группирования.
- Кроме основных приёмов размещения (одиночные, композиции из горшечных растений, комнатный садик и террариум) существует большое разнообразие комбинированных композиций с использованием горшечных, выгоночных и срезанных цветов.
Одиночные растения.
- Вечнозелёные или цветущие – располагают на полу, подставке, подоконнике. Они могут быть миниатюрными (цикламен, бегония) или крупными (фикус, пальма).
Композиция из горшечных растений.
- Размещают на полках, этажерках, подставках. Горшки с цветами устанавливают близко друг к другу, чтобы образовалось большое зелёное пятно: задний план – высокое растение с крупными листьями, передний план – более низкие.
Комнатный садик.
- Контейнер с растениями, посаженными в грунт или отдельные горшки и оформленный мхом, камешками. Он м. б. как миниатюрным, так и образовывать крупную композицию.
Террариум.
- Цветочная композиция внутри стеклянного сосуда.
Профессия ФИТОДИЗАЙНЕР.
- Сфера деятельности : человек – природа и человек – художественный образ.
- Фитодизайнер – специалист по созданию проектов интерьеров помещений с использованием цветов и декоративных растений. Фитодизайнеру не обойтись без знаний в области ботаники, агрономии, биологии, химии, т. к. этот специалист должен знать, как называется растение, откуда оно родом, как за ним надо хаживать, как конкретный цветок уживается с «коллегами», какие удобрения нужно использовать в том или ином случае и т. д. Плюс ко всему, нужно разбираться в тенденциях цветочной моды, знать, каковы принципы дизайна, какие существуют стили оформления и т. д.
ЛИТЕРАТУРА.
- Азбука цветов/ Сост. И. В. Рошаль – СПб.: Кристалл; Терция, 1998.
- Капранова Н. Н. Комнатные растения в интерьере – М.: Изд – во МГУ, 1989.
- Страшнов В. Г. Вашему дому – красоту и уют. – М.: Моск. рабочий, 1990.
- Семёнова А. Н. Комнатные растения: друзья и враги. – СПб.: ИД «Невский проспект», 1998.
- Д – р Д. Г. Хессайон. Всё о комнатных растениях. Перевод с англ. О. И. Романовой. – М.: «Кладезь – Букс», 2005.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ.
- Статья «Гидропонный метод выращивание растений без почвы»:
http://www.floralworld.ru/gidroponica.html
- Статья «Профессия дизайнер»:
http://www.moeobrazovanie.ru/professija_fitodizainer.html
- Статья «Что такое фитодизайн и для чего он нужен»:
http://pocmok.ru/tree2398.htm
Задачи урока : расширить знания о комнатных растениях, их роли в жизни человека. Научиться правильно размещать растения в интерьере.
ОТКУДА И КОГДА ПОЯВИЛИСЬ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ ?
Этот вопрос интересует многих. Учёные-исследователи утверждают, что комнатные растения появились очень давно- более трёх с половиной тысяч лет назад. Уже античные народы – греки и римляне – с особой любовью выращивали декоративные растения.
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ КОМНАТНЫХ ЦВЕТОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Многие люди недооценивают значение комнатных цветов, думая о них лишь как об украшении дома или средстве улучшения микроклимата квартиры, и даже не предполагают, что цветы способны открыть перед человеком целый мир гармонии и очистить дом.
Защищают от пыли
Повышают влажность воздуха
Комнатные растения
Обогащают воздух кислородом
Эстетическое наслаждение
Оформление интерьера
Улучшают и укрепляют здоровье
Оранжерея - это застеклённое помещение для выращивания и содержания южных вечнозелёных растений, цитрусовых и цветов, не выдерживающих на открытом воздухе климата данной местности.
Разновидности комнатных растений
Различают четыре основные группы растений.
Декоративнолистные. Их выращивают ради красивых листьев или стеблей. При правильном уходе они могут очень долго произрастать в комнатных условиях.
Декоративноцветущие комнатные. Растения сохраняют декоративность круглый год. Их выращивают не только из-за красивых цветков, но и привлекательной листвы.
Декоративноцветущие горшечные. Эти растения используют для создания временных композиций; после цветения они блекнут, их убирают и сохраняют до следующего периода цветения.
Кактусы или суккуленты. Растения с мясистыми стеблями, покрытыми колючками или пушистыми волосками, способны очень долго жить в комнатных условиях. Многие из них при благоприятных условиях цветут.
Главное – не навредить
Ядовитые растения
Диффенбахия
Амариллис белладонна
Комнатные растения в интерьере
Четыре основных приёма размещения комнатных растений:
- Террариум
спатифиллум
ЖАРДИНЬЕРКА – художественно оформленная емкость для цветов, имеющая вид ящика, корзины, этажерки, горки либо столика, у которого на месте столешницы сделана выемка для посадки комнатных цветов.
Террариум
Это цветочная композиция посаженная внутри пластмассового или стеклянного сосуда, например аквариума со съёмной крышкой.
Уход за комнатными растениями совсем не так прост, как кажется. Если есть желание заниматься разведением комнатных растений самостоятельно, то стоит учесть ряд факторов.
Соблюдение температурного режима
Как известно, снижение температуры воздуха замедляет развитие и рост растений, кроме этого, необходимо защищать домашние цветы от сквозняков, которые могут их погубить.
Соблюдение светового режима
Светолюбивые растения помещают на южное окно, тенелюбивые- на восточное или западное, а теневыносливые - на северное. Если вашим растениям недостаточно света используйте, например, люминесцентные лампы. Освещение от них максимально приближено к естественному свету и они почти не излучают тепла.
Вода для полива
Поливать растения лучше всего только мягкой дождевой, речной или прудовой водой.
Хлорированную воду из водопровода отстаивают как минимум сутки, чтобы хлор успел улетучиться.
Температура воды должна быть не ниже комнатной. Кактусы рекомендуется поливать более теплой водой. Поливка растений холодной водой может вызвать загнивание корней, опадание бутонов и даже гибель растений.
Наоборот, поливка теплой водой растений в холодном помещении также нежелательна, т.к. это приведет к преждевременному росту растения.
Подпитка почвы микроэлементами
Растению так же как и нашему организму
необходимо дополнительное питание в виде
различных микроэлементов. Например,
недостаток в почве кальция приводит к остановке роста корней и стеблей, молодые побеги и листочки погибают; а недостаток калия
препятствует образованию завязей.
Растение, имеющее недостаток калия, чаще подвержено различным грибковым заболеваниям.
Вредители комнатных растений
Несмотря на хороший уход и удачное расположение, на наших растениях могут все же появиться вредители. Залог успешной борьбы - правильное и своевременное определение вида вредителя.
При обнаружении любого вредителя комнатных растений нужно:
1. Попробовать удалить вредителей механически, протирая листья и стебли губкой смоченной в мыльном растворе или спирте.
2. Обязательно нужно удалить все поврежденные бутоны, цветки, листья и побеги.
3. Немедленно изолировать пораженное растение.
Пересадка
Комнатные растения, растущие в ограниченном пространстве горшка, нуждаются в регулярной пересадке: корневая система разрастается, старый субстрат теряет свои свойства (уплотняется, засоряется вредными веществами).
Перевалка
Активно развивающиеся молодые растения не пересаживают, а переваливают, не нарушая при этом земляной ком и не беспокоя проросшие сквозь него корни. Растение извлекают из ставшего тесным горшка и переносят как есть в другой, чуть более крупный горшок (диаметр нового горшка должен быть больше предыдущего всего на 2-3 см), добавляя при пересадке свежий субстрат на дно и с боков горшка; поливают.
Для растения очень
важна гигиена. Чтобы
растение было
ухоженным, а опавшие
листья или цветки не
вызывали плесени и
гниения, надо вовремя
удалять желтеющие
листья и увядшие цветы.
АЛОЭ
Листья растений накапливают пыль, она закрывает поры, и растению трудно дышать. Большие листья, как у фикуса, монстеры, хлорофитума, диффенбахии надо иногда протирать влажной тряпочкой или салфеткой, а растения с маленькими листьями можно просто опрыснуть или помыть под душем.
ДИФФЕНБАХИЯ
СПАСИБО ЗА
Татьяна Суханова
Презентация «Комнатные растения»
Актуальность
Всё самое прекрасное в жизни сравнивается с цветами. Каждый человек достоин удивления, восхищения и особого ухода и внимания.
Практическая деятельность по созданию зелёного уголка группы позволит детям и родителям изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Образовательные области : коммуникативная, продуктивная и познавательная деятельность.
Цель проекта : развивать интерес к развитию и росту комнатных растений , наблюдательность и любознательность, наглядно-действенное мышление.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с названиями комнатных растений .
2. Закрепить знания детей о комнатных растениях .
3. Учить сравнивать растения , находить сходство и различия во внешних признаках.
4. Способствовать формированию представлений о значимости комнатных цветов .
5. Способствовать развитию воспитания экологической культуры.
6. Развивать познавательный интерес.
7. Развить практические навыки ухода за комнатными растениями
8. Воспитание любви к природе родного края, воспитание наблюдательности и бережного отношения к растениям .
Возраст участников : дети 5 - 6 лет.
Тип проекта : краткосрочный (1 неделя) .
Состав проектной группы : воспитатель, воспитанники группы 5 - 6 лет, родители.
Формы организации проекта :
1. Опрос детей.
2. Составление альбома о хлебе
3. Свободная деятельность детей
4. Сюжетно - ролевая игра «Семья» , «Цветовод» , «Цветочный магазин» , «День рождения» .
Этапы реализации проекта :
I этап проекта – ознакомительный.
Составление перспективного плана работы по проведению проекта
Привлечение родителей для помощи педагогу
Выращивание комнатного растения дома с детьми
презентация комнатные растения (из интернета, подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений)
Рассказов о комнатных растениях , загадок
Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды
Определение цели и задач
Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о комнатных растениях
Создание папки-передвижки ««Комнатные растения : вред или польза?»
Выставка детских рисунков «Цветы»
Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья» , «Магазин»
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап-заключительный
Обмен опытом работы по формированию у детей основ экологической культуры
Консультации и памятки для родителей по теме
презентация проекта
Место проведения : МБДОУ ЦРР – д/с «Буратино» .
Режим работы : во время и вне занятий.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Расширение знаний по экологической культуре воспитанников.
2. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – комнатным цветам .
3. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
План-график реализации проекта.
Подготовительный Опрос детей : «Что я знаю хлебе»
Основной Рисование «Цветы»
Познавательное «Комнатные растения – наши друзья »
Аппликация. Тюльпан.
Ручной труд «Ваза» (пескография)
Развитие речи. Сравнение комнатных , садовых и луговых цветов.
Конструирование цветов из мозаики
Чтение художественной литературы :
Вечер загадок. Цветы, растения .
«Подснежник» В. Вангели
«Цветик-семицветик» В. Катаев
Дидактические игры :
«Цветы»
«Найди такое же»
«Угадай растение по описанию »
«Опиши, я отгадаю»
«Чего не стало?»
«Найди растение по названию »
«Что сначала, что потом?»
«Один - много»
«Цветочный магазин»
Сюжетно-ролевые игры :
«Цветовод»
«День рождения»
«Цветочный магазин»
«Семья» .
Беседы :
«Какие цветы я знаю»
«Зачем нужен свет растениям »
«Зачем нужны цветы»
«Комнатные растения »
«Чем отличается фиалка от фикуса» .
Решение проблемных ситуаций :
«Если долго не поливать цветы – листочки увядают, цветы падают» Заучивание и чтение стихотворений о растениях .
Чтение научно-популярной и художественной литературы по теме.
Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных растений .
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
«Подуем на цветок» ,
«Согреем цветок своим дыханием»
Прослушивание муз. произведений П. И. Чайковского
«Вальс цветов»
«Времена года» .
Подвижные игры
«Собери цветок из лепестков»
«Живая клумба»
«Мы – цветы»
«Покажи цветок»
«Укрась цветами ковёр»
Папка-передвижка «Комнатные растения : вред или польза?»
Заключительный -обмен опытом работы по формированию у детей основ экологической культуры с педагогами
Консультации и памятки для родителей по теме
-презентация проекта
Приложение №1
Рассматривание иллюстраций, плакатов.
Забота о комнатных растениях .
Изучение частей растения (из чего состоит цветок)
Выкладывание цветка из мозаики, геометрических фигур
Настольно – печатная игра «Контур, силуэт»
Аппликация «Тюльпан»
Ручной труд «Ваза» (пескография)
Приложение №2
Утреннее приветствие
Дили-дили-дили-дили!
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили!
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков
И весёлых мотыльков.
Динь, день! Динь, день!
Начинаем новый день!
Дили-дили-дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробушек проснулся,
И галчонок встрепенулся…
Динь, день! Динь, день!
Не проспите новый день!
Динамические паузы
Говорит цветку цветок :
Подними-ка свой листок.
(дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку да притопни ножкой.
(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай утром солнышко встречай.
(вращение головой)
Стебель наклони слегка – вот зарядка для цветка.
(наклоны)
А теперь росой умойся, отряхнись и успокойся.
(встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!
Физминутка
Наши алые цветки распускают лепестки.
(плавно поднять руки вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(качание рук вправо – влево)
Наши алые цветки закрывают лепестки
(присесть, спрятаться)
Головой качают, тихо засыпают.
(движения головой влево – вправо)
Приложение №3
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему : «Мои зеленые друзья»
Задачи :
Расширять знания детей о комнатных растениях
Закреплять умение узнавать знакомые растения , называть их части
Пополнять словарный запас детей
Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру ;
Подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые ; организмы, требующие определенного ухода;
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе; желание ухаживать за растениями .
Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Труд» .
Методы и приёмы : игровой; наглядный; словесный.
Оборудование и материалы : лейки, пульверизаторы, влажные салфетки, фартуки.
Средства ИКТ : презентация , ноутбук, телевизор.
Предварительная работа : рассматривание комнатных растений в уголке природы ; разучивание пословиц и поговорок о растениях ; рассматривание иллюстраций на тему «Комнатные растения » .
Ход занятия
1. В гости к детям приходит Буратино и загадывает загадку
Буратино : - Ребята, а вы знаете, как называется это растение ? Кто мне подскажет?
Воспитатель
2. Дидактическая игра «Найди растение по названию » .
Воспитатель : - Дети, послушайте загадки Буратино и попробуйте их разгадать.
3. Буратино загадывает загадки о комнатных растениях .
4. Физкультминутка «На окошечке в горшочках» :
5. Дидактическая игра
«Покажи и назови части растения »
6. Диалог Буратино и воспитателя
7. Практическое упражнение по уходу за цветами.
8. Воспитатель
Буратино :
Дети :
Воспитатель : - Ребята, отгадайте загадку :
«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест».
(слайд 1)
ответы детей
Правильно! Это растение называется герань .
(слайд 2)
А чем оно отличается вот от этого растения ? (Показывает хлорофитум) .
Ребята, а какие ещё комнатные растения вы знаете ? (ответы детей) .
(слайд 3)
Воспитатель называет комнатное растение , а дети должны найти его на картинке.
(слайд 4)
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.
(Цветы) .
Не подушка для иголок,
И не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.
(Кактус) .
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Комнатные растения ) .
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись,
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны.
В солнышке утонут.
Ребята сидят на корточках лицом в круг. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе. Соединяют ладошки над головой. Раскрывают ладошки – бутоны.
(слайд 5)
Воспитатель показывает части растения : корень, стебель, листья, цветок. Затем каждый ребенок самостоятельно показывает части растения .
Буратино : - Я хочу, чтобы у меня было красиво, как у вас. Как только вернусь домой, поставлю цветок на шкаф, чтобы никто не столкнул.
Воспитатель : - А ты умеешь ухаживать за растениями ?
Буратино : - А что за ними ухаживать нужно?
Воспитатель : - Конечно! Ребята, давайте научим Буратино ухаживать за растениями . Что нам для этого нужно?
(слайд 6, 7)
Ребята рассказывают, как нужно поливать растения , вытирать пыль с листьев, опрыскивать, рыхлить землю.
Затем берут необходимый материал : лейки с водой, влажные салфетки, пульверизаторы.
Звучит тихая музыка. Дети приступают к работе.
Сегодня мы с вами познакомились с комнатными растениями ; узнали, чем отличается герань от хлорофитума; как правильно ухаживать за цветами.
Ребята, сегодня и я, и вы, узнали много нового. Но, к сожалению, мне нужно отправляться в свою сказку. До свидания, ребята!
До свидания!
Ребята, мы с вами хорошо потрудились. Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с гостями и приведем в порядок наши рабочие места.
Роль комнатных растений в жизни человека Жизнь человека связана с природой, с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни, выражали благодарность за мужество и храбрость, награждали за заслуги перед отечеством. В Бирме и Индии до наших дней сохранился обычай украшать гирляндами из цветов почетных гостей.
Комнатные растения красотой форм, окраской благоуханием благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение, гасят нервозность. Растения- санитары жилых помещений. Они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микроорганизмы.
При размещении растений учитывают декоративно-художественную ценность и своеобразие растений. Вьющееся растение, подвешенное к потолку или на кронштейн к стене, зрительно увеличит высоту композиции или оживит скучную стену. Крупные одиночные растения располагают на полу. Высокие узкие листья зрительно поднимают потолки, низкие распростертые опускают.
Определенная расстановка растений изменяет зрительно пространство помещений, позволяет разделить комнату на отдельные зоны, организовать уголок отдыха в виде небольшого зимнего сада. Если растение подобрать по колориту, интерьер принимает неотразимый вид.
Словарь терминов Лиана - вьющееся или лазящее растение с удлиненным стеблем, не способное подниматься вверх без дополнительной опоры. Ампельное растение – растение с плетевидными побегами, свободно свисающими из подвесного сосуда, в который оно посажено. Террариум – цветочная композиция, посаженная внутри пластмассового или стеклянного сосуда. Жардиньерка – специальный цветочный столик, снабженный жестяным или цинковым ящиком со сточной трубой. Суккулент – растение, имеющее мясистые, сочные листья или стебли, способные запасать и сохранять воду. Фитодизайн – художественное оформление облика интерьеров с использованием растений.
Cлайд 1
ФИАЛКА, РЕО, САНСЕВЬЕРА, ФИКУС, ГЕРАНЬ, НЕФРОЛЕПИС, ПРИМУЛА, БАЛЬЗАМИН, ХЛОРОФИТУМ, КАМНЕЛОМКА, КОЛЕУС, СПАТИФИЛИУМ, АСПИДИСТРАCлайд 2
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ Полутень Хорошее подсушивание земли Выносливое Капризное Обычная тем-ра Регулярное опрыскивание Легкое подсушива ние земли Постоянно влажная земля Уровень воды в поддоне Прямые лучи Рассеянный свет Тень ВЫНОСЛИВОСТЬ ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА ОТНОШЕНИЕ КСВЕТУ ПОЛИВCлайд 3
УЗУМБАРСКАЯ ФИАЛКА Многолетнее травянистое растение с укороченным сочным стеблем, несущим розетку листьев. Листья до 8 см. длиной, черешковые, сердцевидные в основании, широкоовальные или округлые, с волнистым краем, темно- зеленые, снизу красноватые сильноопушенные. Цветки собраны в 2-7 цветковых соцветия, на длинных пазушных цветоносах. Венчик темно- фиолетовый с пяти лопастным двугубым отгибом (2 лопасти короче 3 других). Свет: яркий. Растение способно переносить прямые солнечные лучи. Температура: в период активного роста 18-25°C. Полив: вода наливается в поддон летом через день, зимой дважды в неделю. Влажность воздуха: не играет существенной роли.Cлайд 4
Р Е О Рэо - травянистое корневищное растение с коротким мясистым прямостоячим стеблем, от которого отходят плотно посаженные друг к другу листья линейно-ланцетной формы темно-зеленого цвета, снизу красно-фиолетовые, длиной около 30 см. Свет: интенсивный рассеянный. В весенне-летний период притеняют от прямых солнечных лучей. Температура: в весенне-летний период - 20-24°С. В осенне-зимний период температура должна быть не ниже 12°С. Растение тяжело переносит сквозняки, особенно в зимнее время. Полив: в весенне-летний период обильный, в осенне-зимний период поливают умеренно, при поливе нельзя допускать пересыхания, и чрезмерного переувлажнения субстрата. Влажность воздуха: опрыскивание, особенно в отопительный сезон.Cлайд 5
САНСЕВЬЕРА (ЩУЧИЙ ХВОСТ) Свет: яркий рассеянный свет, переносит как легкую полутень, так и полную тень. Но для пестролистных растений необходим яркий интенсивный свет так как в тени теряется пестрая окраска листьев. Температура: весенне-летний период предпочитает умеренную в пределах 18-25°С, в осенне-зимний период температура длительное время не должна опускаться ниже 14-16°С, в случае длительного понижения температуры растение заболевает. Полив: умеренный с весны до осени - почва должна успеть просохнуть. Зимой полив ограниченный. При поливе, особенно зимой нельзя допускать попадания воды в центр розетки - это может вызвать загнивание. Влажность воздуха: Полезно протирать листья влажной тканью. Сансевьера - многолетнее корневищное вечнозеленое травянистое растение с прямостоячими суккулентными ланцетовидными листьями. Цветет обычно весной, в апреле - мае, маленькими белыми цветками, собранными в кистевидные соцветия. По ночам от них исходит достаточно сильный аромат ванили. Все виды этого рода на редкость неприхотливы и очень выносливы.Cлайд 6
ФИКУС каучуконосный Свет: яркий рассеянный. Температура: в весенне-летний период 23-25°C, зимой большинству видов нужна температура 12-15°C, но они неплохо переносят зимовку и в тепле жилого помещения. Полив: обильный в весенне-летний период. С осени полив сокращают, зимой поливают умеренно. Влажность воздуха: растение способно переносить сухой воздух, однако хорошо отзывается на опрыскивание. Фикус не любит перемен, поэтому лучше сразу определить для него постоянное место и, по возможности, не переносить, не передвигать и не тревожить. Летом фикус можно выносить на свежий воздух, балкон или террасу. Для фикуса подходит светлое место с притенением от прямых солнечных лучей летом.Cлайд 7
ГЕРАНЬ (пеларгония) Герань можно выращивать и на подоконнике, и в саду или на балконе. Помимо своей красоты, герань создает вокруг себя положительную ауру. За ней легко ухаживать, она редко подвергается заболеваниям, требует умеренного полива и не слишком питательной земляной смеси, устойчива к засухе, обладает высокой жизнестойкостью. Они долго цветут крупными и красочными соцветиями. Свет: яркий. Растение переносит прямые солнечные лучи. Температура: летом - комнатная. Зимой пеларгонии содержат как можно прохладнее, при температуре 8-12°С. Полив: умеренный, так как пеларгонии не любят переувлажнения. Зимой растения поливают очень умеренно. Влажность воздуха: В жаркие дни можно опрыскивать.Cлайд 8
НЕФРОЛЕПИС Свет: рассеянный, от полуденных лучей следует притенять. Температура: умеренная, весенне-летний период оптимальная температура около 20°C, при температуре выше 24°C, должна быть высокая влажность, так как высокие температуры плохо переносит. В осенне-зимний период оптимальная температура в пределах 14-15°C. Полив: в весенне-летний период поливают обильно, в зимний период полив умеренный, почва постоянно должна быть слегка влажной. Влажность воздуха: высокая. Необходимо по нескольку раз в день опрыскивать растение. Красивый устойчивый папоротник, самый выносливый среди комнатных культур папоротников. Нефролепис быстрорастущее растение. Самые распространенные виды Нефролепис возвышенный с прямыми листьями до 60 см длиной. Папоротник неприхотлив и пригоден для вертикальных композиций.Cлайд 9
ПРИМУЛА Свет: Яркий свет Температура: В весенне-летний период 20-26°C, зимой 16-18°C, растение способно переносить понижение температуры до 12°C. Полив: Почва должна быть постоянно влажной, но чрезмерный полив или, наоборот, высушивание земляного кома, может привести к гибели растения и отрицательно повлиять на цветение. Влажность воздуха: Умеренная, воздух вокруг растения время от времени опрыскивают. Необходимо избегать попадания влаги на листья растения. Травянистое красивоцветущее комнатное растение с укороченным стеблем и розеткой округлых ворсистых листьев с волнистыми краями. Выращивается как 1-2-летнее растение, так как в последующие годы цветет слабее и теряет декоративность. Соцветия - зонтики из ярко-розовых, белых, красных или лиловых цветков - возвышаются вторым ярусом над листьями. Цветет примула с ранней весны до декабря.Cлайд 10
БАЛЬЗАМИН Свет: Яркий свет Температура: Зимой содержат при температуре 10-16С. Более высокую температуру растение может перенести при хорошем освещении и высокой влажности воздуха. Летом рекомендуется выносить на открытый воздух. Полив: Обильный, почва должна быть постоянно влажной, Влажность воздуха: Умеренная, время от времени листья следует опрыскивать избегая попадания воды на раскрытые цветки. Травянистое растение до 60 см высотой из семейства бальзаминовых, родом из тропиков Восточной Африки. В Европе впервые появилось в 1596 году. В народе носит название огонек - за яркую окраску цветов, распускающихся большую часть года. Стебли хрупкие и сочные, легко ломаются, из надлома вытекает сок. Листья мясистые, яйцевидные, при недостатке влаги быстро обвисают. Цветки в пазухах листьев красные, пурпурово-розовые, с длинной загнутой шпорой.Cлайд 11
ХЛОРОФИТУМ Свет: Яркий рассеянный свет. Хорошо растет около восточного или западного окна. В слишком темном месте растение теряет декоративную привлекательность. Температура: Умеренная. Зимой не ниже 18°С. Конечно неприхотливый хлорофитум не погибнет при неблагоприятных температурах, но это обязательно скажется на его внешнем виде. Полив: Обильный с весны до осени. Почва должна быть все время влажной. Умеренный зимой. Влажность воздуха: Летом время от времени листья полезно опрыскивать и устраивать теплый душ. Обязательно опрыскивание, если растение содержится рядом с отопительной Родина - Южная Америка. Хлорофитум является одним из наиболее распространенных комнатных растений. Это не удивительно: он быстро растет, у него красивые изогнутые листья, а весной и летом на тонких стеблях появляются сначала мелкие белые цветы, а потом крошечные розетки листьев. Их можно отделить и укоренить. Еще одна причина популярности хлорофитума - его выносливость. Хлорофитум относится к светолюбивым растениям.Cлайд 12
КАМНЕЛОМКА Свет: Камнеломка довольно светолюбива, хотя многими считается теневыносливым растением, все же место для нее надо выбирать светлое, летом с защитой от прямых солнечных лучей. Температура: Летом прохладная, желательно не выше 20°С. Зимой содержат в прохладном месте, при температуре около 10-12°С. Зимний минимум 6°С. Полив: Обильный с весны до осени - почва должна быть все время влажной, зимой полив умеренный ли ограниченный в зависимости от температуры содержания. Влажность воздуха: Листья камнеломки периодически следует опрыскивать, как из гигиенических целей, так и для увлажнения. Если в помещении тепло зимой, то опрыскивают ежедневно. Это травянистое растение, с листьями собранными в прикорневую розетку. Листья округлые, около 5-7 см диаметром, с зубчатым краем, опушенные с обеих сторон. Цвет листьев темно-зеленый, со светлыми полосками вдоль жилок, нижняя сторона листа светлее с вкраплениями красноватых точек. Камнеломка образует длинные плети усы, на конце которых образуются дочерние розетки. Образует соцветие метелку из мелких невзрачных бело-розовых цветочков.Cлайд 13
КОЛЕУС Растение из семейства губоцветных родом из тропической Африки и Азии. Это кустистое растение до 35 см высотой с четырехугольными сочными, почти прозрачными стеблями и бархатистыми листьями с окраской, богатой оттенками, и пильчатыми краями. У большинства форм листья похожи на крапивные. Главную привлекательность растения составляют листья, пестрые, с разнообразным сочетанием красного, желтого, зеленого, коричневого цвета, пятен и полос. Цветет колеус, вскидывая метелку с мелкими невзрачными цветками. Свет: Яркий свет Температура: Оптимальная температура летом 18° С, зимой - не ниже 12° С, так как в более прохладных помещениях растение может сбросить листья. Летом выносят на свежий воздух. Полив: Поливать необходимо мягкой водой, летом опрыскивать. Зимой почва должна быть лишь слегка влажной. Влажность воздуха: УмереннаяCлайд 14
СПАТИФИЛИУМ Свет: Летом притенение от прямых солнечных лучей, т.е. светлое место, легкая полутень. Зимой обязательно хорошее освещение. Температура: Хорошо развивается только в тепле, не ниже 18°C, оптимальная температура 22-23°C. Не переносит сквозняков. Полив: Обильный с весны до осени, зимой более умеренный, но почва никогда не должна полностью пересыхать. Спатифиллюм плохо переносит застой воды в корнях. Влажность воздуха: Любит очень влажный воздух, требуется регулярное опрыскивание и обмывание листьев. Перед опрыскиванием нужно прикрыть цветки и бутоны. Родина Южная Америка, Восточная Азия, Полинезия. Если этому травянистому растению подобрать подходящее место, то он может цвести практически весь год. Кроме того, цвести спатифиллюм начинает в довольно раннем возрасте - уже через 6 -7 месяцев. Цветки держаться довольно долго - больше месяца. Поэтому, цветки спатифиллюма используют и на срезку для букетов. Крупные экземпляры выращивают в кадках.