Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.
Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.
Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.
Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.
1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .
Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )
II. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное,
- одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),
- род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),
- склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);
адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам) ,
Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?
- в … числе (ед., мн. ), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
- в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?
III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).
2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)
II. Постоянные признаки:
Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).
Непостоянные признаки:
- в степени сравнения (для качественных);
- в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,
- в … падеже (для полной формы),
- в …числе (ед., мн.),
- в … роде (для единственного числа).
3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.
I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .
Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)
II. Постоянные признаки:
- вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),
- спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
- возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
- переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).
Непостоянные признаки:
- в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),
- в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
- в … числе (ед., мн.),
- в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).
У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).
Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).
II. Постоянные признаки:
- разряд по структуре (простое/сложное/составное),
- разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое ),
- особенности склонения:
– 1,2,3,4, собирательные и порядковые
числ. скл-ся, как прил
.
– 5–20, 30
скл-ся, как сущ.3 скл
.
– 40, 90, 100,полтора, полтораста
при склонении имеют 2 формы
.
– тысяча
скл., как сущ.1 скл.
– миллион, миллиард
скл., как сущ. 2 скл
.
– сложные и
составные количественные
скл-ся с изменением
каждой части
слова.
– сложные и составные порядковые
числительные скл-ся с изменением только
последнего
слова.
Непостоянные признаки :
- падеж,
- число (если есть),
- род (в ед.ч., если есть).
III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.
5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.
I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).
Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)
II. Постоянные признаки:
- разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)
- разряд по значению с доказательством:
– личное , т.к. указ. на лицо;
– возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
– притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;
– вопросительное , т.к. указ. на вопрос;
– относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
– неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
– отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
– определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета. - лицо (для личных).
Непостоянные признаки:
- падеж,
- число (если есть),
- род (если есть).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).
6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.
I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.
Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.
II. Постоянные признаки:
- Неизменяемая часть речи.
- Разряд по значению: образ действия
(каким образом?) – меры и
степени
(насколько? в какой мере?)
места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)
(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )
Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.
I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”
Остальные пункты, как у наречия , кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.
8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.
Н.ф. – … (И., ед., м.).
II. Постоянные признаки:
- действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
- вид (СВ – что с делавший? НСВ – что делавший?).
- возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).
- время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).
Непостоянные признаки:
- полная или краткая форма (только для страдательных).
- падеж (только для причастий в полной форме).
- число (ед., мн).
- род (только для прич в ед.ч.).
III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).
9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.
II. Постоянные признаки:
- Неизменяемая часть речи.
- Вид (СВ – что с делав?/НСВ – что делая?).
- Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).
III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).
10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.
I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …
II. Признаки:
- Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
- Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).
- Неизменяемая часть речи.
11. Морфологический разбор СОЮЗА.
I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.
II. Признаки:
- Простой (из одного слова: и, а, но… ) / составной (из нескольких слов: потому что… ).
- Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)
- Неизменяемая часть речи.
12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.
I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).
II. Признаки:
- Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).
- Неизменяемая часть речи.
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.
I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.
II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.
III. Не является членом предложения.
Морфологический разбор глагола, одной из самых трудных частей речи, опирается на известную опорную схему анализа.
Сначала определяем общее грамматическое значение слова, потом начальную форму, по которой в дальнейшем выводим постоянные признаки, далее находим словоформу в тексте, устанавливаем непостоянные признаки и синтаксическую роль.
При разборе глагола часто допускаются ошибки в определении вида. А ведь нужно всего лишь задать вопросы "что делать?" или "что сделать?" и не перепутать двувидовые глаголы (сов. вид - его казнят завтра; несов. вид - я всю жизнь казню себя за тот поступок).
Путаница выходит и с выяснением переходности глагола. Это свойство означает способность глагола управлять существительным в В.п. без предлога (смотрю фильм, видишь солнце, писал письмо, ловит рыбу, строят дом) и в Р.п. при отрицании (не вижу стола), а также при обозначении какой-либо части (выпить воды, но не всю воду). Даже если в тексте нет зависимого существительного, необходимо его подставить, чтобы убедиться в наличии переходности глагола.
С возвратностью легче справляются, но иногда теряют постфиксы -СЯ, -СЬ в начальной форме.
С определением наклонения тоже не возникает каких-то особых затруднений: реальное действие, которое уже произошло, происходит сейчас или произойдёт, относят к изъявительному, нереальное представлено двумя наклонениями, одно из которых повелительное (идём, идёмте, давай/те пойдём, иди, идите, пусть идёт/идут), а другое условное, его можно называть ещё сослагательным), в этих формах нельзя определить время.
Напомним непостоянные признаки глагола:
1. Он обозначает действие предмета, (безличные глаголы обозначают состояние человека или природы).
2. Имеет формы 1, 2, 3 лица (в настоящем и будущем времени - пою, поём; поёшь, поёте; поёт, поют; а также в повелительном наклонении).
3. Имеет формы рода (только в прошедшем времени изъявительного наклонения, а также в условном наклонении - лежал, лежала, лежало, лежал бы, лежала бы, лежало бы).
4. Имеет формы единственного и множественного числа (стою, стоишь, стоит; стоим, стоите, стоят).
5. Имеет формы изъявительного, условного и повелительного наклонений (сплю, спим, спишь, спите, спит, спят; спал бы, спала бы, спали бы; спи, спите, стой, стойте, оставь, оставьте).
6. В предложении зависит от подлежащего и согласуется с ним, выполняя роль сказуемого.
Запомните:
1. У безличных глаголов нет числа и лица (смеркалось, смеркается, будет смеркаться, подморозит, подморозило бы, меня тошнило, тошнит, затошнит), а инфинитив неизменяемая форма и не имеет непостоянных признаков.
2. Все возвратные глаголы являются непереходными.
3. Лицо и род исключают друг друга (я/ты/он пришёл).
4. Выяснить спряжение можно по суффиксу перед -ТЬ неопределённой формы, когда окончания безударные, при ударных окончаниях используем форму 3 лица множественного лица (пить - пьют, лететь - летят, спать - спят).
5. Иногда глагол употребляется в переносном значении: Ну, я пошёл! (прошедшее время в значении будущего), Идёт он вчера по улице (настоящее в значении прошедшего), Вы бы меня угостили, что ли! (условное наклонение в значении повелительного), Знай я раньше об этом, никогда бы не пришёл (повелительное в значении условного).
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ГЛАГОЛА
1. Часть речи и общее грамматическое значение.
2. Начальная форма (инфинитив) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- вид,
- переходность,
- возвратность,
- спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- наклонения,
- времени (только в изъявительном наклонении),
- числа,
- лица (только настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении),
- род (только в прошедшем времени единственного числа).
3. Синтаксическая роль глагола (простое и составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое).
Давайте перечитаем начало седьмой главы «В гостях у Беорна» из романа-сказки Джона Р.Р. Толкина и выполним морфологический разбор некоторых глаголов.
На рассвете Бильбо разбудили яркие лучи солнца. Хоббит вскочил, чтобы посмотреть на часы, поставить на огонь чайник - и понял: он не дома. На завтрак не было ни чая, ни ветчины с гренками, а только холодные остатки вчерашней баранины и крольчатины. А после завтрака нужно было сразу же отправляться в путь.
На сей раз хоббиту позволили вскарабкаться орлу на спину и примоститься между крыльями. В лицо дул ветер, и Бильбо зажмурился . Солнце всё ещё освещало вершины крайних восточных гор. Утро выдалось прохладным, в долинах и впадинах клубился подкрадывавшийся к ледникам и вершинам туман.
Не щиплись , - сказал орёл. - Ты же не кролик, хотя похож на него. Не бойся. Нет ничего приятнее прохладного утра и лёгкого ветерка. Что может быть лучше полёта?
Равнину пересекала река, посреди которой торчала то ли скала, то ли каменный холм, напоминавший обломок горы, будто бы сюда его забросил во время игры какой-то великан. Орлы быстро опустились на скалу и оставили там путников.
Прощайте! Пусть во время похода вам сопутствует удача, пока вы не вернётесь в свои гнёзда! - Так обычно прощаются орлы.
Образцы разборов
На рассвете Бильбо разбудили яркие лучи солнца.
1. (Лучи) разбудили
2. Начальная форма (инфинитив): разбудить
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.
Хоббит вскочил, чтобы посмотреть на часы, поставить на огонь чайник - и понял: он не дома.
1. Посмотреть - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. инфинитив - посмотреть
П.п.
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- II спряжение, исключение.
Н.п.
3. Синтаксическая роль: обстоятельство.
На завтрак не было ни чая, ни ветчины с гренками, а только холодные остатки вчерашней баранины и крольчатины.
1. Не было - глагол, так как обозначает состояние предмета.
2. Н. ф. быть
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- не
переходный,
- невозвратный,
- I спряжение,
- употреблён в безличном значении.
Непостоянные (Н.п.):
имеет форму
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
А после завтрака нужно было сразу же отправляться в путь.
1. Отправляться - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. инфинитив - отправляться
П.п.
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Н.п.
не имеет, так как не изменяется.
3. Синтаксическая роль: составное глагольное сказуемое.
В лицо дул ветер, и Бильбо зажмурился .
1. (Бильбо) зажмурился - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. зажмуриться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- м. рода,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Солнце всё ещё освещало вершины крайних восточных гор.
1. (Солнце) освещало - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. освещать
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Утро выдалось прохладным, в долинах и впадинах клубился подкрадывавшийся к ледникам и вершинам туман.
1. (Утро) выдалось - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. выдаться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- разноспрягаемый.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: составное именное сказуемое.
Не щиплись , - сказал орёл.
1. Не щиплись - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. щипаться
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 2 лица,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Равнину пересекала река, посреди которой торчала то ли скала, то ли каменный холм...
1. (Река) пересекала - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. пересечь
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ж. рода,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Пусть во время похода вам сопутствует удача, пока вы не вернётесь в свои гнёзда!
1. (Пусть) сопутствует - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. сопутствовать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 3 лица,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
1. (Вы) не вернётесь - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. вернуться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- 2 лица,
- множественного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Так обычно прощаются орлы.
1. (Орлы) прощаются - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. прощаться
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- 3 лица,
- множественного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Тренировка
Произведите морфологический разбор глаголов из следующих предложений:
пел 3 ... (М.Ю. Лермонтов.)
Арина Петровна встает с своего места и высматривает 3
сияли 3 звёзды. (М.А. Шолохов.)
Выходишь 3
возьмём 3 . (В. Козлов.)
смущают 3 . (В. Песков.)
Вылезай 3
Листья побежали 3
САМОПРОВЕРКА
По небу полуночи Ангел летел, и тихую песню он пел 3 ... (М.Ю. Лермонтов.)
1. (Он) пел 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. петь
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- м. рода,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Арина Петровна встаёт с своего места и высматривает 3 в дверь, точно ли Улитушка ушла. (М.Е. Салтыков-Щедрин.)
1. (Арина Петровна) высматривает 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. высматривать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
Изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 3 лица,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
По ночам на обугленно-чёрном небе сияли 3 звёзды. (М.А. Шолохов.)
1. (Звёзды) сияли 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. сиять
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Выходишь 3 – ослепляет тебя синева. (Н.Г. Астафьева.)
1. (Ты) выходишь 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. выходить
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 2 лица,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Мы тебя доктором в экспедицию возьмём 3 . (В. Козлов.)
1. (Мы) возьмём 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. взять
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
Изъявительного наклонения,
- будущего времени,
- 1 лица,
- множественного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Размеры жертвы крокодила мало смущают 3 . (В. Песков.)
1. (Размеры) смущают 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. смущать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
Изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 3 лица,
- множественного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Вылезай 3 скорее, мышь. Что ты в норке там сидишь?
1. Вылезай 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. вылезать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 2 лица,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Листья побежали 3 по дороге. Это значит: осень на пороге.
1. (Листья) побежали 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. побежать
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- разноспрягаемый.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Литература
1. Виды разбора на уроках русского языка. Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1978.
2. Вороничев О.Е. О логической основе морфологического анализа знаменательных слов / Русский язык в школе и дома. - 2008. - № 1, 4, 6.
3. Литневская Е.И. Поступающим в МГУ им. М.В. Ломоносова. Морфологический разбор на вступительных экзаменах / Русская словесность. - 1995. - № 4.
, быстры
Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.
Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.
Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .
Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.
Рассмотрим примеры морфологического разбора.
Морфологический разбор существительного
- начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- склонение
- число;
- падеж;
- роль в предложении.
Существительное
(образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.
План разбора прилагательного
- начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
- разряд (качественное, относительное или притяжательное);
- краткое или полное (только о качественном);
- степень сравнения (только о качественном);
- род (только о единственном числе);
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Прилагательное
(образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.
Числительное (порядок разбора):
- начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
- разряд по значению (количественное, порядковое);
- разряд по составу (простое, сложное, составное);
- падеж;
- род и число (у порядковых и некоторых количественных);
- роль в предложении.
Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.
Местоимение (порядок разбора):
- начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
- разряд по значению;
- род (если есть);
- падеж
- число (если есть);
- роль в предложении.
Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.
Морфологический разбор глагола
- инфинитив (начальная форма);
- возвратный или невозвратный;
- переходный или непереходный;
- спряжение;
- наклонение;
- время (для изъявительного наклонения);
- лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
- род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
- число;
- роль в предложении.
Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.
Причастие (порядок разбора):
- начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
- инфинитив;
- время;
- возвратное или невозвратное (для действительного);
- переходное или непереходное (для действительного);
- полное или краткое (для страдательного);
- род (для единственного числа);
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.
Деепричастие (порядок разбора):
- глагол, от которого образовано;
- возвратное или невозвратное;
- переходное или непереходное;
- роль в предложении.
Деепричастие (образец разбора):
Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.
Наречие (порядок разбора):
- разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
- степень сравнения (если есть).
Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.
Видео
Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:
Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.
Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova
Представляет собой полную грамматическую характеристику данного слова. При этом слова рассматриваются в контексте предложения, восстанавливается и анализируется их изначальная структура. Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо уметь определять начальную форму слов, знать их постоянные и изменяемые и понимать слов в предложении.
Схемы разбора слов в предложении существенно отличаются друг от друга, поскольку они зависят от признаков этой части речи и формы, в которой стоит слово в данном предложении. Сам план морфологического разбора может варьироваться в зависимости от возраста учащихся. Поэтому ниже мы приведем планы разбора отдельных частей речи для учеников 4-5 класса.
Морфологический разбор существительного:
1. Определить найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Определить начальную форму (поставить слово в единственное число именительного падежа).
3. Указать признаки: собственное существительное или нарицательное, одушевленное - неодушевленное.
4. Определить род (женский - мужской - средний), склонение, падеж, число (единственное - множественное).
5. Указать, каким членом предложения является данное существительное.
Образец разбора слова «лисята» в предложении «Лисята побежали за бабочкой» .
Устный разбор: Лисята - это имя существительное. Оно обозначает живое существо (кто?) - лисята. Начальная форма - лисенок. Является нарицательным, одушевленным, мужского рода, 2-е склонение. В данном случае слово употребили в именительном падеже, во множественном числе. Слово «лисята» в предложении является подлежащим.
Письменный разбор:
Лисята - сущ.
(Кто?) - лисята;
Н. ф. (начальная форма) - лисенок;
Нариц., одуш., муж. род;
2-е склон.;
в имен. пад., во множ. числе;
играют (кто?) - лисята - подлежащее.
Морфологический разбор прилагательного
2. Поставить в начальную форму (в единственное число именительного падежа мужского рода.
3. Определить род прилагательного, его падеж и число.
4. Указать, каким членом предложения является данное прилагательное.
Образец разбора слова «трудолюбивая» в предложении «Трудолюбивая белочка запасает орешки на зиму».
Устный разбор: Трудолюбивая (белочка) - прилагательное. Белочка (какая?) - трудолюбивая. Обозначает признак предмета. Начальная форма - трудолюбивый. Слово употребили в женском роде, единственном числе, именительном падеже. В данном предложении слово «трудолюбивая» является определением.
Письменный разбор:
Трудолюбивая (белочка) - прилаг.;
Н.ф. - трудолюбивый;
Женск. род, единств. число, именит. падеж;
Какая? - трудолюбивая - определение.
Морфологический разбор числительного:
1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Поставить числительное в начальную форму - в именительный падеж.
3. Выявить признаки: простое - составное числительное, количественное - порядковое, в каком падеже стоит.
4. Каким членом предложения является данное числительное.
Образец разбора слова «пять» в предложении «Пять галчат есть хотят».
Устный разбор: «Пять» - числительное. Слово обозначает количество галчат (сколько?) - пять. Начальная форма - пять. Простое, количественное. Слово употребили в именительном падеже. В данном предложении слово «пять» входит в состав подлежащего.
Письменный разбор:
Пять - числит.: галчат (сколько?) - пять;
Н.ф. - пять;
Простое, количеств., в именит. падеже;
(Кто?) - пять галчат - часть подлежащего.
Морфологический разбор местоимения:
1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Поставить в начальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа).
3. Определить признаки: лицо, затем (если есть) - род и число, определить падеж.
4. Каким членом предложения является данное местоимение.
Образец разбора слова «мне» в предложении «Не хватило мне целого лета».
Устный разбор: «Мне» - местоимение. Указывает на предмет (кому?) - мне. Начальная форма - «я». Местоимение личное, 1-е лицо. Слово употребили в дательном падеже единственного числа. В данном предложении слово «мне» является дополнением.
Письменный разбор:
Мне - местоим.:
(Кому?) - мне;
Н.ф. - я;
Личное;
Дательн. падеж, единств. число;
Кому? - мне - дополнение.
Морфологический разбор глагола
1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Поставить в неопределенную (начальную) форму.
3. Определить признаки: спряжение, число, если есть - время, лицо, род;
4. Каким членом предложения является данный глагол.
Образец разбора слова «вспыхнул» в предложении «Вспыхнул первый луч зари».
Устный разбор: «Вспыхнул» - глагол. Обозначает действие (что сделал?) - вспыхнул.
Начальная форма - вспыхнуть, 1-е спряжение. Слово употребили в единственном числе, в в 3-м лице. В данном предложении слово «вспыхнул» является сказуемым.
Письменный разбор:
Вспыхнул - глагол;
(что сделал?) - вспыхнул;
Н.ф. - вспыхнуть;
1 спряж., единств. число, 3-е лицо.
Что сделал? - вспыхнул - сказуемое.
Морфологический разбор наречия:
1. Часть речи, общее значение.
2. Неизменяемое слово.
3. Член предложения.
Образец разбора слова «быстро» в предложении «По небу быстро пробегали темные тучи».
Устный разбор: «Быстро» - наречие. Обозначает признак действия: пробегали (как?) - быстро. Неизменяемое слово. В предложении является обстоятельством.
Письменный разбор:
Быстро - наречие;
Пробегали (как?) быстро;
признак действия, неизм.;
Как? - быстро - обстоятельство.