Согласно истории первые попытки использовать искусственное освещение на городских улицах относятся к началу XV века.
Ещё в далёком 1417 году мэр Лондона Генри Бартон дал распоряжение на вывешивание уличных фонарей зимними вечерами. Этот шаг он предпринял для того, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Французы решили не отставать и по прошествии некоторого времени подхватили его инициативу.
Баселона фонари Гауди
В самом начале XVI столетия каждый житель французской столицы был обязан держать светильники у окон, которые выходят на улицу. Именно при Людовике XIV Париж наполнили огни многочисленных фонарей. В 1667 году он издел указ об уличном освещении, за что и получил прозвище «Король-солнце». По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.
Венеция
Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. После, когда уже стали применять керосин, значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари. Изобрёл их англичанин - изобретатель Уильям Мердок. Естественно, поначалу он подвергся насмешкам.
Воронеже
Сам Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом. Эти насмешик не помешали Мердоку воплотить в жизнь свою идею и он с успехом продемонстрировал преимущества газового освещения.
Германия
В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы. В России уличное освещение появилось при Петре I.
Египет
В 1706 году он велел вывесить фонари на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости, чтобы отметить победу над шведами под Калишем.
Киев Эта люстра служит уличным фонарем возле кафе
В 1718 году на петербургских улицах появились первые стационарные светильники, а еще через 12 лет императрица Анна Иоанновна распорядилась установить их в Москве.
Китай
История электрического освещения связана прежде всего с именами русского изобретателя Александра Лодыгина и американца Томаса Эдисона.
Львов
В 1873 году Лодыгин сконструировал угольную лампу накаливания, за что получил Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Такие лампы вскоре применили для освещения петербургского Адмиралтейства. Через несколько лет Эдисон продемонстрировал усовершенствованную лампочку - более яркую и дешевую в производстве.
Москва
С её появлением газовые фонари быстро исчезли с городских улиц, уступив место электрическим
Будапешт
В Брянске
Венеция
Венеция
Венна
Дубровник
Замок Егг Бавария Альпы
Зихрон Яков 19 век
Испания
Китай город Шеньжень
Кронштад
Лондон
Львов
Львов
Львов
Москва
Москва
Над Дамаском
Одесса
Париж
Парк Шевченко Киев
Питер
Питер
Район черепах Сиена
Рим
Талин
Смотрите по сторонам в мире еще полно прикрастного...
Мощная иллюминация мегаполисов, уличное освещение небольших поселений сделали жизнь современных людей активной, вне зависимости от времени суток. При этом никто не задумывается над вопросом – а кто изобрел электрическое уличное освещение, и как создавались фонари.
Первые уличные фонари и их создатели
Искусственное освещение улиц вошло в обиход с 15 века. Самый первый фонарь давал малую площадь освещения, так как в нем использовались парафиновые свечи или конопляное масло. Благодаря керосину, уровень яркости на улицах удалось повысить. Но революционный прорыв произошел, когда изобрели первую электрическую лампу, в конструкции которой использовались сначала угольные, а затем вольфрамовые и молибденовые нити.
Ян ван дер Хейден
Голландский художник и изобретатель Хейден в 17 веке предложил расположить масляные фонари вдоль улиц Амстердама. Благодаря системе, изобретенной Хейденом, в 1668 году сократилось число падений людей в каналы, которые не были огорожены, снизилось число преступлений на улицах, облегчилась работа пожарных при тушении очагов возгорания.
Уильям Мердок
В 19 веке Уильям Мердок выдвинул интересную мысль о способе освещения улиц газом, но над ним посмеялись. Вопреки насмешкам, Мердок наглядно доказал, что это возможно. Так на улицах Лондона в 1807 году загорелись первые газовые приборы освещения. Немногим позже конструкция изобретателя распространилась на другие столицы Европы.
Павел Яблочков
В 1876 году русский инженер Павел Николаевич Яблочков изобрел электрическую свечу и установил ее в сферу из стекла. Конструкция была простая, но эффективная. Поверх свечей проходила угольная нить. При соприкосновении с током нить прогорала, а между свечами загоралась дуга. Это явление, называемое дуговым электричеством, положило начало первым электрическим приборам. Русские «свечи», как их называли, были установлены на Литейном мосту в 1879 году. Также 12 светильников Яблочкова зажглись на разводном мосту через Неву. Изобретение электрического уличного освещения стало началом новой эпохи в использовании электротока.
Интересный факт: в 1883 году во время коронации императора Александра III благодаря лампам накаливания освещалась круговая зона около Храма Христа Спасителя и Кремля.
Плодами изобретения воспользовались в европейских столицах.
Парижские и берлинские улицы, магазины, прибрежные зоны – все было освещено уличными светильниками, созданными по этой технологии Яблочкова. Жители назвали уличную иллюминацию символично: «русский свет», а Павел Яблочков, русский инженер, который изобрел электрическое уличное освещение, стал известен в то время во всех просвещенных кругах Европы.
Однако, после того, как многие мировые столицы осветились ярким, но непродолжительным светом дугового электричества «свечей» Яблочкова, эти приборы просуществовали всего несколько лет. Их заменили более совершенные лампы накаливания. Изобретение русского инженера было практически забыто, а сам Павел Николаевич умер в бедности в провинциальном Саратове.
Новый этап в развитии уличного освещения
Весомый вклад в разработку электрического уличного освещения внес русский ученый Александр Николаевич Лодыгин и американец Томас Алва Эдисон.
Лодыгин создал конструкцию лампочки, за основу работы которой взял молибденовые и вольфрамовые нити, закрученные спиралью. Это был прорыв в области электрических открытий. Один из важнейших критериев осветительного прибора – продолжительность эксплуатации. Именно Лодыгин поднял ресурс своих ламп с 30 минут до нескольких сотен часов работы. Он же впервые стал использовать лампы с вакуумом, откачивая из них воздух. Это давало возможность намного продлить срок службы осветительного прибора.
Впервые лампы накаливания Лодыгина появились в уличном освещении Одесской улицы в Санкт-Петербурге в 1873 году.
Получив патент и премию за свое изобретение, Александр Николаевич не смог распространить его в массы. Талантливый инженер не имел предпринимательской хватки и не смог довести производство до нужных масштабов.
Упорством в достижении своей цели отличался другой инженер – американец Томас Эдисон. Именно он, взяв за основу изобретение Лодыгина, усовершенствовал его конструкцию и смог внедрить в широкое производство. Нельзя сказать, что Эдисон получил свою славу незаслуженно. Ведь он упорно проводил тысячи экспериментов и разработал очень важный этап в электрическом освещении – от источника тока до потребителя, что позволило запустить электрическое освещение в масштабах целых городов.
Так, благодаря знаниям русского инженера Лодыгина и проворности американского ученого Эдисона, электрическое уличное освещение вытеснило газовые фонари.
Как выглядели первые фонари: видео
Ручной фонарь , фона́рик - небольшой носимый для индивидуального использования. В современном мире под карманными фонарями понимают прежде всего электрические фонари, хотя существуют механические (преобразующие мускульную силу в электрическую), химические (источник света - химическая реакция) и с использованием открытого огня.
После того как немецкий предприниматель Пауль Шмидт изобрел сухую батарею , им впервые было начато массовое производство запатентованных в 1906 году электрических карманных фонарей DAIMON.
Характеристики фонарей
Практически все ныне продаваемые фонари - светодиодные [ ] . Для описания и сравнения свойств фонарей используют следующие основные характеристики: световой поток, режим работы, цвет луча, возможность фокусировки или форма луча, дальность луча, время работы от батарей, защищенность от влаги, защищенность от механических воздействий, взрывобезопасность при работе в загазованных или запыленных средах. Существует стандарт ANSI FL1-2009 , описывающий и унифицирующий методы измерения и публикации основных характеристик ручных фонарей. Световой поток и время работы фонаря - взаимопротиворечивые требования, чем больше световой поток, тем быстрее разряжаются батареи. Вес же батарей или аккумуляторов невозможно увеличивать без потери удобства, например для налобных фонарей вес крайне важен. Режим работы может быть со стабилизацией светового потока, иногда с возможностью его выбора, и тогда точно известно время работы, или в режиме плавного снижения яркости по мере разряда, устаревающая неприятная для зрения схема. Самая оптимальная форма светового пятна - равномерно освещенный круг без яркого центра, с плавным снижением яркости на краях. Резкие границы яркости утомляют зрение при долгой работе. Возможность фокусировки позволяет менять дальнобойность фонаря, но тоже с выбором - или осветить хорошо дальний объект, но узким лучом, или создать такую же освещенность вблизи широким лучом. Для некоторых фонарей предусмотрен режим работы с цветным лучом, обычно красным, это позволяет существенно продлить время работы. Этой же цели служит режим мерцания, к тому же он позволяет привлечь внимание (режим SOS).
Разновидности
Туристический
Светодиодный фонарь
Самая большая группа фонарей. К этой категории можно отнести практически любой фонарь, не имеющий специально выделенной функции.
Фонарь охранника
Фонарь, совмещающий в себе функции непосредственно фонаря и полицейской дубинки .
Тактический
Специальная категория фонарей для спецподразделений, армии и других силовых структур. Обладают повышенной надёжностью. Их, как правило, можно крепить на оружие, используя стандартные оружейные элементы крепления - планку Пикатинни , планку Вивера и прочие подобные. В таких случаях очень часто снабжены выносной кнопкой включения, соединённой с фонарём посредством провода.
Аварийный
Фонарь, входящий в комплект оборудования, используемого в чрезвычайных ситуациях. Как правило, электрический, хотя в морском комплекте встречаются и химические аварийные фонари. Аварийный фонарь должен обладать значительным сроком хранения без потери эксплуатационных качеств.
Для подводного плавания
Светодиодный подводный фонарь с линзой и без
Распределение светового потока от фонарей с линзой и без
Фонарь предназначен для погружения на значительные глубины, сохраняя абсолютную водонепроницаемость , что обеспечивается особенностями конструкции (уплотнительные О-образные резиновые или силиконовые кольца с герметизирующей смазкой). Должен давать значительный световой поток при минимальном рассеянии на взвеси , что обеспечивается как балансом интенсивности света в центральном пятне и боковой засветке так и температурой света. Так, при ~2700-3000K отражение от частиц мути в воде меньше, чем при высокой ~5000-6000K цветовой температуре. Водная среда эксплуатации, с одной стороны, повышает требования к коррозионной стойкости корпуса фонаря, с другой - упрощает охлаждение. Вышедшие из строя литий-ионные аккумуляторы, выделяя газ в абсолютно герметичном корпусе, могут создавать опасность взрыва. При наличии петли, надеваемой на запястье, она должна легко сниматься одной рукой (т.е. быть резиновой, а не верёвочной), что продиктовано требованиями безопасности подводного плавания.
Шахтёрский
Железнодорожный
Помимо непосредственно осветительной функции, позволяет подавать цветные сигналы (красный , жёлтый, зелёный) при помощи светофильтров или цветных ламп. Первоначально применялись специальные керосиновые лампы, заменённые ламповыми фонарями. На данный момент выпускаются светодиодные модели.
Электродинамический
Фонарь «Жучок», СССР, конец 1980-х годов. Ранние «Жучки» выпускались в металлическом корпусе.
Электродинамический фонарь снабжён встроенным динамо . Плюсом такого фонаря является автономная работа без сменных источников питания - гальванических элементов или аккумуляторов. Ввиду наличия динамо-машины, такой фонарь пользователь обычно приводит в действие вручную посредством вращения или нажатия рукоятки, соединённой с динамо-машиной, которая преобразует механическую энергию в электрическую, которая и питает источник света.
В СССР без какой-либо торговой марки производились электродинамические фонари со встроенной динамо-машиной и лампой накаливания. В простонародье были прозваны «жучками» за характерный звук при работе. Такие «жучки» были оснащены пружинной рукояткой.
В современных самозарядных фонарях в качестве источников света используется светодиод. Самозарядные фонари с лампой накаливания фактически не производятся. Сегодня на рынке представлен широкий сегмент самозарядных фонарей, которые снабжены функцией зарядки мобильных телефона, радиоприёмника.
К недостаткам таких фонарей можно отнести следующие их свойства:
- Сложность конструкции
- Шумность при механической подзарядке
- Непродолжительное время работы между зарядками (при наличии аккумулятора - 10-30 мин.)
Элементы питания
Мощный фонарь-прожектор
Фонари на батарейках
В фонарях на батарейках источником питания служат гальванические элементы , или батарейки . Первый патент на переносное устройство с (англ.) был выдан 10 января 1899 года, первые доступные в продаже устройства относятся к 1922 году.
Фонари на аккумуляторах
В аккумуляторных фонарях источником питания служит встроенный никель-кадмиевый , никель-металл-гидридный , свинцово-кислотный или литий-ионный аккумулятор.
Источники света
Лампы накаливания
Классическая лампа накаливания обладает целым рядом недостатков: низкая световая отдача, малый срок службы, низкая механическая прочность. В настоящее время практически вытеснена из употребления. Однако, лампа имеет высокий индекс цветопередачи , благодаря чему по прежнему находит применение в некоторых областях (например, в медицинских лампах, которые не должны искажать цвета тканей тела).
Галогенная лампа
Усовершенствованные лампы накаливания. Принцип излучения тот же - нагрев нити электрическим током. Отличия кроются в газах, наполняющих колбу лампы. У различных ламп состав этих газов может отличаться.
Обладает немного лучшими эксплуатационными свойствами, нежели обычная лампа накаливания. Даёт значительный световой поток. Имеется ряд недостатков: относительно высокая стоимость, малый срок службы, высокое энергопотребление, необходимость иметь при себе запасные лампы, иначе есть риск остаться в темноте, что неприемлемо, например, для спелеологов. Даже не слишком мощные фонари могут сильно нагреваться. Это связано с низким КПД ламп, в результате чего примерно 90 % энергии излучается в так называемом «тепловом» (инфракрасном) спектре, который невидим для глаз человека.
Светодиоды
Светодиоды в первую очередь отличаются высоким КПД излучения в видимой области спектра, в отличие от ламп накаливания. Светодиод даёт значительный световой поток, имеет очень длительный срок эксплуатации (обычно не менее 30 тысяч часов непрерывной работы, в отличие от примерно 50 часов лампы накаливания или галогенной лампы), низкое энергопотребление, а также малый вес фонарей при значительной яркости. Малый вес обусловлен высокой энергоэффективностью светодиодов и, соответственно, необходимостью использовать меньшее количество батарей, которые составляют значительную часть массы фонаря. К недостаткам можно отнести несколько неестественный спектр излучения у старых моделей светодиодов. Однако современные качественные светодиоды имеют настолько высокую цветопередачу, что практически неотличимы от ламп накаливания. Также выпускаются светодиоды с цветовой температурой 3 000-4 000 К, что примерно соответствует галогенной лампе.
В целом светодиодные фонари на данный момент являются наиболее удобными для использования в быту или в других местах, где не требуется сверхмощный световой поток.
Используются как массив из сверхъярких 5-мм индикаторных светодиодов, так и мощные светодиоды (Varton, Cree, Philips, Seoul Semiconductor, OSRAM и др.) мощностью до 30 Вт. Световой поток ручных светодиодных фонарей достигает 18 000 люмен.
HID
High-intensity discharge (разряд высокой интенсивности). В большинстве таких фонарей применяются дуговые газоразрядные металлогалогенные лампы, но встречаются модели и с чисто ксеноновыми лампами. Самые мощные карманные фонари. Срок службы ксеноновых ламп обычно 1 000-3 000 часов. Световой поток таких фонарей колеблется от 500 до 5 000 люмен (для сравнения: световой поток обычной лампы накаливания мощностью 100 ватт - 1 000-1 500 люмен). Главное преимущество: мощнейший луч света, способный хорошо осветить объекты на расстоянии вплоть до нескольких километров. Главный недостаток: крайне высокая стоимость, значительная, 2-3 секунды, задержка при включении, часто некоторые части фонарей довольно сильно разогреваются в процессе работы, что может вызвать определённый дискомфорт. Если направить луч света на воспламеняющийся материал, возможно возгорание (относится и к мощным фонарям на лампе накаливания).
В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Через некоторое время его инициативу подхватили французы. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей. «Король-солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.
Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари. Их изобретатель - англичанин Уильям Мердок - поначалу подвергся насмешкам. Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом. Несмотря на подобные замечания, Мердок с успехом продемонстрировал преимущества газового освещения. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы.
Петербург стал первым городом в России, где появились уличные фонари. 4 декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами по указанию Петра I на фасадах улиц выходящих к Петропавловской крепости были вывешены уличные фонари. Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники, и тем самым было положено начало уличному освещению Петербурга. В 1718 царь Петр I издал Указ об «освещении улиц города Санктпитербурха» (указ об освещении первопрестольной был подписан императрицей Анной Иоанновной лишь в 1730 году). Проект первого уличного масляного фонаря был разработан Жаном Батистом Леблоном, архитектором и «искусным техником многоразличных художеств, пользующимся большим значением во Франции». Осенью 1720 года 4 полосатых красавца, изготовленные на Ямбургском стекольном заводе, были выставлены на набережной Невы возле Петровского Зимнего дворца. На деревянных столбах с белыми и голубыми полосками крепились на металлических прутьях застекленные светильники. Горело в них конопляное масло. Так у нас появилось регулярное освещение улиц.
В 1723 году благодаря стараниям генерал-полицмейстера Антона Дивиера на самых именитых улицах города зажглись 595 фонарей. Обслуживало это световое хозяйство 64 фонарщика. Подход к делу был научным. Фонари зажигали с августа по апрель, ориентируясь на «таблицы о темных часах», которые присылали из Академии.
Историк Петербурга И.Г.Георги так описывает это освещение на улицах: «Для сего имеется по улицам деревянные голубою и белою краской выкрашенные столбы, из коих каждый на железном пруте поддерживает шарообразный фонарь, спускаемый на блоке для чищения и наливания масла...»
Петербург был первым городом в России и одним из немногих в Европе, где всего через двадцать лет после основания появилось регулярное освещение улиц. Масляные фонари оказались живучими - они горели в городе ежедневно в течение 130 лет. Прямо скажем, света от них было немного. К тому же они норовили забрызгать прохожих горячими каплями масла. «Далее, ради Бога, далее от фонаря!» - читаем мы в повести Гоголя Невский проспект, - «и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он зальет щегольский сюртук ваш вонючим маслом».
Освещение северной столицы было прибыльным делом, и купцы охотно им занимались. Они получали премию за каждый горящий фонарь и поэтому число фонарей в городе стало увеличиваться. Так, к 1794 году в городе насчитывалось уже 3400 фонарей, гораздо больше чем в любой европейской столице. Более того, петербургские фонари (в проектировании которых приняли участие такие известные архитекторы, как Растрелли, Фельтен, Монферран) считались самыми красивыми в мире.
Освещение было не безупречно. Во все времена были нарекания на качество освещения улиц. Светят фонари тускло, иногда вообще не горят, гасят их раньше времени. Бытовало даже мнение о том, что фонарщики экономят себе масло на кашу.
Десятилетиями в фонарях жгли масло. Предприниматели понимали прибыльность освещения и стали искать новые способы получения дохода. С сер. 18 в. в фонарях стали использовать керосин. В 1770 создана первая фонарная команда из 100 чел. (рекрутов), в 1808 ее причислили к полиции. В 1819 на Аптекарском о. появились газовые фонари, в 1835 создано Общество освещения газом С.-Петербурга. В 1849 появились спиртовые фонари. Город был поделен между различными компаниями. Конечно, было бы разумно, например, повсеместно заменить керосиновое освещение газовым. Но нефтяным компаниям это было не выгодно, и окраины города продолжали освещаться керосином, так как властям было не выгодно тратить большие деньги на газ. Но ещё долго по вечерам на городских улицах маячили фонарщики с лесенками за плечами, торопливо перебегавшие от фонаря к фонарю.
Не одно издание выдержал учебник по арифметике, где приводилась задача: «Фонарщик зажигает фонари на городской улице, перебегая от одной панели к другой. Длина улицы - верста триста сажен, ширина - двадцать сажень, Расстояние между соседними фонарями - сорок сажень, скорость фонарщика - двадцать сажень в минуту. Спрашивается, за сколько времени он выполнит свою работу?» (Ответ: 64 фонаря, расположенные на этой улице, фонарщик зажжет за 88 минут.)
Но вот наступило лето 1873 года. В ряде столичных газет было сделано чрезвычайное сообщение о том, что «11 июля по Одесской улице, на Песках будут показаны публике опыты электрического освещения улицы».
Вспоминая об этом событии, один из его очевидцев писал: «... не помню, из каких источников, вероятно из газет, узнал, что в такой-то день, в такой-то час, где-то на Песках, будут показаны публике опыты электрического освещения лампами Лодыгина. Я страстно желал увидеть этот новый электрический свет... Вместе с нами шло много народу с той же целью. Скоро из темноты мы попали в какую-то улицу с ярким освещением. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет».
На тихой и ничем не привлекательной Одесской улице собралась толпа. Кое-кто из пришедших захватил с собой газеты. Вначале эти люди подходили к керосиновой лампе, а потом к электрической и сравнивали расстояние, на котором можно было читать.
В память об этом событии установлена мемориальная доска на доме номер 60 по Суворовскому проспекту.
В 1874 году Петербургская Академия наук присудила А.Н.Лодыгину Ломоносовскую премию за изобретение угольной лампы накаливания. Однако не получив поддержки ни от правительства, ни от городских властей, Лодыгин не смог наладить массовое производство и широко применить их для освещения улиц.
В 1879 году на новом Литейном мосту зажглись 12 электрических фонарей. «Свечи» П.Н.Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц.А.Кавоса. «Русский свет», так окрестили электрические фонари, произвел в Европе фурор. Позднее эти ставшие легендарными фонари перенесли на нынешнюю площадь Островского. В 1880 первые электрические светильники засияли в Москве. Так, при помощи дуговых ламп в 1883 году в день Священного коронования Александра III была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя.
В том же году начала работу электростанция на р. Мойке у Полицейского моста (фирма «Сименс и Гальске») , а 30 декабря 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки. Через год электрическое освещение появилось и на соседних улицах. В 1886-99 для нужд освещения работало уже 4 электростанции (общество «Гелиос», завод Бельгийского общества и др.) и горело 213 подобных светильников. К началу ХХ в. в Санкт-Петербурге было около 200 электростанций. В 1910-х гг. появились лампочки с металлической нитью (с 1909 - вольфрамовые лампы). Накануне Первой мировой войны в Петербурге насчитывалось 13 950 уличных фонарей (3020 электрических, 2505 керосиновых, 8425 газовых). К 1918 году улицы освещали только электрические фонари. А в 1920 году и эти немногочисленные погасли.
Улицы Петрограда погрузились во мрак на целых два года, и их освещение было восстановлено только в 1922 году. С начала 90 годов прошлого века в городе большое внимание стало уделяться художественной подсветке зданий и сооружений. Традиционно во всем мире так оформляются шедевры архитектурного искусства, музеи, памятники, административные здания. Петербург не исключение. Эрмитаж, Арка Главного штаба, здание Двенадцати коллегий, крупнейшие петербургские мосты - Дворцовый, Литейный, Биржевой, Благовещенский (бывший Лейтенанта Шмидта, а еще ранее Николаевский), Александра Невского... Список можно продолжить. Созданное на высоком художественном и техническом уровне световое оформление памятников истории, придает им особое звучание.
Прогулки по ночным набережным - зрелище незабываемое! Мягкий свет и благородный дизайн светильников горожане и гости города могут оценить на улицах и набережных вечернего и ночного Петербурга. А виртуозная подсветка мостов подчеркнет их легкость и строгость и создаст ощущение цельности этого удивительного города, расположенного на островах и испещренного реками и каналами.
Люди предприняли попытку осветить улицы еще в начале XV века. Первым с этой инициативой выступил мэр Лондона Генри Бартон. По его распоряжению на улицах Британской столицы в зимний период появились фонари, помогающие ориентироваться в непроглядной тьме.
Спустя некоторое время французы также предприняли попытку осветить городские улицы. В начале XVI века для освещения улиц Парижа жителей обязали ставить на окна осветительные лампы. В 1667 году вышел указ Людовика XIV об уличном освещении. В результате парижские улицы осветились множеством фонарей, а царствование Людовика XIV назвали блестящим.
В первых в истории уличных фонарях применяли свечи и масло, поэтому освещение было тусклым. Со временем использование в них керосина позволило несколько увеличить яркость, однако все равно этого было недостаточно. В начале XIX века начали использовать газовые фонари, что существенно улучшило качество освещения. Идея использовать в них газ принадлежала английскому изобретателю Уильяму Мердоку. В то время мало кто серьезно относился к изобретению Мердока. Некоторые его даже считали сумасшедшим, однако он смог доказать, что газовые фонари обладают массой преимуществ. Первые в истории газовые фонари появились в 1807 году на улице Пэлл-Мэлл. Вскоре таким же освещением могла похвастаться столица практически каждого европейского государства.
Что касается России, то здесь уличное освещение появилось благодаря Петру I. В 1706 году император, празднуя победу над шведами под Калишем, распорядился вывесить фонари на фасадах домов вокруг Петропавловской крепости. Спустя двенадцать лет фонари осветили улицы Петербурга. На московских улицах они были установлены по инициативе императрицы Анны Иоанновны.
Поистине невероятным событием стало изобретение электрического освещения. Первая в мире лампа накаливания была создана русским электротехником Александром Лодыгиным. За это он был отмечен Ломоносовской премией Петербургской академии Наук. Спустя несколько лет американец Томас Эдисон представил лампочку, которая лучше освещала и при этом была недорогой в производстве. Несомненно, это изобретение вытеснило газовые фонари с городских улиц.