Умбра: цвет натуральный и его оттенки. Краска черная, виды и свойства

Глава 2. Пигменты, применяемые в живописи.

Марсы желтый, оранжевый и красный.

К марсам относится группа пигментов от желтого до красного оттенков, получаемых искусственным путем.

Как и в охрах, цвет марсов обусловливается присутствием окислов железа, но цвет их чище и "без землистого оттенка.

По химическому составу марсы представляют собой окиси, и гидроокиси железа в смеси с гидратом окиси алюминия, мела или гипса.

Исходным материалом для получения желтого марса служат железный купорос, кальцинированная сода, алюмокалиевые квасцы и берт1ояетова соль.

В 5-8%, раствор железного купороса сливают такой же концентрации раствор соды, при этом образуется гидрат закиси железа зеленого цвета. Температура осаждения не выше 50° С.

После промывки осадка горячей водой к суспензии добавляют 10% раствор алюмокалиевых квасцов, соды и бертолетовой соли.

Непрерывно перемешивая, содержимое нагревают при температуре 50° С до тех пор, пока закисные соединения железа не перейдут полностью в окисные определенного оттенка.

Окисление гидрата закиси железа можно производить на воздухе или продуванием воздуха в суспензию.

При окислении бертолетовой солью получаются марсы чистого цвета, и процесс образования красящего вещества значительно ускоряется.

Для получения оранжевого марса сухой порошок желтого марса прокаливают при температуре 300-500° С.

При температуре 500-650° С образуется красный марс.

Цвет искусственных марсов значительно ярче, чище и интенсивнее натуральных охр.Высокая светостойкость и стойкость к щелочам позволяет употреблять марс во всех видах живописи.

В смеси с другими красками марсы прочны при условии,. если они достаточно хорошо освобождены от водорастворимых солей и т. п. соединений, способных вступать во взаимодействие с другими веществами и изменять оттенок марса.

Сиена натуральная жженая.

Сиенна натуральная - природная краска темно-желтого цвета, прозрачная в лессировках, в разбеле дает желтый оттенок. В живописи применяется с древних времен.

Сиены кудиновская, калужская и Ленинградской области (Карельский перешеек) используются для получения художественной краски.

По химическому составу сиены представляют собой смесь гидрата окиси железа с кремнеземом, и, кроме того, пигмент содержит окислы марганца и магния.

Способы добычи сырья и производства готовой сиены те же, что и для охр.

Добытое в карьерах сырье отмучивается, фильтруется, сушится, размалывается и просеивается.

Сиенна натуральная имеет густой темно-коричневый цвет с желтым оттенком. Она обладает исключительной прозрачностью и весьма стойкая к действию света.

В масле сиена иногда коричневеет и теряет яркость, что зависит от качества масла. Маслоемкость ее высокая, благодаря чему она медленно сохнет и по высыхании слегка темнеет.

В смесях с другими красками устойчива, за исключением" лишь смесей с светлыми кадмиевыми красками (полученными осадочным способом).

Прокаливая сиену натуральную при температуре 500- 650° С, можно получить сиену жженую красно-коричневого цвета.

Сиенна жженая имеет глубокий красивый тон, большую кроющую силу и прочность как в чистом виде, так и смесях.

Сохнет нормально, является самой распространенной краской, совершенно необходимой на палитре художника.

Ван-дик.

Краски коричневого и красно-коричневого цвета. Ван-дик коричневый представляет собой природную земляную краску, содержащую органические вещества и окислы железа. Ван-дик красно-коричневый содержит вещества, близкие к натуральным краскам типа охр.

Месторождения натурального ван-дика находятся в Новгородской области, Ленинградской области и близ Феодосии. Способы добывания сырья и производства готового пигмента те же, что и для охр. Посредством прокалок охр, коричневых земель и соединений железа получают ван-дик красно-коричневого цвета. Наиболее прочные те виды пигментов, которые получаются прокалочным способом.

Благодаря глубокому темно-коричневому тону, ван-дик считается очень ценной краской для живописца.

Умбры натуральная и жженая.

Краска естественного происхождения, темно-коричневого цвета с зеленоватым оттенком.

По химическому составу умбра представляет собой глину, окрашенную в коричнево-оливковый цвет окислами железа и марганца.

Обработка умбры аналогична обработке охр и сводится v основном также к добыче сырья, мокрому отмучиванию, фильтрации, сушке, размолу и просеву.

Краска устойчивая и пригодна для всех видов живописи.

Имеет высокую маслоемкость, но сохнет хорошо, благодаря наличию в ней сиккативных веществ в виде марганцовых соединений.

Краска полулессировочная и устойчивая в смесях.

Посредством прокаливания натуральной умбры при температуре 500-700° С можно получить умбру жженую красно-коричневого оттенка, так же с высокими качественными показателями и ценными свойствами для живописи.

Жженая кость, сажа газовая и виноградная черная.

Большинство черных красок, в том числе и вышеуказанные пигменты, содержат в качестве красящего вещества углерод.

Кость жженая приготовляется из костей животных. Кости хорошо освобождаются от клеевых и жировых веществ и прокаливаются без доступа воздуха в металлических аппаратах.

Полученный костяной уголь измельчают, отмывают от ще лочесодержащих соединений, отмучивают, а затем сушат. После такой обработки в готовом продукте всегда содержится в качестве наполнителей некоторое количество фосфорнокальциевой и углекальциевой солей.

Кость жженая в виде масляной краски не имеет глубокого черного тона.

В цвете жженой кости заметен коричневатый оттенок. По удалению из кости наполнителей цвет ее становится более глубоким, с темноватым оттенком. Растертая на масле кость жженая очень медленно высыхает, как и большинство углеродосодержащих красок, в которых углерод препятствует окислению масел и задерживает процесс высыхания красочной пасты.

Сажа получается из природного газа в местах добычи нефти.

Нефтяные газы сжигаются при недостатке воздуха и осаждаются над лампами на специальных установках.

Сажа газовая обладает большой красящей силой и светостойкостью. При смешении с другими красками не изменяется и не действует на них химически. Значительным недостатком этой краски является медленное высыхание, что очень неудобно при многослойном способе письма.

Виноградную черную получают обжиганием в железных аппаратах молодых веток или виноградных жмых.

Краска имеет холодный зеленоватый оттенок. Стертая с маслом также очень медленно сохнет. От действия света и воздуха не изменяется.

Умбра - цвет, который люди получают от самой природы. Теплая земля, стволы деревьев, ароматные пряности, прогалины болот, теплые звериные меха - такие ассоциации вызывает этот и именно для их изображения зачастую и используется. Но главное направление его применения - нанесение глубоких и мягких теней при прорисовке тела человека.

Особенности цвета

Умбра натуральная - цвет, который относится к разновидностям охры, но он включает еще и марганец. Этот компонент обуславливает наличие зеленоватого оттенка.

Полученная природным способом, эта краска обладает стойкостью и довольно быстро сохнет. Тонкий слой натуральной умбры иногда используют для того, чтобы остальные краски, нанесенные поверх него, тоже высыхали быстрее.


Жженая умбра

Из натурального оттенка получают несколько производных. К примеру, благодаря прокаливанию при температуре 400-600 °С, натуральная умбра приобретает красно-медные и коричневые оттенки. Так получается умбра жженая, цвет которой используется для прорисовки кирпичных зданий, теней на коже, драпировок.

Зеленые оттенки умбры

При добавлении определенных компонентов получают природные зеленоватые оттенки. Такими добавками являются: шпинель зелёная, хромоксид зелёного, гидраты железа и оксидов марганца, алюмосиликаты. Светло-зеленая и темно-зеленая умбра обладает той же цветостойкостью и способностью быстро высыхать, что и натуральная, ведь в этих красках тоже содержится марганец. Однако следует помнить, что при соединении с маслом оттенок исходной краски может немного потемнеть.

Использование в живописи

Художники пользуются умброй для нанесения теней при прорисовке кожи, заменив ранее использовавшуюся земляную зелёную. Умбра с зеленоватым отливом высоко ценится у живописцев. К примеру, Рембрандт и Рубенс полагали, что умбра - цвет, который просто незаменим для набросков.

А если краску смешать с белилами, можно получить зелёный и серебристо-серый. Вермеер смешивал с белилами умбру для предварительных набросков. Обнаружена эта краска в его работах и в грунтовке. Для изображения выразительных теней на беленых стенах Вермеер использовал умбру в смеси с чёрной краской и белилами. Другие художники того времени тоже широко применяли эту комбинацию.


Чтобы получить коричневый оттенок, на светлый тон грунта наносится прозрачным или полупрозрачным слоем умбра. Цвет получается мягкий, но не яркий.

Как получить краски оттенков умбры?

Обычно в наборе красок этот оттенок есть в чистом виде, и это его используют для получения других цветов, а не наоборот. Но если он не входит в набор или же краска закончилась, может возникнуть необходимость получить его смешиванием.

Натуральная умбра - цвет, который получается из травянисто-зеленой краски и кадмия красного светлого, с добавлением ультрамарина и белил. Оттенок обладает глубиной и мягкостью.

Смешивая темно-красный и травянисто-зеленый, можно добиться красивого оттенка жженой умбры. Чтобы цвет смеси был лучше виден, добавляют немного белил.

Зеленые умбры получают, добавляя к натуральному или теплые оттенки зелени, в зависимости от желаемого результата.

Термин произошел от названия города «Сиенна», в провинции Тоскана на севере Италии. Здесь издревле добывались желто-коричневые пигменты. Разными авторами сиенами называются самые разнообразные пигменты желто - коричневого цвета.

По представлениям специалистов классические сиены должны обладать рядом свойств: желто-коричневы тоном с теплым оттенком в полном тоне, сильными лессирующими свойствами и явным желтоватым тоном в разбеле с маслом. В живописи натуральная сиена применяется с глубокой древности. По свидетельству Плиния (I в.) «терра ди сиена» была одной из самых распространенных красок римских художников. В более позднее время ее очень часто применяли итальянские живописцы XIV-XVII вв., в частности ею писал Тициан.
Лессирующие свойства сиен принято связывать с фиксацией железа в алюмосиликатах, но проведенные минералогические исследования показали, что «просвечиваемость» связана с малыми размерами кристаллов гидрогетита. Сиены сложены гидроокислами железа (гидрогетит), содержат примесь кремнезема в форме кварца или халцедона, и в незначительных объемах – силикатов и окси-гидроксидов марганца. Теплые, красные тона обусловлены примесью тонкодисперстного гематита, и присутствием "толстых" игольчатых кристаллов гидрогетита. Содержания Fe 2 O 3 в сиенах составляет от 37 до 70 %.

Месторождения натуральной сиены известны в Италии, близ города Сиенна (провинция Тоскана), в Германии - Гарц, в США. Значительное количество сырья добывается на Кипре из зоны окисления медноколчеданных месторождений.

В России до последнего времени сиены добывались из скоплений болотных руд в Карелии и Ленинградской области. В последние годы высококачественные сиены обнаружены нами на Урале и в Западной Сибири. В отличие от болотных руд они не содержат водорастворимых солей и органических веществ. В коллекции "Рублевская палитра" мы Вам предлагаем спектр высококачественных сиен:

Сиена уральская № 415,
Сиена сибирская № 219,
Сиена алтайская № 2112.

Этот спектр позволяет удовлетворить вкус самого взыскательного потребителя. Сиены хорошего качества встречаются весьма редко. Их извлечение производиться только ручной разборкой (см. рис). Извлечение качественного сырья не превышает 4-5 % от вынутой горной массы.

Путем термического воздействия из сиен приготовляют коричневато-красный пигмент глубоких теплых тонов известный как сиена жженая. Жженые сиены характеризуются приятным бархатистым тоном, лессировочными свойствами. Высоким качествами отличаются:

Сиена башкирская жженая № 318,
Сиена уральская жженая № 319,
Сиена сибирская жженая № 3111.

Караваджо и Рембрант использовали коричневые оттенки для достижения эффекта « Кьяроскуро » , чтобы написанный светлый объект появлялся из темноты.
В 17-18 века коричневый очень широко распространен. Рембрант накладывал умбру на базовые слои, потому что это способствовало наиболее быстрому высыханию красок. 19-20 век коричневый буквально ненавистен
французским импрессионимстам, которые предпочитали яркие, чистые цвета.


Коричневый.

Бурый, камелопардовый, караковый, карий, каштановый, кирпичный, кофейный, коричный, медвежьего уха, ореховый, поносный, пюсовый, ржавый, русый, терракотовый, шоколадный, цвета глины.

Коричневый (от «корица», уменьшительное от «кора», то есть «цвета корицы») - неспектральный цвет, при смешивании зелёного и красного красителей или пигментов, а также оранжевого с серым или синим, желтого и пурпурного. При этом получаются существенно разные оттенки коричневого цвета.

Происхождение слова « коричневый» в исследовании Василевича.
Статья « Этимология цветонаименований как зеркало национально-культурного сознания ».

« На ранних стадиях своего развития язык располагал относительно небольшой группой слов: гнедой, карий, смаглый (смяглый, смуглый ), бурый и некоторые другие. Большая часть этих слов использовалась для называния масти лошадей и представляла собой заимствования из тюркских языков, а слово смаглый обозначало темноватую кожу человека. Оно возводится к общеиндоевропейскому корню со значением "жечь, дымить" (ср. совр. англ. smoke "дым" и smog "смог, туман с дымом и копотью"). Наиболее распространенным было, конечно, слово бурый .

По данным этимологического словаря Фасмера, в русский и многие другие славянские языки (ср. укр. бурий , польск. bury ) это слово пришло с востока, в составе набора названий мастей лошади (ср. тур. bur "рыжей масти" < перс. bōr "гнедой, рыжей масти" < др.-инд. babhrūs "рыжевато-бурый, гнедой"). Со временем оно обрело весьма широкую сферу употребления, хотя основным все равно оставалось название масти животных.

Впоследствии, когда возросла потребность в более дифференцированном обозначении разных оттенков коричневого, стали появляться другие слова, причем в полном соответствии с известными законами, поначалу это были почти исключительно слова, называющие цвет по характерной окраске предметов. Первым здесь было коричневый , потом появились каштановый, кофейный, шоколадный, желудёвый, ореховый и т. д. Некоторые объекты были частью окружающей среды (орех), и их названия были уже давно освоены носителями русского языка, а некоторые артефакты появились в обиходе значительно позже (кофе, шоколад). Скажем, кофе (начальная форма - кофей, кофий ) пришло в русский язык в XVII в. из тур. kahve, kave , которое, в свою очередь, происходит из араб, qahva , означавшего сначала "вино", а потом "кофе".

Что же в этой связи можно сказать о слове коричневый ? Его происхождение лежит, как говорится, на поверхности: «цвета корицы». Естественно предположить, что речь идет об известной всем специи. Однако и здесь все не так просто. Прежде всего, заметим, что термин корица отнюдь не заимствование. Афанасий Никитин, стараниями которого эта восточная диковинка в XV в. появилась на Руси, назвал ее исконно русским словом. Корица - уменьшительное от кора - означало среднюю, мягкую часть коры, которую зачастую использовали для разных целей (драли лыко, получали красители и т. д.). Кстати, у Даля слово корица включено в статью «кора» и толкуется как "пряная средняя кора с корицевого (коричного) дерева". В своем значении "название специи" корица является уникальным: ни в одном другом языке этот корень не зафиксирован (так, англ. cinnamon , нем. Zimt, Zinnamon , фр. cannelle восходят к лат. cinnamum , которое, в свою очередь, было заимствовано из семитских языков и появилось, видимо, вместе с самой привезенной с Востока приправой).

Собственно цветовое прилагательное коричный , позднее коричневый , появляется в русских деловых памятниках только XVII в. и долгое время, вплоть до конца XVIII в., используется лишь для названия цвета одежды, тканей....

Благодаря обилию коричневых монашеских ряс и наличию у них определенного «ореола возвышенности», уже к XVIII в. чистые оттенки коричневого стали скорее элитарными, а сами их названия (кармелитовый, капуциновый и т. д.) никак не связывались с одеждой простолюдинов.

Появившееся только в XX в. цветонаименование коричневый , не имеющее точных этимологических соответствий ни в каком другом языке, по непонятной причине успешно вытесняет с ведущих позиций слово бурый , которое имеет прозрачное общеиндоевропейское происхождение и на протяжении сотен лет «справлялось» с функцией основного слова данной группы. Участь бурого в соперничестве с коричневым предрешена...

Несмотря на постоянно пополняющийся список слов, обозначающих коричневые оттенки, объем списка остается сравнительно небольшим. В этом смысле область оттенков коричневого цвета являет собой уникальный случай. До сих пор нет специальных наименований для коричневого цвета с красноватым или, скажем, зеленоватым оттенком при всем их очевидном различии. Как нам представляется, существующие слова коричневого участка цветового пространства различают оттенки цвета только по принципу светлоты: коричневый, каштановый, бурый, кофейный, шоколадный, камышовый, гнедой, карий и т. п. представляют темные оттенки, а светло-коричневые оттенки представлены словами бежевый, ореховый, желудевый, смуглый, верблюжий, кофе с молоком и др. »


Краски и пигменты.

Мумия (пигмент) настоящая - смола, извлекаемая растворением из остатков египетских мумий, но как в последнее время мумии, как товар, стали большой редкостью, то под именем мумии фабриканты выпускают смолистую К., совсем иного и неизвестного состава.

Охра (изжелта-бледный, бледно-жёлтый) — природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины. Цвет охры — от светло-жёлтого до коричнево-жёлтого и тёмно-жёлтого. Жёлтая охра — смесь гидрата окиси железа с глиной, а красная — смесь безводной окиси железа с глиной. Благодаря устойчивости минеральных пигментов к воздействию света и химических веществ, а также дешевизне, охра широко применяется для всех видов красок.

Жженая Умбра (красно-коричневая), умбра (землисто-коричневого цвета)

Жженая берлинская лазурь — коричневого цвета, иногда очень хорошего тона, что зависит от выбора берлинской лазури, не во всех фабрикациях тождественной. К самым чистым и прозрачным коричневым К. должны быть отнесены смолистые битюм или асфальт и мумия.

Сиена (охрам, тёмна, но прозрачна, жёлто-коричневого цвета)

Марс (коричневый). Прочная и красивая краска различных оттенков, от светлых до глубоко темных. Светоустойчива и плотна. Смешивать нельзя только с кадмием. (желтые)

Сепия. Моллюск (Sepia officinalis) дает материал для этой ценной и превосходной краски.

Бистр, также акварельная краска, приготовляемая из сажи, образующейся при сжигании букового дерева, смешанной с растворенным в воде растительным клеем, ныне употребляется мало.


Вот что выдает яндекс-палитра.

Тёмный оранжево-жёлтый Блошиного брюшка Перу Бронзовый Медный Тёмно-жёлтыйСиена Светлый оливково-коричневый Медово-жёлтый Тёмный золотарник Глубокий жёлтый Камелопардовый Охра коричневая Оранжево-коричневый Терракотовый Кирпичный Каштановый Крайола Каштаново-коричневый Серовато-красно-коричневый Серовато-коричневый Орехово-коричневый Олень коричневый Глубокий жёлто-коричневый Глубокий коричневый Блошиного брюшка Болгарский розовый Глубокий красно-коричневый Очень глубокий красный Умбра жжёная Коричнево-красный

Фалунский красный Насыщенный красно-коричневый Медно-коричневый Насыщенный коричневый Красно-жёлто-коричневый Медвежьего ушка Коричный Кожаного седла для лошади Коричневый Насыщенный жёлто-коричневый Сочный каштановый Крайола Коричнево-бордовый Серовато-красный Кордованский Натуральная умбра Охра Сепия Глиняный коричневый Умеренный жёлто-коричневый Сырая умбра Сепия коричневый Бистр Тёмный серо-коричневый Тёмный серо-красно-коричневый Коричнево-оливковый Красное дерево Ржаво-коричневый Ивово-коричневый Бурый Перламутровый медный Золотисто-каштановый Известковая глина Хаки Сиена жжёная