Пред унч креймера на 6н23п схема подробная

Решил использовать маленький корпус от кабельного тюнера. Получилось неплохо.

Остались небольшие недоделки - сделать индикацию входов. Четыре входа, седектор выведен под крышку. Индикация будет подсвечеыми надписями с названием входов.


Почему то фото вставляется боком....Ну да ладно, потом подправлю.

Как видно из фото схема всё та же, что и предидущий предвар на этой лампе.Питание 65 вольт - хотел сделать 90-110 но не нашел приличных конденсаторов в анодное. Накал переменкой - фона нет совершенно. Вот в чем прелесть низкого питания.
Два трансформатора в питании, накальный и анодный.Пробовал выпрямить накал германиевыми диодами Д302 - не пошло. Стабилизировать тоже пробовал...
Диодный мост на германии Д7Ж, конденсаторы Рифа элит. Дроссель такого размера не мог долго найти - оказалось от носимой радиостанции Р-105 как раз 10 генри и сопротивлением 150 ом...
Схема обычный каскад на половинке 6Н23П-ЕВ,вторая половинка катодный повторитель.С непосредственной связью. На выходе конденсаторы МБГО на 2 мкф. Смещение первого каскада диодом с конденсатором. По звуку лучший вариант. По входу стоит резистор А.Бредли 3,3ком чтоб с СД не перегружать лампу. Очень приличное усиление получилось.
Провода в сигнале по началу поставил моножилу с древнего РК, послушав поменял на серебро - низ стал гораздо глубже. Я соединяю экран с жилой. так самый лучший результат для этого кабеля.
Звук просто шикарный. Ровный, много информации... Такой драйвовый малыш получился. Самое главное подключил к предвару макет на 6Ж43П - просто бомба... В мыслях уже зреет конструкция объеденить такой предвар на 6н23п и усилитель на спаренных 6ж43п... и корректор ещё туда же.....

19.03.2018
Кое что доработал. Вернее много доработал.
Начну с главного. В катоде 6н23п-ев появилась лампочка 6Х2П, вернее не совсем её аналог 6AL6W.


Также добавился еще один трансформатор на накал этой лампы.Также доделал индикацию, вернее её электрическую часть. На сверхминиатюрных лампах. Осталось только изготовить надписи...
По звуку. Изменения в лучшую сторону. Низ глубже, без катодных конденсаторов звук ещё краше - но есть небольшой фон. Поставил РОЕ 10мкф 25 вольт - много высоких. Не понравилось. Вернул черные РОЕ...
Сейчас наслаждаюсь, завтра другу дам послушать.


Июнь 2018.
Поставил лампы PCC88 Valvo.Лампы с 7 вольтовым накалом и током 300 ма. Ток накала на 20ма меньше чем с лампами 6н23п - получилось 6,7 вольт на накале. В норме для PCC88. Немного ушла динамика по сравнению с 6н23п-ев.Но появилось много чего нового - звук приобрёл ясные образы, детальность и я бы сказал телесность. Натуральность....А сцена... Друг взял на прослушку. Через день позвонил и сказал что предвар уже не вернёт...
Ну что ж, буду делать ещё один опять для себя. Всё с начала. Как раз нашел такой же дроссель.... Надо же чтото мне на раскачку усилителя PL504.....

Идея собрать качественный ламповый усилитель для наушников в голове витала давненько. Задумка неплохая, но останавливал один момент. С технической стороны собрать это изделие было несложно. Было пересмотрено много каких схем данного направления. Как оказалось, подобных схем нашлось в сети не больше десятка, пересмотрев и изучив подробно каждую, я пришел к неутешительному выводу: в лучшем случае две схемы из десяти, как мне показалось более менее были похоже на правду.

Остальные были составлены неграмотно или в принципе не могли обеспечить достойное звучание в силу применяемых ламп. Было потрачено много времени на повторение найденных схем в целях проверки на качество и работоспособность. В конечном итоге мною была выбрана схема на лампе 6Н6П хорошо себя зарекомендовавшая по отзывам радиолюбителей, которые повторили данный девайс. Посмотреть схему можно по ссылке: Схема

Одна лампа 6Н6П у меня уже имелась и я наивно полагая купить еще одну, взялся было за дело, но как оказалось купить такую лампу не представляется возможным - их попросту нет. Тогда пересмотрев еще раз найденные схемы, решено было использовать 6Н3П, по рекомендации одного из авторов найденных схем им было написано, что с этой лампой получаются очень хорошие результаты. На том и решил.

Но прежде чем собирать данный усь, наткнулся еще на несколько схем с гибридным решением, лампа +транзистор. Посмотрел, повторил две из найденных. Буду говорить как есть: результат не впечатлил. Автор одной схемы предлагал использовать 6н23п в драйвере и в оконечном каскаде два IRF. Причем питать всю схему напряжением в 35 Вольт, ссылаясь на то, что эта лампа способно работать на сверхнизких напряжениях. Лампа то работает конечно, но как... проще говоря в паспорте этой лампы стоит совсем другая величина допустимого минимального напряжения анода. Она значительно выше.

Не нужно наверное объяснять, что нормальной эмиссии при таком питании быть попросту не может и в следствии чего лампа находится постоянно в полузапертом состоянии и никакие ухищрения не помогут ее открыть как положено, что и подтвердил на собственном опыте. Думаю понятно, зачем были использованы транзисторы, чтобы согласовать усь с низкоомной нагрузкой. Своего рода избавление от выходных трансформаторов. Конечно же я думал об этом моменте.

Лампа имеет высокоомный выход, а наушники из доступных в магазинах имеют максимум 52 Ома. Соответственно эту схему я забросил. Собрав еще одну гибридную уже на транзисторах КТ с двухтактным выходом, тоже остался не в восторге. Тут лампа питалась как надо, а вот выходной каскад работал в режиме В. Ну еще куда ни шло если бы стояли германиевые транзисторы. Кто слышал их звучание, тот поймет конечно же. Я мог взять часть той схемы и этой и объединить.

Нормальное питание лампы плюс режим А на IRF. Но схема получилась бы довольно сложной. Ко всему прочему пару транзисторов я спалил моментально, а их цена 175 рублей за штуку.

Мною все же преследовалась цель собрать доступный для повторения качественный усь. И если на лампах, то на лампах без всяких транзисторов. Потратив еще неделю на эти эксперименты, раздосадованный отсутствием сколь-нибудь путного результата, забрав гнездо и лампу, оставшееся вышвырнул с балкона под стройку, чтобы не расстраиваться больше. И принялся собирать на 6Н3П.

Собрал за день. Послушал, результатом остался очень доволен. Звучит просто изумительно! Но, как и было сказано во всех статьях, выражаясь простыми словами такое решение с динамической нагрузкой не тянет низы совсем. Только на небольшой громкости. На максимуме полный завал и хрип. Оно и понятно почему так вышло Разница в сопротивлении лампы и нагрузки, вот дурь то какая! Но дурь останется дурью, если ее не трогать. Вот я решил, потрачу еще неделю, но добьюсь достойного звука.

Первое, что мне пришло в голову, как и положено в данных схемах использовать трансформатор. Теперь появилась еще одна дурь. Как сделать компактный усилитель и чтобы не было видно трансформаторов? Поразмыслив, попробовал перемотать ТВЗ пересчитав вторичку. Что сказать... звучит здорово, низы хоть отбавляй, но громоздко. Этот вариант сразу сошел на нет. Взял трансы от старого советского приемника альпинист 404.

Измучившись все же намотал первичку проводом 0.08, но упустил момент, что первым слоем нужно было ложить вторичку и последним тоже. Когда понял свою ошибку, было уже поздно, а разматывать уже не было просто никаких нервов. Поэтому было намотано две вторички проводом 0.25 и запараллелены. Результат оказался неплохим, даже хорошим. Но как оказалось, пропали высокие частоты, так как намотал неправильно. Терпения уже не хватило и все бросив, пару дней находился в раздумьях.

Схема усилителя

Решение пришло неожиданно. Если не получается с трансформаторами, то нужно сделать так, чтобы лампа имела ну хотя бы вдвое меньшее сопротивление по выходу. В итоге получилась вот такая схема. В описании она не нуждается. Обе лампы работают запараллеленными.

Теперь о выборе ламп

Поэкспериментировав с тем, что имелось из ламп, использовал 6Н1П и 6Н23П. Именно эта комбинация дала самый хороший результат. До конечного результата были соотношения 6н1п+6н2п,6н3п+6н2п,6н1п+6н6п,6п23п+6н2п... и еще несколько. В каждом из вариантов появлялись свои явные недостатки. Недостаточно усиления, искажения на малой громкости, свист, металлический призвук и т.п. В дальнейшим было собрано два варианта усилителя 6Н1П+6Н23П, четырехламповый и двухламповый. В последнем результат значительно хуже, поскольку лампы работают в обычном включении и завал по низким частотам все же остался, пусть и значительно меньшим чем на 6н3п или 6н6п... Четырехламповый вариант меня радует и по сей день. Хорошие низы, прорисованные верха. Фотографии обоих вариантов выкладываю.

Настройка схем

Несколько слов о настройке обеих схем. Важное условие: напряжения на катоде 6Н23П должны быть одинаковы и напряжение на выходе относительно минуса не должно превышать 125 Вольт. В противном случае появляется треск, как при плохом контакте на катодах допустимо 3.3-8 Вольт. Все зависит от ламп. Чем старее, тем выше на катоде. Эти величины были подобраны опытным путем.

Немного о применяемых лампах. Желательно ставить не б/у или хотя бы одинаково работавшие двумя половинками. Если лампа имеет разницу в наработке, то будет прослушиваться фон переменного тока при отсутствии сигнала. Сразу хочу предостеречь: не подключайте сразу наушники при первом включении после сборки. Замерьте напряжение на выходе: должно быть не более 0,3-0.5 Вольта. Если это значение выше, то конденсатор имеет утечку и требует замену. Как правило, это электролит.

Неполярные конденсаторы играют немаловажную роль: обогащают и подчеркивают высокие частоты. Поэтому подойдите как можно скрупулёзнее к выбору последних. Не стоит ставить квадратные в пластмассовом корпусе. И уж совсем не годятся МБМ. Самый хороший выбор - это наши отечественные коричневые слюдяные, марку не помню. Но найти на 1 микрофарад не возможно, а городить параллельно несколько штук нецелесообразно. Оптимальный вариант К73-17. Электролиты лучше импортные. Лучше всего фирмы рубикон на них так и написано. Другие более брендовые не предлагаю, поскольку цена за штуку астрономическая.

Несколько слов о наушниках

Китайские затычки даже не пробуйте. Не пожалейте три четыре тысячи, сходите в магазин и выберите самые чувствительные и высокоомные. И лучше всего как можно с большим диффузором. От некачественных наушников вы не получите никакой разницы и звука. В идеале самый замечательный вариант - это студийные профессиональные высокоомные наушники от 300 Ом и выше. Цена на такое изделие измеряется десятками тысяч, что просто немыслимо. Поэтому приобретает самое качественное из доступного. Тоже звучит очень недурно.

Питание усилителя

Питание я не затрагиваю. Возможны любые варианты, но не пытайтесь использовать электронный трансформатор в качестве повышающего. А для накала подходит лучше некуда, после небольшой переделки. Скинуть лишние витки.

Оформление усилителя

Ну и как последнее к законченному девайсу: оформление. Что-то городить и слесарить из подручных материалов я не стал, как многие товарищи используют корпуса от сидюков да от старых усилителей, от всевозможных приборов. Мне хотелось чтобы вещь выглядела винтажно. Потратив еще неделю, обшарив магазины города купил 8 подсвечников из латуни и две шкатулки, одна из которых металл под золото. Подсвечники как раз подходят под размер панельки.

Приклеивал супермоментом. Разбираем подсвечник, рассверливаем имеющиеся отверстия максимально побольше. Берем телескопическую антенну, подбираем колено по диаметру, обрезаем необходимую длину и собираем подсвечник. Припаиваем в верхней части и на гайку в нижней, в варианте с деревянной шкатулкой. Оставшиеся части подсвечников были собраны в три отдельных как дизайн для дополнения к конструкции.


Добрый день.

Все началось с обсуждения схемы гибридного усилителя для наушников. Ее отличительной особенностью является использование лампы 6Н23П в режиме с низким напряжением питания (и с малыми анодными токами). Близкий по режимам входной ламповый каскад изображен на рисунке

Примечание: точных значений режима у нас не было. Поэтому режимы оригинальной схемы я определил расчетно с учетом исходной схемы усредненных ВАХ лампы и напряжения питания каскада (60В). В тестовом каскаде выставлен близкий режим. Вполне возможно, что в оригинальной схеме результаты измерений незначительно отличались бы от полученных для нашего каскада.

Измерения провел как обычно: для нескольких уровней выходного сигнала и разных частот. Графики приведу только для частоты 1 КГц. Потому что для частот 100 Гц и 10 КГц результаты отличались незначительно (в пределах ошибки измерений).

В первую очередь привожу графики для выходных сигналов с амплитудой 1 В и 2 В. Вероятно, именно такие уровни были в гибридном усилителе, с которого все началось.

Уровень искажений высокий и быстро растет с увеличением амплитуды выходного сигнала. Уже при уровне 2 В вторая гармоника достигает 1 %, третья - 0,03 %... Хорошо это или плохо? Мне кажется, что честным и чистым звук такого усилителя называть не стоит. Скорее он "сильно окрашенный".

Примечание: при использовании этого каскада в реальной схеме уровень искажений, наверняка, будет выше. Скажется влияние следующего каскада.

Увеличим уровень выходного сигнала:

Искажения выросли (более 3 %), в спектре появились гармоники до 7-ой. Но лампа в этом не виновата. Просто мы слишком много от нее хотим. Вывод: не надо мучить лампы:).

Общий вывод: 6Н23П приемлемо работает с напряжением питания 60В (на аноде 40В) при уровне выходного сигнала до 1-2 В.

Теперь посмотрим, что эта лампа может в каскаде с высоким напряжением питания.

Итак: лампа 6Н23П в "высоковольтном" режиме:

Измерения проведем для обычного резистивного каскада и для SRPP. Начнем с резистивного. Надо выбрать режим. Анодное напряжение, ток анода, напряжение питания и сопротивление нагрузки могут сильно влиять на параметры каскада. Так на каком же режиме остановиться?

Признаюсь: я не захотел заниматься оптимизацией или пробовать все режимы, которые для этой лампы заявляются как "самые лучшие". Поэтому выбирал на свое усмотрение. "Подвигал" настройку, проводя пробные измерения спектра. Серьезных изменений в результатах не заметил. Остановился на режиме который показался лучшим.

Примечание: допускаю, что мог ошибиться с выбором режима работы каскада. Может быть есть более "правильный"?

Измерения проведены для четырех уровней выходного сигнала. Вот графики:

Результат такой, как и следовало ожидать. Линейность выросла: уровни гармоник снизились, а спектры укоротились. Каскад вполне можно применить в "ушном" усилителе с уровнем выходного сигнала до 5-8 В (для высокоомных наушников).

Наверное, звук станет более чистым и достоверным (по сравнению с "низковольтным" режимом).

Посмотрим 6Н23П в SRPP:

Результаты измерений:

Линейность еще немного подросла. Если использовать эту лампу в гибридном усилителе для низкоомных наушников (Uвых < 2 В), то уровень искажений каскада не превысит 0.1 %. Так как спектр в этом режиме представлен только второй гармоникой, то можно предполагать, что искажения будут совершенно не заметны на слух и не дадут окраски.

Пусть каждый сам решает для себя: стоит ли использовать эту лампу в предварительном каскаде гибридного усилителя для наушников или поискать что-нибудь другое.

Изменением типа каскада и режима работы лампы ее звук можно поменять в широком диапазоне: от сильно "окрашенного" до практически "честного". А выбор того, что и как слушать - дело личное:). И любой выбор будет совершенно правильным, если звук будет нравиться именно вам...

Пора перейти ко второй участнице сегодняшних измерений.

Лампу 6Н6П применять в усилителе напряжения я не планировал и проводить для нее измерения не собирался. Я обратил на нее внимание после недавней дискуссии на фейсбуке.

Некоторое время назад один активный ценитель_лампового_звука попытался донести до моего коллеги Никиты мысль о том, что полупроводники супротив ламп то же, что "плотник супротив столяра" (с).

Примечание: Никита - один из соавторов этого блога и незаменимый участник нашего небольшого коллектива. Среди множества прочих своих дел он еще представляет нас на фейсбуке... Поэтому ему и пришлось общаться с любителем_лампового_звука.

Манера общения ценителя была не очень корректной и не располагала к дружеской беседе. А недостаток аргументации он компенсировал эмоциями и безапелляционностью заявлений. Создавалось ощущение, что общение становится совершенно бессмысленной тратой времени. Такими являются почти все беседы на тему "что лучше? Лампы или полупроводники?"

В тот момент, когда стало совсем грустно и скучно, собеседник озвучил утверждение о том, что лампа 6Н6П при питании 300 В способна выдать на выходе сигнал с амплитудой 100 В и уровнем искажений 0.01 % Появились цифры и конкретика. Общение наконец-то могло стать конструктивным, полезным и интересным.

В каком же каскаде и при каких режимах нужно запустить лампу для того, чтобы получить такие результаты? Почему-то оппонент не захотел ответить на этот вопрос:(. Он потерял к нам интерес и перестал отвечать. Остается только догадываться, что его отпугнуло. Может неспособность Никиты проникнуться тотальной любовью к лампам, а может его собственная не любовь к точным цифрам... если собеседник Никиты вновь появится мы, возможно, узнаем это.

Из-за неожиданного завершения общения так и осталось непонятно: в каком режиме мерить... Но я никак не мог отделаться от желания проверить лампу. Даже сходил до магазина и приобрел несколько штук 86 года рождения.

Вообще в дискуссии речь шла о простых предварительных каскадах, поэтому я посчитал, что можно попробовать все те же резистивный каскад и SRPP. Режимы опять-таки выбрал на свое усмотрение по серии коротких тестовых измерений.

6Н6П. Резистивный каскад

Результаты измерений

  1. Мягкое, детальное и чистое звучание
  2. Прекрасная передача вокала, сцены и объема
  3. Простая конструкция, не требует настройки
  4. Полный комплект защит, реализованный на кристалле микросхемы
  5. Высокая концептуальность – в роли токового буфера выступает вакуумный двойной триод. Достигнута максимальная линейность ФЧХ и АЧХ, использовано инвертирующее включение с Т-ООС.
  6. Основа – популярная МС LM3886 производства National Semiconductors
  7. Средняя мощность – 68 Вт/4 Ом. Пиковая – 135 Вт.

Усилительные микросхемы серии LM обладают наилучшим звучанием среди аналогов. Это относится и к флагманским моделям разного уровня, таких как LM1875, LM3876 и ее логическому продолжению – LM3886. В авторской статье продолжена полемика на тему схемотехники и разработок Thorsten-а. Рассматривается усилитель на основе LM3875. Ее наилучшее звучание, стабильность и линейность достигается при инвертирующем включении. Однако это включение при работе на классическое выходное сопротивление источника обладает рядом минусов. Вкратце: с увеличением частоты растет нелинейность АЧХ и фазы. Это обусловлено тем, что при инвертирующем включении сигнал должен поступать от источника тока, а CD-плееры и звуковые карты имеют выходное сопротивление около 200 Ом. Источник тока на полевых транзисторах тоже отпадает ввиду высоких потерь, высокой входной емкости и выраженной нелинейности. С этой задачей удачно справляется токовый буфер на триоде.

Кроме того, такого рода буфер имеет коэффициент усиления по напряжению меньше 1. Виду этого глубина ООС самой микросхемы уменьшена, что также крайне благоприятно сказывается на качестве звучания. Известно, что глубокая ООС, реализованная классическим делителем, огрубляет и мертвит звук. В схеме, предложенной Расмуссеном (рис.1 ), введена Т-образная ООС, которая увеличивает входное сопротивление по инвертирующему входу и позволяет уменьшить заземляющее сопротивление по прямому входу. Минусом такого подхода является увеличение шумов и наводок, но это первое впечатление. Если разводка и экранирование усилительного блока выполнены должным образом, наводки будут практически незаметны.

Теперь рассмотрим, что меня лично не устроило в оригинальной схеме.

В качестве УМ у автора установлена LM3875. Ее недостатки – несовершенная защита, работа только на 8-Омную нагрузку, малая мощность. Вместо нее была выбрана МС LM3886 с полным комплектом защит, мощным выходным каскадом, позволяющим отдавать долговременную мощность 68 Вт и кратковременную 135 Вт в 4-Омную нагрузку. Кроме того, усилитель оснащен полным комплектом защит и встроенным режимом mute.

На выходе рис.1 присутствует ограничитель тока – проволочный SQP резистор. Система SPiKe, реализованная в LM3886, позволяет от него отказаться.

Для удобства сведения параметров каналов и уменьшения габаритов усилителя в качестве буфера использован популярный вакуумный двойной триод 6Н23П-ЕВ. Его отличают низкое напряжение питания, актуальное в данной схеме, и вместе с тем, неплохое звучание. Хотя приходится признать – в данном случае его применение далеко от классического.

Из собственных соображений в плату были внесены следующие особенности:

С учетом всех вышеизложенных соображений, схема приняла следующий вид (рис.2 ):

Здесь элементы C 1 , C 3 , C 4 а также клеммы CN 1.. CN 6 – общие для обоих каналов. На каждый канал также приходится по половине двойного триода 6Н23П-ЕВ .

Здесь на несколько секунд отвлечемся от схемотехники УМ и рассмотрим блок питания, чтобы больше к этой теме не возвращаться.

Для питания всей схемы служит четырехполярный блок питания с общей землей и независимой обмоткой нагрева, схема которого представлена на рис.3:

Диодные мосты выбираются либо готовые, либо собираются из диодов импонирующих вам типов, все от Д213 до диодов Шоттки. Для ±36 V 0,2 A – D 1 на напряжение не менее 200 В и ток не менее 4 А. Для ±27V 4 A – D 2 на напряжение не менее 100 В и ток не менее 8 А. Для накала – D 3 на любое напряжение и ток не менее 4 А. Такое, казалось бы завышение параметров неслучайно. Дело в том, что, несмотря на пиковый запас у диодов, ток во время зарядки емкостей превышает номинальный в разы. А вот цена у диодов или готовых мостов уже различается несильно, поэтому для собственного спокойствия экономить не советую.

Емкости C 1, C 2 (на напряжение не менее 50 В), C 5, C 6 (на напряжение не менее 35 В), C 9 (на напряжение не менее 16 В)– импортные электролитические типа К50-35. C 3, C 4, C 7, C 8, C 10 – типа К73-17 на 63 В.

В качестве трансформатора может использоваться любой силовой с габаритной мощностью не менее 200 Вт, удовлетворяющий указанным на схеме параметрам токов и напряжений во вторичных обмотках (ток накала не менее 0,8 А на одну лампу).

Кроме того, возможно использование двух отдельных трансформаторов. Одного – мощного для питания УМ, и другого для питания лампы. Второй может выбираться из ряда унифицированных ламповых «Т рансформаторов А нодно-Н акальных». У меня используется ТАН1 .

Итак, оба канала удалось уместить на одну печатную плату размером 130х80 мм. Собранный модуль (без дополнительных блокировочных емкостей C 8, C 9 ) выглядел так (рис.4 ).

Симпатично, правда?

Оригинальная раскладка элементов приведена на рис.5:

Теперь несколько слов о деталях и тонкостях сборки.

Резисторы

Большинство резисторов требуют подбора в пары по каналам с точностью хотя бы 1%. Этим условиям вполне удовлетворяют резисторы серии С2-23. Итак, подбора требуют R 1 , R 3.. R 9 . Причем R 1 , R 3 и R 4 лучше использовать металлопленочные типа МЛТ, ОМЛТ или импортные аналоги.

Резисторы R 2 и R 10 подбора не требуют. Могут быть типа МЛТ-0,25, С1-4 или С2-23 на 0,125/0,25 Вт. R 11 и R 12 – импортные на 2 Вт. Выходная индуктивность мотается поверх R 11 , одетого в изоляционный кембрик, проводом в эмалевой или эпоксидной изоляции диаметром 0,6-0,8 мм до заполнения и припаивается к ножкам резистора. Хотя я в данном случае резистор R 11 не устанавливал. Вместо него была запаяна катушка, намотанная на ручке надфиля и содержащая 15 витков провода диаметром 0,8 мм.

VR 1 , VR2 – сдвоенный переменный резистор. В моем случае – Тайвань на 44 клика, подобранная с точностью 0,5% из 5 штук.

Конденсаторы

C 1 , C 3 , C 8 , C 9 , C 10 – полярные электролитические типа К50-35, лучше импортные известных марок. Однако схема не содержит электролитов в звуковой цепи, что значительно улучшает звучание, уменьшает критичность элементарной базы и увеличивает надежность системы в целом.

С1 – 16 В, С3 – 100 В, С8-С10 – 50 В.

C 4 , C 5 , C 7 , C 11 – металлопленочные типа К73-17. C 4 – на 250 В, остальные – на 63 В.

С2 – металлопленочный или металлобумажный максимально доступного качества, желательно не хуже полипропиленового. Допустимое напряжение также не ниже 63 В. Хотя и с конденсатором типа К73-17 эта схема звучит отлично.

С6 – керамика, желательно без пьезо-эффекта. Типа КМ или дисковые. На крайний случай, конечно, и К10-17Б подойдут, но худший вариант представить сложно.

Активные компоненты

Усилительная ИМС LM3886 может быть заменена на аналогичные по цоколевке, с учетом особенностей каждой. Чисто теоретически, схема работает с любой МС, построенной по принципу мощного ОУ. Внимание! На корпусе МС – минус питания!

Лампа RO 1 6Н23П-ЕВ меняется на 6Н23П или импортный аналог ECC88. Устанавливается в керамическую или любую другую панельку, предназначенную для монтажа на печатной плате, либо на шасси УМЗЧ и соединяется с платой медными проводниками.

Кроме того, учитывая современные веяния в дизайне, были разработаны отдельные усилительные блоки на LM 3886 , которые устанавливаются на радиатор внутри корпуса УМЗЧ, а лампа устанавливается в специальную панельку, располагаемую на крышке корпуса. В таком варианте вся обвязка ламы (R 1 , R 2 , 2xR 3 , C 3 , C 4 ) выполняется навесным монтажом прямо на выводах панельки. А затем уже экранированным сигнальным кабелем присоединяется к блокам усиления мощности. Не забудьте заземлить экран лампы.

Печатная плата одного канала УМ дана на рисунке 6:

Поскольку на прогрев лампы уходит около 5 с, все эти 5 с вход усилителя “висит в воздухе”. В это время на выходе присутствую все мыслимые наводки и весьма ощутимый рокот. Избежать этого можно двумя способами – задействовав для задержки включения цепь mute или реле. В обоих случаях управляющим сигналом будет биполярный транзистор с RC-делителем в базе. Если задержка недостаточна, просто увеличьте номинал R 1 .

Схема такой задержки дана на рисунке 7:

Кроме того, на момент моделирования у меня под рукой валялись реле TR 81 фирмы TTI . Под них была разведена печатная плата. Ее рисунок также можно использовать в качестве ориентировочного для разводки под любое понравившееся вам реле с нормально разомкнутой контактной группой. Компоновка платы дана на рис.8.

Детали:

VR 1 – на напряжение питания обмотки реле. Можно брать чуть выше (примерно на 2 В – падение на транзисторе). В моем случае 12 В, т.е. стабилизатор 7812..7815 .

С2 – на напряжение плеча питания УМ.

С1 – выше напряжения стабилизации VR 1

Данная защита подключается к положительному плечу питания УМ (мощный трансформатор). К реле подключается отрицательный вывод питания и соединенные вместе цепи mute обоих каналов усилителя (или всех, если каналов больше).

Итак, наконец, ЗВУЧАНИЕ

Этот усилитель очень понравится поклонникам “лампового звука”. Сразу в глаза бросается отличный вокал, проработка сцены и ее невероятная для транзисторных усилителей глубина. В отличие от типичного звука LM3886, в данном включении ВЧ не замылены. Звучат очень тонко и точно. Серебро и хрусталь не размазываются, как в неинвертирующем включении. Также нельзя не отметить наличие плотного, собранного и мощного, но чрезвычайно проработанного баса, чего так трудно всегда было добиться от LM-ки. Джаз и Блюз звучат настолько проникновенно, что при прослушивании не раз ловили себя на том, что по спине бегают мурашки.

Звучание этого усилителя нельзя назвать абсолютно точным при многочастотном сигнале, однако это звучание намного приятнее слуху, чем различные “сверхлинейные” конструкции с коэффициентами искажений в тысячные доли процента.

Подытожив: Этот усилитель предназначен для музыки, а не для измерительных комплексов. Его объективные свойства сомнительны, однако его звучание и динамический диапазон настолько завораживают, что при слове “векторный измеритель нелинейных искажений” хочется плеваться.

Москва 2006 (Lincor _ nobox @ inbox . ru )


Добрый день.

Все началось с обсуждения схемы гибридного усилителя для наушников. Ее отличительной особенностью является использование лампы 6Н23П в режиме с низким напряжением питания (и с малыми анодными токами). Близкий по режимам входной ламповый каскад изображен на рисунке

Примечание: точных значений режима у нас не было. Поэтому режимы оригинальной схемы я определил расчетно с учетом исходной схемы усредненных ВАХ лампы и напряжения питания каскада (60В). В тестовом каскаде выставлен близкий режим. Вполне возможно, что в оригинальной схеме результаты измерений незначительно отличались бы от полученных для нашего каскада.

Измерения провел как обычно: для нескольких уровней выходного сигнала и разных частот. Графики приведу только для частоты 1 КГц. Потому что для частот 100 Гц и 10 КГц результаты отличались незначительно (в пределах ошибки измерений).

В первую очередь привожу графики для выходных сигналов с амплитудой 1 В и 2 В. Вероятно, именно такие уровни были в гибридном усилителе, с которого все началось.

Уровень искажений высокий и быстро растет с увеличением амплитуды выходного сигнала. Уже при уровне 2 В вторая гармоника достигает 1 %, третья - 0,03 %... Хорошо это или плохо? Мне кажется, что честным и чистым звук такого усилителя называть не стоит. Скорее он "сильно окрашенный".

Примечание: при использовании этого каскада в реальной схеме уровень искажений, наверняка, будет выше. Скажется влияние следующего каскада.

Увеличим уровень выходного сигнала:

Искажения выросли (более 3 %), в спектре появились гармоники до 7-ой. Но лампа в этом не виновата. Просто мы слишком много от нее хотим. Вывод: не надо мучить лампы:).

Общий вывод: 6Н23П приемлемо работает с напряжением питания 60В (на аноде 40В) при уровне выходного сигнала до 1-2 В.

Теперь посмотрим, что эта лампа может в каскаде с высоким напряжением питания.

Итак: лампа 6Н23П в "высоковольтном" режиме:

Измерения проведем для обычного резистивного каскада и для SRPP. Начнем с резистивного. Надо выбрать режим. Анодное напряжение, ток анода, напряжение питания и сопротивление нагрузки могут сильно влиять на параметры каскада. Так на каком же режиме остановиться?

Признаюсь: я не захотел заниматься оптимизацией или пробовать все режимы, которые для этой лампы заявляются как "самые лучшие". Поэтому выбирал на свое усмотрение. "Подвигал" настройку, проводя пробные измерения спектра. Серьезных изменений в результатах не заметил. Остановился на режиме который показался лучшим.

Примечание: допускаю, что мог ошибиться с выбором режима работы каскада. Может быть есть более "правильный"?

Измерения проведены для четырех уровней выходного сигнала. Вот графики:

Результат такой, как и следовало ожидать. Линейность выросла: уровни гармоник снизились, а спектры укоротились. Каскад вполне можно применить в "ушном" усилителе с уровнем выходного сигнала до 5-8 В (для высокоомных наушников).

Наверное, звук станет более чистым и достоверным (по сравнению с "низковольтным" режимом).

Посмотрим 6Н23П в SRPP:

Результаты измерений:

Линейность еще немного подросла. Если использовать эту лампу в гибридном усилителе для низкоомных наушников (Uвых < 2 В), то уровень искажений каскада не превысит 0.1 %. Так как спектр в этом режиме представлен только второй гармоникой, то можно предполагать, что искажения будут совершенно не заметны на слух и не дадут окраски.

Пусть каждый сам решает для себя: стоит ли использовать эту лампу в предварительном каскаде гибридного усилителя для наушников или поискать что-нибудь другое.

Изменением типа каскада и режима работы лампы ее звук можно поменять в широком диапазоне: от сильно "окрашенного" до практически "честного". А выбор того, что и как слушать - дело личное:). И любой выбор будет совершенно правильным, если звук будет нравиться именно вам...

Пора перейти ко второй участнице сегодняшних измерений.

Лампу 6Н6П применять в усилителе напряжения я не планировал и проводить для нее измерения не собирался. Я обратил на нее внимание после недавней дискуссии на фейсбуке.

Некоторое время назад один активный ценитель_лампового_звука попытался донести до моего коллеги Никиты мысль о том, что полупроводники супротив ламп то же, что "плотник супротив столяра" (с).

Примечание: Никита - один из соавторов этого блога и незаменимый участник нашего небольшого коллектива. Среди множества прочих своих дел он еще представляет нас на фейсбуке... Поэтому ему и пришлось общаться с любителем_лампового_звука.

Манера общения ценителя была не очень корректной и не располагала к дружеской беседе. А недостаток аргументации он компенсировал эмоциями и безапелляционностью заявлений. Создавалось ощущение, что общение становится совершенно бессмысленной тратой времени. Такими являются почти все беседы на тему "что лучше? Лампы или полупроводники?"

В тот момент, когда стало совсем грустно и скучно, собеседник озвучил утверждение о том, что лампа 6Н6П при питании 300 В способна выдать на выходе сигнал с амплитудой 100 В и уровнем искажений 0.01 % Появились цифры и конкретика. Общение наконец-то могло стать конструктивным, полезным и интересным.

В каком же каскаде и при каких режимах нужно запустить лампу для того, чтобы получить такие результаты? Почему-то оппонент не захотел ответить на этот вопрос:(. Он потерял к нам интерес и перестал отвечать. Остается только догадываться, что его отпугнуло. Может неспособность Никиты проникнуться тотальной любовью к лампам, а может его собственная не любовь к точным цифрам... если собеседник Никиты вновь появится мы, возможно, узнаем это.

Из-за неожиданного завершения общения так и осталось непонятно: в каком режиме мерить... Но я никак не мог отделаться от желания проверить лампу. Даже сходил до магазина и приобрел несколько штук 86 года рождения.

Вообще в дискуссии речь шла о простых предварительных каскадах, поэтому я посчитал, что можно попробовать все те же резистивный каскад и SRPP. Режимы опять-таки выбрал на свое усмотрение по серии коротких тестовых измерений.

6Н6П. Резистивный каскад

Результаты измерений