Краткая история плуга.  Плуг это что такое Плуг: определение — История.НЭС Плуг для пахоты каменистых почв

Когда смотришь на стремительное движение по полю современного трактора, за которым взметывается, волнуется и струится ставшая вдруг необыкновенно податливой масса земли, никак не хочется верить, что врезающиеся в землю изогнутые стальные ножи, прикрепленные к низкой раме, – ближайшие родственники тех нехитрых поскрипывающих деревянных орудий, которые медленно, через силу тащила крестьянская лошаденка или несколько волов. Тем не менее, это родство неоспоримо. Более того, современному мощному многокорпусному плугу нет оснований стыдиться своей родословной. Ведь если сегодня возможности традиционных крестьянских орудий кажутся ничтожными, то еще вчера они были вполне приемлемы, а когда-то казались сказочными и были грандиозным скачком прогресса. Ведь только тогда, когда человек заменил в земледелии собственную физическую силу силой животных, стало можно возделывать культурные растения на больших площадях, сделать земледелии действительной основой всего хозяйства.

Когда же было изобретено столь важное орудие? Ответить на этот вопрос непросто, так как древнейшие плуги были целиком деревянными и остатки немногих из них дошли до нас. Наиболее же ранние изображения плугов и сцен пахоты относятся к IV тысячелетию до новой эры. Ко второму тысячелетию до новой эры это изобретение было уже известно в Европе и Азии повсеместно, кроме Крайнего Севера, и в Африке - к северу от Сахары.

Плохо знаем мы раннюю историю плуга не потому, что изобретение его и распространение казались современникам чем-то будничным, не заслуживающим внимания. Дело обстояло как раз наоборот - первые пахари слишком благоговели перед своим орудием, чтобы говорить о его появлении просто, не внося в свой рассказ чего-то таинственно-сказочного.

Египтянам плуг принес бог Озирис. Первый земледелец легенд - Тринтолем - по поручению богини Деметры ездил по земле на колеснице, запряженной драконами, показывал людям плуг и учил, как им пахать.

Крестьянский труд, основа жизни, в сознании наших далеких предков был занятием достойным и царей. В старом Китае с древнейших времен до 1911 года первую борозду на священном поле при храме Неба проводил каждую весну сам император. Только после этого могли приступать к пахоте его подданные.

Когда, по рассказу Геродота, боги захотели отметить одного юношу как законного царя, то к его ногам с неба упали золотые символы царской власти и среди них – плуг. Старинная чешская легенда повествует, что первом» королем Чехии стал Пржемысл, простой крестьянин, которой посланцы народа застали за плугом. В других сказаниях воспевается героизм простых пахарей. Среди этих богатырей, приходивших на поле брани прямо с пашни, Цинциннат, серб Марко Кралевич и безвестный греческий воин, по преданию избивавший захватчиков во время Марафонской битвы своим плугом за неимением другого оружия.

Священный плуг изображали на стенах храмов и гробниц, маленькие модельки плугов приносили в жертву богам, как напоминание о нуждах земледельцев. Борозда, проведенная плугом вокруг города или села, должна была спасать его жителей от нечистой силы, эпидемий…

P. S. Старинные летописи рассказывают: пожалуй в древней истории важность плуга можно сравнить с важностью другого, не менее значимого изобретения – колеса. Только подумайте, каким важным прорывом в те далекие времена было появление колеса! И сейчас вокруг них существует целая индустрия: автомобили, шины к ним (к слову хорошие шины для автомобиля можно приобрести на сайте http://prokoleso.ua/tires/catalog/continental), и прочая самая разнообразная техника не была бы возможна без колеса.

Когда древние предки современного человека начали осваивать сельскохозяйственные культуры, они стали нуждаться в особых орудиях труда. Первым из таких инструментов стала заостренная палка, которой можно было взрыхлять почву. Впоследствии появились ручные мотыги. Вначале их изготавливали из твердых пород древесины, а с развитием техники обработки мотыги получили прочный металлический наконечник.

К сожалению, ручная мотыга не могла обеспечить обработку значительных посевных площадей.

Чтобы успешно выращивать большинство зерновых культур в тех областях, где грунт был не слишком мягким и плодородным, требовалось поднять на поверхность нижние слои почвы, где содержались питательные вещества. Решить такую задачу могло лишь достаточно массивное устройство, которое приводилось бы в действие тяговой силой животных. Так возникла идея плуга, предназначенного для вспашки земли.

Источники не донесли до настоящего времени имя изобретателя, придумавшего и создавшего самый первый плуг. Первые рисованные изображения подобных устройств встречаются в древнеегипетских и вавилонских письменных источниках, которые ученые относят ко второму тысячелетию до новой эры. Сохранились также наскальные изображения плуга, найденные в северной части современной Италии.

Вполне возможно, что прообразы плугов появились еще раньше – около V тысячелетия до новой эры, когда были приручены волы, являющиеся отличным источником тяговой силы.

Конструкция первого плуга

Самые первые плуги были очень примитивны и просты по своей конструкции. Основой плуга была рама с дышлом, на которой закреплялся вертикально кусок прочной древесины – лемех. Вот устройство и волочили по , обрабатывая верхние слои грунта. Очень часто лемех и дышло были выполнены из цельного куска древесины.

В Древнем Риме плуг был дополнен отвалом – крылом, которое откидывало пласт почвы в сторону от борозды. При этом травяная растительность и сорняки углублялись в почву, а содержащиеся в глубине питательные вещества выводились на поверхность. Плуг с отвалом был незаменим при обработке сырой земли. Впоследствии переднюю часть плуга стали ставить на небольшие колеса. Такая конструкция позволяла при необходимости уменьшать или увеличивать глубину вспашки.

Современные плуги, применяющиеся в сельском хозяйстве, весьма отдаленно напоминают свой прототип. Однако общий принцип действия этого полезного приспособления остался неизменным. Правда на смену волам и лошадкам сегодня пришли мощные трактора, способные нести сразу несколько стальных плугов, объединенных между собой в блок.

Плуг

Немецкий крестьянин работает с плугом

Плуг - сельскохозяйственное орудие для основной обработки почвы . Плугами также называются устройства для работы под водой, для прокладки кабелей, для подготовки земной поверхности перед звуковым зондированием и гидролокацией бокового обзора при поиске нефти . Первоначально плуги тащили на себе сами люди, затем волы , а ещё позже - лошади . В настоящее время в промышленно развитых странах плуг тянет за собой трактор .

Основная задача плуга - перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков , делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев.

Плуг на лошадиной тяге.

В самом начале отвалы делались из дерева в виде продолговатого четырёхугольника. Спереди их прикрепляли к стойке, а позади к подошве и к одной из рукояток плуга посредством деревянной или железной связи. Так как к дереву земля налипает сильнее, нежели к металлу, то впоследствии стали делать отвалы из чугуна или железа и давать им форму местами вогнутую, местами выпуклую, так что отвал представлял собой изогнутую винтообразную поверхность.

Первым коммерчески успешным плугом с использованием железных частей следует считать «Роттерхамский плуг », разработанный Джозефом Фольямбе (Joseph Foljambe) в 1730 году в Ротерхаме, Англии. Он был прочным, лёгким, и созданным по математическим расчётам шотландского конструктора Джеймса Смола (James Small). Плуг позволял срезать, поднимать и переворачивать слой земли.

Индустриальная революция

Британский крестьянин за плугом.

Различные плуги конца XIX - начала XX века. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

Стальные плуги появились во времена промышленной революции . Они были легче и прочнее тех, что изготовлялись из железа или дерева. Первый стальной плуг изобрёл американский кузнец Джон Дир (John Deere) в 1830-х годах. К тому времени дышло , крепившееся к упряжи животных, было приспособлено так, что колесо в передней части плуга катилось по земле. Первые стальные плуги управлялись пешим человеком. Управляющий шёл вслед за плугом, держась за две рукоятки, и регулировал направление и глубину борозды. Он также часто руководил движением животных, тянущих за собой плуг. Позже появились плуги, где управляющий уже сидел на специальном сидение на колёсах, а плуг имел несколько лемехов .

Одна лошадь как правило может тянуть только плуг для одной борозды на чистой и мягкой почве. Для обработки более тяжёлых почв требовалось две лошади, одна из которых шла по борозде, а другая по необработанной земле. Для плугов, делающих две и более борозд, одна или несколько лошадей должны идти по свободной, невспаханной земле, и даже это даётся им с трудом. Обычно таким лошадям дают десятиминутный отдых каждые полчаса.

Более простая система, созданная позже, использует вогнутый диск (или два), установленный под большим углом к направлению движения. Вогнутая поверхность удерживает диск в земле, если под него не попадает что-либо твёрдое. Когда плуг натыкается на корень дерева или камень, лемех плуга подпрыгивает, что позволяло избежать поломки плуга и продолжить вспашку.

Современный плуг

Традиционные плуги могут переворачивать землю только в одном направлении, указываемым отвалом лемеха . В результате действия плуга образуются гребни вспаханной земли между бороздами, похожие на грядки. Этот эффект наблюдается и на некоторых полях, обрабатывавшихся в древние времена.

Современные оборотные плуги имеют двойные переворачивающиеся лемеха: пока один работает на земле, второй переворачивает её в воздухе(ошибочное суждение - в текущий момент времени работает один комплект - так же, как у обычного плуга). Доходя до края поля, плуг под действием гидравлики переворачивается, и при втором обратном проходе новые борозды отваливаются в ту же сторону, что и в первый раз, что позволяет избежать гребней. Оборотный плуг не производит никаких дополнительных операций с пластом. Его использование позволяет пахать "челночным" методом - каждый последующий проход вплотную к предыдущему. Для этого необходимы два комплекта лемехов "зеркальной" конструкции на одной раме. При проходе один комплект работает, второй "смотрит в небо". После прохода и разворота агрегата "зеркальные" лемеха с помощью гидравлики меняются местами. Такая схема вспашки позволяет получить однородную вспаханную поверхность с гребнями, ориентированными в одну сторону (гладкая вспашка). Кроме того, экономится время и топливо на переездах между загонами. При вспашке же обычным плугом половина загона имеет гребни справа от борозды, половина - гребни слева. При этом в центре загона образуется либо двойной гребень (при вспашке "в свал", когда агрегат начинает движение с середины загона и ходит по расширяющейся спирали), либо двойная борозда (при вспашке "вразвал", когда агрегат начинает движение у края загона и ходит по сужающейся спирали).

Пахота в Южной Африке.

Оборотный плуг подсоединяется к трактору с помощью трехточечной навески. Обычные плуги имеют от 2 до 5 отвалов, но полу-закреплённые плуги, поднятие которых поддерживается колесом с диаметром в половину длины плуга, могут иметь до 18 отвалов. Гидравлическая система трактора используется для поднятия и переворота плуга, а также для регулирования ширины и глубины борозды. Тракторист всё ещё должен регулировать сцепление плуга, так чтобы он шёл под нужным углом. На современных тракторах глубина и угол вспашки устанавливаются автоматически.

Цель вспашки состоит в перемешке слоёв земли, обогащении её кислородом , избавление от сорняков и некоторых бактерий . Закопанные сорняки разлагаются в земле и служат в качестве компоста .

Широкое распространение виноградников, плодовых насаждений и лесопосадок потребовало создания специального плантажного плуга, вспахивающего землю на большую, чем обычный плуг, глубину (до 100 см), что способствует созданию более благоприятных условий для развития корней растений. Плантажный плуг может иметь двойные лемеха на разной глубине, почвоуглубители и другие рабочие органы, глубоко рыхлящие почву. Конструкция плуга позволяет улучшить водный режим почвы и уменьшить выщелачивание питательных веществ из верхних слоев грунта. Одновременно с плантажной вспашкой может проводиться внесение органических и минеральных удобрений .

Эрозия почвы

Одним из негативных последствий вспашки является эрозия почвы. Под действием воды и ветра земля перемещается, и использование плуга способствует этому процессу. В результате неконтролируемого использования сельскохозяйственных процедур на США в 1930-е годы обрушилась волна пыльных бурь .

Детали плуга

Ручной плуг XIX века

Ручной плуг XIX века.

В отдельности главные части плуга (рис. справа) производят следующую работу. Нож (а ) - отрезает пласт в вертикальной плоскости. Лемех (б ) в горизонтальной, оборачивает и разрыхляет пласт - отвал (в ). К ним присоединяются ещё полевая доска (г ), дающая плугу опору в вертикальной плоскости, подошва (д ), служащая опорой плуга снизу и принимающая на себя вес плуга и лежащего на нём во время работы пласта; одна или две стойки (е ), к которым прикрепляются с одной стороны вышеупомянутые части, а с другой - грядиль (ж , дышло), за который с переднего конца зацепляется упряжной валек и прикрепляется регулятор (и ), а с заднего рукоятки (з ). Обе последние части служат для управления плугом. К каждому плугу прикладываются ещё ключ для отвинчивания и закрепления гаек, молоток для заклепывания и или плуговой башмак, который надевается на лемех, или плужные салазки, служащие для перевозки плуга с одного места на другое.

Разновидности плуга на территории России XIII-XX вв

Сибирский сабан («колесуха») конца XIX века.

В европейской части России, по меньшей мере с X века , наибольшее распространение имела традиционная «великорусская» соха , вплоть до постепенной замены её железным плугом на рубеже XIX-XX вв. В Поволжье , на Урале и в большинстве областей Сибири имели распространение колёсные разновидности плуга, такие как малороссийский деревянный плуг-«лемех» и сабан-«колесуха» .

В духовной культуре

В религии и мифологии

В земледельческих культурах плуг или соха имеют огромное культовое значение, поскольку участвуют в многочисленных ритуалах - например «первой борозды». В мифологических представлениях плуг нередко приобретает фаллическую символику , поскольку «оплодотворяет» Мать-Землю . С этим связан и тот факт, что пашут и сеют в традиционном обществе обычно исключительно мужчины, как носители оплодотворяющего начала .

У многих индоевропейских народов известен архаичный ритуал опахивания . Он основывается на ассоциации борозды, проведённой плугом, с границей, отделяющей сакральное, «окультуренное» пространство от хаоса окружающей среды.

Сразу два мифоритуальных аспекта плуга отразились в образе индуистской богини Ситы . Согласно «Рамаяне », она родилась из борозды, которую провёл плугом её отец Джанака , опахивая место для жертвоприношения . Даже имя (др.-инд. Sītā ) переводится как «борозда». С другой стороны, рождение Ситы и её упоминания в Ведах говорят о связи этой богини с плодородием и Матерью-Землёй , при том что плуг обладает фаллической символикой.

В геральдике

Плуг используется как эмблема земледелия и как символ новой жизни. В первые годы существования Советской России плуг употреблялся как эмблема трудового крестьянства и одно время изображался с молотом, пока его в этом качестве не вытеснил серп. Плуг также был изображён на советских монетах достоинством в 1 рубль и полтинник в 1920-е годы; силуэт плуга также изображался на ордене Красного Знамени и на медалях в некоторых странах Восточной Европы (например, в Чехословакии в 1948-1989 гг.).

Как эмблема новой жизни, плуг использовался в конце XVIII - начале XIX века в Северной Америке, а в нынешнее время изображен на государственном гербе Либерии .

Также в настоящее время изображён на государственных печатях штатов

В России у земледельцев южных губерний издавна применялся тяжелый деревянный плуг, получивший в истории название украинского.

Корпус украинского плуга так же, как и сохи, имел вид треугольника. Одной стороной треугольника служил грядиль (дышло), другой - чапыги (рукоятки) вместе с полозом, соответствующим сошной рассохе, и третьей стороной - стойка, заменяющая сошные подвои.

Лемех плуга изготовляли в виде прямоугольного треугольника с раструбом и надевали на полоз. За лемехом наклонно крепили отвал. Его обычно делали в виде большой четырехугольной продолговатой доски с плоской поверхностью. Один конец доски крепили веревками или гвоздями к стойке плуга, а другой - к правой чапыге. Впереди к корпусу было приделано чересло, выполнявшее функцию ножа современного плуга.

Во время работы плуга чересло вертикально отрезало пласт почвы от целины, лемех горизонтально его подрезал и несколько приподнимал, отвальная доска отодвигала пласт в сторону и переворачивала. Передний конец грядиля корпуса устанавливался на деревянной подушке, закрепленной на оси с двумя колесами: правым колесом, идущим по борозде, большего диаметра и левым колесом, идущим по целине, меньшего. С осью передка было скреплено дышло для запряжки животных.

По словам очевидца, украинский плуг, "выворачивающий землю большими глыбами, земли вязкой и столь твердой, что простая борона никак не в состоянии их раздробить", поражал своими огромными размерами и массой. Тащили плуг обыкновенно шесть-семь волов.

Время появления совершенного плуга с череслом, отвалом и колесным передком окончательно еще не установлено. Имеются косвенные археологические данные, свидетельствующие, что у восточных славян еще в IX в. мог существовать такой плуг.

Украинский плуг только опрокидывал верхний пласт земли, но не разрыхлял его. Для окончательной подготовки почвы к посеву необходимы были еще рыхлящие орудия.

Поэтому земледельцы Киевской Руси применяли еще рало, перешедшее к ним от скифских пахарей. Этим орудием они разделывали обернутые плугом пласты земли. Окончательное поверхностное рыхление проводили с помощью деревянных борон.

Простых орудий у крестьян было больше, чем плугов. На один плуг приходилось по три-четыре рала и несколько борон.

Применение отвального плуга в сочетании с рыхлящими орудиями улучшило качество обработки почвы и повысило урожайность полей. Увеличилась производительность труда земледельца. С помощью плуга ускорился процесс обработки почвы. Ширина захвата плуга достигла 20 см и в два раза превысила ширину борозды, проделываемой орудиями, ранее применявшимися в Приднепровье.

Изготовляли плуги мастеровые люди почти в каждом селе кустарно, по вдохновению, так как никаких определенных правил у них не было. Поэтому случалось, что во время пахоты появлялись непредвиденные поломки или плуг совсем оказывался неработоспособным. Дивились тогда мужики такому чуду и долго не могли решить, что такое приключилось с плугом. А "вдохновленный" нектаром шинкарни создатель этого творения бойко уверял, что все от бога и что, должно быть, дядя Никита заказал плуг в нехороший день.

Лишь в царствование Петра I появляются несколько мастерских по изготовлению плугов. В это же время впервые в Россию были завезены английский и немецкий плуги. Петр I посылал своего приближенного В. Н. Татищева в Швецию специально для изучения технических изобретений, чтобы обратить их на пользу отечества.

В петровское время вышло много инструкций об улучшении земледелия. В инструкции управителю дворцового села Коломенского предписывалось наказывать "батогами нещадно" за оставление огрехов. В мелкой пахоте и огрехах авторы инструкций видели причину неурожаев: "понеж которой земледелец всякую пашню пашет мелко, то на тех местах всякий хлеб высокого достойного возрасту иметь не будет и колосом будет мелок, а где целина пропустица, на том месте, кроме травы, ничего не родитца". В мелкой вспашке авторы винили крепостного крестьянина.

Самым распространенным орудием была соха. В. Н. Татищев, вернувшись из Швеции, твердо высказался за переход от сохи к плугу: "Пахать лучше на волах плугом, а не сохою на лошади". Этот призыв у большинства земледельцев не встретил поддержки. В защиту сохи выступили многие писатели и помещики. Князь Растопчин даже издал в 1806 г. книгу "Плуг и соха", где писал: "Сколь английское обрабатывание земли - может быть выгодно в окрестностях больше городов, столь бесполезно, или лучше сказать невозможно всеместно для России в теперешнем ее положении... Не быв совсем неприятелем плуга, останусь другом сохи не от упрямства и не от невежества, а от того, что привык с малолетства любить и почитать старинное Русское, и нашел опытом, что Российское хорошее хозяйство обогащает".

В это же время появились стихи неизвестного автора:

"Божественной сохой, во древни времена, Герои и цари со славой управляли".

В России до уничтожения крепостного права обилие дарового труда делало применение усовершенствованных машин экономически абсолютно бесполезным. Даже экстенсивное хозяйство Поволжья и Сибири не предъявляло спроса на сберегающие труд машины и орудия, ибо отсутствие хороших путей сообщения исключало возможность сбыта урожая и делало невыгодным расширение распашки. Правда, местные хлеборобы землю пахали татарским сабаном, который близко стоял по устройству к украинскому плугу.

Отличали их в основном размеры, некоторые незначительные детали в устройстве передка и лемеха, который у сабана имел форму разностороннего треугольника. Сабан, как и украинский плуг, - тяжелое и громоздкое орудие, требовал большую запряжку лошадей. Поэтому применяли это орудие только в крупных кулацких хозяйствах.

Основная же масса крестьян была не в состоянии приобрести хороший инвентарь.


Большое влияние на распространение плугов в России оказало Вольное экономическое общество, которое организовало показ и пропаганду новых орудий, созданных или усовершенствованных в России. Это помогало русским ремесленникам и заводчикам выяснить запросы сельских хозяев и наметить пути развития отечественного производства сельскохозяйственных машин.

Особенно велика потребность в хороших плугах для расширения запашки и освоения целинных земель была на юге России. В 1773 г., а затем повторно в 1791 г. Вольное экономическое общество объявило "задачу и награждение единственно для российских жителей за изобретение способнейшего плуга".

В условиях конкурса говорилось: "Тому, кто истинное содержание всех частей обыкновенного нашего плуга, не сделав оный однако тяжелый, изъяснит, опишет и исправит, чтобы он семена как возможно ровнее покрывал, и кто способнейший плуг для российских пахатей предложит, тому будет выдана малая золотая медаль в 12,5 червонных".

В 1805 г. были организованы первые конкурсные испытания различных пахотных орудий: сох, косуль малороссийских, английских, немецких и других плугов. Премия осталась без хозяина. Жюри не выявило пахотных орудий, удовлетворявших условиям конкурса. Только конкурс 1840 г., проведенный под Одессой, дал первые результаты. Лучшими были признаны русские передковые плуги конструкции одесского мастерового Лукьяна Рудницкого и колониста Кондрата Бехтальда. Плуг последнего имел цельнометаллический корпус.

На повторно проведенном в 1842 г. конкурсе первую премию в 100 рублей получил одесский мастеровой Трофим Петренко за плуг, который "превосходил все прочие легкостью управления и удобством починки". Вторую премию в 50 рублей получил также одесский мастеровой Иван Курган за свой беспередковый плуг, отличавшийся... "запашкой во всех отношениях превосходной, как на новой, так и на обработанной уже земле", и прочностью.

Успешная работа русских мастеров завершилась созданием специфического южнорусского плуга, известного под названием колонистского.

Колонистский плуг послужил образцом для создания английской плугостроительной фирмой братьев Говард англо-болгарского плуга. Много заимствовала от нашего плуга и другая английская фирма - "Рансомс и Сакс".

Следует подчеркнуть, что южнорусские плуги имели особый, оригинальный "русский передок" со специальным седлом, на которое опирался грядиль. Передок соединялся с плугом цепью. У русских плугов грядиль изготовлялся из стали специального профиля и имел характерный изгиб. Это исключало забивание стойки плужного корпуса при вспашке сильно задернелой почвы.

Особенность колонистского плуга заключалась в том, что лемех, выполненный за одно целое с подошвой плуга, был поставлен к дну борозды полого и имел увеличенную ширину захвата (от 22 до 27 см). Другая особенность плуга - широкие полувинтовые и комбинированные отвалы особой формы. Эти конструктивные отличия способствовали успешной работе при распашке залежных, сильно задернелых и высохших земель, характерных для юга России. Колонистский плуг применяли при заселении Сибири. Глубину пахоты (до 18 см) регулировали изменением наклона грядиля с помощью гайки-барашка, навинчиваемой на прикрепленный к стойке винт. Для пахоты новороссийским плугом требовалось две-три лошади или две пары волов.

Для вспашки старопахотных земель в России использовали в основном плуги с высоким передком культурного типа (самоходы) немецкой фирмы Р. Сакка. Правда, в России тоже начали выполнять передковые плуги по образцу плугов Р. Сакка, но с некоторыми изменениями применительно к местным условиям. На этих плугах были установлены отвалы культурного или полувинтового типа.

В середине 50-х годов XIX в. впервые в России появились плуги с предплужниками. Последние нашли применение в свеклосеющих районах.

В 50-х годах создал свой глубокопашущий плуг А. А. Бобринский; этот плуг при испытании на целине в 1858 г. показал хорошее качество вспашки. В 40 - 50 годах стали изготовлять к плугам различного рода почвоуглубители. Роман Циховский в 40-х годах XIX в. изготовлял двухъярусные плуги. На конкурсных испытаниях в 1870 г. они были признаны лучше двухъярусных плугов Р. Сакка и Эккерта.

Для замены сох и косуль в центральной и северозападной части России начинают распространять легкие, беспередковые (висячие) плуги. Первоначально это были плуги из Шотландии и Швеции, но постепенно русские мастера сами изобретают оригинальные конструкции таких плугов. Еще в конце XVIII в. в селе Авчурино Калужской губернии русские кузнецы изготовили первый висячий плуг, получивший название "плуг Полторацкого" по имени помещика, владельца кузнечной мастерской. Этот плуг не уступал по своим качествам плугу английского изобретателя Дж. Смолла. Висячий плуг получил широкое распространение во многих областях Центральной России. Его покупали не только помещики, но и некоторые зажиточные крестьяне.

Позднее этот плуг был значительно усовершенствован, его стали изготовлять целиком из металла и назвали "рязанский плуг". Благодаря высокой стойке им можно было хорошо запахивать навоз. Отвал и лемех отливали из стали, а пятку - из закаленного чугуна.

В конце XIX в. для лучшей запашки навоза на легкие одноконные висячие плуги устанавливают "скимкольтеры", выполнявшие роль предплужников. По виду скимкольтер напоминал небольшой особого вида отвальный корпус. Его укрепляли на грядиле вместо черенкового ножа или между ножом и корпусом. Скимкольтер отрезал с полевой стороны пласта трехгранную ленту земли, которая затем плужным корпусом сбрасывалась на дно борозды.

Пахать висячим плугом было нелегко. Плуг в борозде шел неустойчиво. Качество пахоты зависело от умения и старания пахаря. Со временем к висячим плугам приделали два колеса. Так появились рамные полупередковые плуги. Роль грядиля в этих плугах выполняла рама, опирающаяся на колеса. Одно колесо шло по борозде, другое - по невспаханному полю. Управлять таким плугом стало легче.

Предшественником современных многокорпусных тракторных плугов несомненно был многокорпусный плуг с деревянной рамой, применявшийся на юге России еще в первой половине XIX в.

Особое место среди них занимает пятикорпусный плуг Василия Христофорова, с плоской дубовой рамой, созданный им в 1866 г. Его назвали землеобработником. Он имел пять корпусов. Два из них были съемные. Ширина захвата корпуса составляла 30 см, расстояние между корпусами по ходу плуга - 50 см, а высота стоек плуга - 40 см. Подъем и опускание корпусов регулировались рычажным подъемным механизмом. Отвалы имели полувинтовую поверхность. Три продольных бруса рамы для крепления корпусов Христофоров заменил одним, расположив его по диагонали. Созданный Христофоровым плуг явился, по существу, прообразом тракторных многокорпусных плугов с плоской рамой, появившихся только в 20-х годах нашего века. Плуг получил широкую известность. О нем много писали. Это было одно из немногих русских изобретений, признанных и по достоинству оцененных за границей.

Специальная комиссия по испытанию плуга в 1869 г. сообщала: "...Агрономы и механики Англии, Франции и Германии отдали должную дань г. Христофорову за его изобретение. В Англии нашли "землеобработник" выше парового плуга Фаулера; во Франции от известного общества промышленности и искусств после тщательных опытов наш соотечественник получил самую высокую награду - звание почетного члена и Золотую медаль. Лучшие знатоки дела оценили это орудие и нашли его превосходным, особливо в приложении к южнорусским степям, так нуждающимся в рабочих руках. Все присутствовавшие на пробе эксперты и хозяева единогласно признали, что работы, произведенные этим орудием, верх совершенства и оно может найти самое разнообразное приложение в южнорусском хозяйстве" и далее... "В последний день опытов присутствовавшие хозяева и эксперты выразили желание почтить благородного, честного труженика на пользу общую поднесением ему серебряной вазы с изображением на ней его портрета и его превосходного изобретения. Пусть почтившие нашего соотечественника иностранцы знают, что нам еще дороже, чем им, всякое проявление светлой, честной мысли, и пусть потомки наши знают, что мы умеем ценить истинно благородное стремление хозяина принести свой труд и капитал на пользу юга России". Какими пустыми и насмешливыми выглядят эти слова сейчас. Изобретение В. Христофорова скоро было забыто.

Общая экономическая отсталость России тормозила производство плугов.

Только с ростом капитализма в России начинает развиваться и сельскохозяйственное машиностроение. Правда, в значительной своей массе открываемые заводы принадлежали иностранным фирмам или были их филиалами по сборке ввозимых из-за границы отдельных частей машин. Но среди их числа появляются заводы, принадлежащие русским промышленникам.

В России производство плугов в отдельных мастерских было начато еще в XVIII в. Промышленное же производство плугов началось с 1802 г. на предприятии X. Вильсона в Москве. Позднее появился еще ряд предприятий полукустарного типа, производивших плуги различных конструкций.

Первые плугостроительные заводы строятся на юге России. Среди них особое место по значимости и заслугам в окончательной выработке улучшенной конструкции южнорусского передкового плуга, названного позднее "колонистским", занимают предприятия Г. Гена в Одессе и братьев Донских в Николаеве.

Георгий Ген был создателем колонистского плуга. Начиная с 1844 г. он организовал производство этих плугов в своих мастерских и внес много усовершенствований в конструкцию плуга. Дело продолжил его сын - Иван Георгиевич Ген, основавший в 1854 г. в Одессе первый плугостроительный завод.

Молодым русским заводам было трудно конкурировать с лучшими фирмами Англии, Франции, Германии и Америки, продукция которых была дешевле. Зато русские заводчики, лучше знавшие запросы и условия сельского хозяйства России, выпускали более усовершенствованное орудие.

Отсутствие единой таможенной государственной политики тормозило отечественное производство сельскохозяйственных машин и орудий, в том числе и плугов, потому что ввоз сельскохозяйственных машин оставался беспошлинным. В 1885 г. вошло в силу обложение пошлиной ввозимых в Россию иностранных машин. Ввоз сельскохозяйственных машин сразу же сократился на 60%, а русские заводы стали усиленно развивать свою деятельность. Однако то, что было выгодно русским заводчикам, оказалось разорением для русского крестьянства: вместе с ростом пошлины на машины возросли и цены. Мог ли, например, даже средний крестьянин купить плуг за 20 руб., если его годовой доход не превышал 20 руб.? При этом еще для запряжки требовалось минимум две лошади. Поэтому крестьяне большинства губерний России, особенно центральных, вынуждены были, как писал Янка Купала, "читать грустную книгу помещичьей пашни и писать печальную повесть своего горя сохой да косой".

Многие передовые и прогрессивные деятели того времени отрицательно встретили решение правительства о введении пошлины на ввозимые в Россию иностранные машины.

Противником высоких пошлин на сельскохозяйственные машины выступил Д.И.Менделеев. В 1891 г. в записи комиссии по пересмотру цен он писал, что для такой сельскохозяйственной страны, как Россия, обложение иностранных машин, без развитого отечественного производства, при высокой стоимости металла не выдерживает ни малейшей критики и требовал уменьшения стоимости металла. Царское правительство пошло на уступки иностранным фирмам. В августе 1893 г. основная 70-копеечная пошлина была понижена по договору с Францией до 50 коп., а с марта 1894 г. эта ставка сделалась общей для всех стран. Требовались научные основы для проектирования машин.