Франция под властью Людовика XIV. Особенности светской культуры в эпоху Людовика XIV Культура франции в период людовика 14

Мода эпохи Людовика XIV (1660-1715)

Признаюсь - очень люблю фильмы об Анжелике! Когда я в первый раз увидела их на большом экране, я просто влюбилась в платья главной героини, особенно то самое, золотое, помните? А как легко Анжелика бегала в этих роскошных туалетах по коридорам Лувра, очаровывала, боролась и влюблялась...Однако так ли на самом деле была легка и очаровательна мода тех лет?

Итак, мода времен Короля-Солнце, как сам себя, нимало не смущаясь, называл Людовик XIV ...

Супруга Людовика XIY

Людовик XIV не получил глубокого книжного образования, но обладал незаурядными природными способностями и превосходным вкусом. Его склонность к роскоши и увеселениям сделала Версаль самым блестящим двором Европы и законодателем моды.

Изменились идеалы красоты. Мужчина-рыцарь, воин окончательно превратился в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам и музыке придает его облику пластичность. На смену грубой физической силе приходят иные, высоко ценимые качества: ум, сметливость, изящество. Мужественность XVII в. — этовеличественность осанки, и галантное обращение с дамами.

С началом правления Людовика XIV поменялись идеалы мужской красоты. Красавцем теперь стал называться мужчина, не способный к физическому труду. Красивая тонкая кисть, непригодная к работе, зато умеющая нежно и деликатно ласкать. Красивая маленькая ножка, движения которой похожи на легкий танец, едва способная ходить и совершенно не способная ступать решительно и твердо.

Стоимость нарядов стала фантастической, — например, один из костюмов Людовика XIV имел около 2 тыс. алмазов и бриллиантов. Подражая королю, придворные старались не отстать от моды на роскошные одеяния и если не превзойти самого Короля-Солнце, то, по крайней мере, не ударить в грязь лицом друг перед другом. Недаром пословица того времени гласила: «Дворянство носит свои доходы на плечах». В мужском гардеробенасчитывалось не менее 30 костюмов по числу дней в месяце — и менять их полагалось ежедневно.

К концу XVII в. в основном складываются три важных компонента, из которых и сегодня состоит мужская одежда, — сюртук, жилет и штаны.

Мужской костюм дополняли шелковые или шерстяные чулки белого, голубого, красного цвета с вышивкой и узором; галстук, завязывающийся бантом; и парики, оставившие заметный след в истории моды. Молва приписывает их появление Людовику XIV . В детстве и юности у него были прекрасные волосы — предмет зависти всех модников. Облысев из-за болезни, он заказал себе парик. С этих пор парики стали обязательной принадлежностью костюма на 150 лет!

Золотистый или рыжеватый парик расчесывали на пробор посередине; два его крыла обрамляли лицо красиво лежащими рядами локонов. На рубеже XVII-XVIII вв. парик приобретает пирамидальную форму и изготовляется из светлых, а затем каштановых волос, длинными прядями спадавших на грудь и спину. Мужская голова становится похожей на голову льва с густой гривой.

Парик как бы олицетворял величие и неприступность его владельца. При таком обилии волос на голове они полностью исчезают с лица, — даже те крохотные усики, что совсем недавно украшали верхнюю губу. Модники того времени румянились и чернили брови так, что своим обликом напоминали дам.

Идеал женской красоты сочетал парадность и кокетство. Женщина должна быть высокой, с хорошо развитыми плечами, грудью, бедрами, очень тонкой талией (с помощью корсета ее затягивали до 40 сантиметров) и пышными волосами. Роль костюма в выражении идеала красоты становится огромной, как никогда ранее.

Кстати, корсет был очень тяжелым (почти 1 кг, в него вшивались пластины из китового уса). Естественно, торговля китовым усом становилась с каждым днем все прибыльнее. Мода на тонкую талию порой приводила к тому, что иные дамы ежедневно падали в обморок (приходилось носить с собой нюхательную соль), а иногда и к трагедии — жесткий каркас корсета пропарывал печень.

Женщины носили сложные, высокие (до 50-60 сантиметров) прически, поддерживаемые проволокой; с прически ниспадали богатые кружева. Одна из наиболее модных причесок того времени называлась а ля Фонтанж, в честь фаворитки Короля-Солнца. Она удержалась в моде до смерти Людовика XIV.

Женская мода второй половины XVII в. менялась чаще, чем мужская, ведь ее законодательницами были многочисленные фаворитки Людовика XIV . Правда, дамскому гардеробу присуща одна общая черта — стремление подчеркнуть ту часть женского тела, которая у очередной фаворитки была более привлекательной или искусно скрыть менее привлекательную. Это естественное желание честолюбивой любовницы, пытающейся всеми доступными способами продлить свою власть при королевском дворе.

Женские платья тех времен были настоящими произведениями искусства. Они должны были достигнуть одной цели: сделать женское тело как можно более привлекательным, скрыв все его некрасивые части. В идеале - чтобы понравиться королю! Шились платья из яркого, сочного цвета тканей, насыщенных темных тонов. Дамы носили три юбки одну поверх другой: первая, верхняя -" скромница", вторая - "шалунья", а третья, нижняя - "секретница". Лиф платья из китового уса затянут так, что женщина начинает соблазнительно прогибаться вперед. Вообще, корсеты в это время стали походить на диковинные картины, на них нашивали банты, цветы, украшали драгоценными камнями.

Во Франции считалось вполне естественным, что король, если он здоровый и нормальный мужчина, имеет любовниц, лишь бы при этом соблюдались приличия. Тут же необходимо заметить, что Людовик никогда не путал любовные дела с государственными. Он не допускал вмешательства женщин в политику, расчетливо отмеряя границы влияния своих фавориток.

Среди многочисленных возлюбленных короля обычно выделяют три фигуры. Бывшая фавориткой в 1661—1667 гг. тихая и скромная фрейлина Луиза де Лавальер, четыре раза рожавшая от Людовика, была, пожалуй, самой преданной и самой унижаемой из всех его любовниц. Когда она стала не нужна королю, то удалилась в монастырь, где провела остаток своей жизни.

Несмотря на то, что она не отличалась красотой и немного прихрамывала, ей удалось очаровать молодого короля своей миловидностью, природной грацией и приветливым нравом. Лавальер отличали ангельская скромность и целомудрие, наложившие отпечаток и на женскую моду того времени. Именно ей дамы обязаны стремлением создать удобные домашние наряды, столь необходимые для семейной жизни.

В некотором роде контраст по сравнению с ней представляла Франсуаза-Атенаис де Монтеспан, «царившая» (с.422) в 1667—1679 гг. и родившая королю шестерых детей. Это была красивая и гордая женщина, уже бывшая замужем.

Чтобы супруг не мог увезти ее от двора, Людовик дал ей высокий придворный чин сюринтендантки двора королевы. В отличие от Лавальер, Монтеспан в окружении короля не любили: один из высших церковных авторитетов франции епископ Боссюэ даже требовал удаления фаворитки от двора. Монтеспан обожала роскошь и любила приказывать, но и она знала свое место.

Период с 1667 по 1679 г., именуемый периодом расточительной мотовки, высокой и статной, остроумной и высокомерной, страстной и коварной южанки, с удивительными формами и пламенным взором, госпожи Франсуазы-Атенаис де Монтеспан (1641-1707),

В это время костюм отличался сложностью и пышностью, декоративной изощренностью и излишней роскошью: золотые кружева, золотая парча, золотые вышивки, золото на золоте, бриллиант на бриллианте. Как писала знаменитая модница той поры мадам де Севинье: «Все это перевито золотом, и все это перемешано с золотыми вещичками, а все вместе составляет платье из необыкновенной ткани. Надо было быть волшебником, чтобы создать такое произведение, выполнять эту немыслимую работу». Таков был костюм маркизы де Монтеспан.

Мадам де Монтеспан с детьми

Время с 1677 по 1681 г. определялось вкусами мадемуазель Марии-Анжелики де Фонтанж 1561-1681) — безукоризненной красавицы со светло-пепельными волосами и огромными светло-серыми бездонными глазами, молочной кожей и естественно-розовыми щечками. Девица Фонтанж пленила короля молодостью, свежестью, как бы сказали сегодня, невероятной сексапильностью, но уж никак не умом, весьма ограниченным. Одна из придворных дам, Лизелотта фон Пфальц, писала, что она была прелестна, как ангел, от кончиков пальцев ног до корней волос. Даже люто ненавидевшая ее мадам де Монтеспан называла Марию-Анжелику прекрасной... статуей — столь восхитительны были ее формы.

В ту пору костюм освободился от вычурных форм предыдущего периода, стал изысканнее и проще, но не утратил кокетливости. И вообще, все связанное с Фонтанж носило отпечаток изящной игры. Именно Фонтанж, играя в крестьянку или торговку, сделала обязательным ношение фартука (таблие). Чисто декоративный, но, как правило, из драгоценного кружева, он из чисто плебейской одежды превратился в парадный «фасад» женского аристократического платья.

Благодаря Фонтанж вошла в моду прическа названная в ее честь, - «а-ля Фонтанж». Сколь интересна история возникновения этой кокетливой прически, столь поучительна и судьба ее красива создательницы.

Как-то в 1680 г. на охоте в лесах Фонтенбло красавица, носясь на коне, растрепала свою прическу, чтобы поправить ее, нисколько не смущаясь, подняла на глазах у всего опешившего двора подол юбки до бедра, сняла красную подвязку от чулок и кокетливо перевязала ей свои прекрасные волосы. Бантики кружевной подвязки расположились лесенкой надо лбом красавицы. Эта незатейливая импровизированная прическа очаровала короля, и он попросил свою возлюбленную, чтобы она другой не носила. Естественно, что уже на следующий же день ее примеру последовали все придворные дамы и девицы (если таковые еще имелись) в надежде на соответствующую благосклонность короля-Солнце, и прическа «а-ля Фонтанж» вошла в моду на 30 лет.

На сооружение фонтанжа уходила масса времени, что не позволяло женщинам не то что мыть голову, но даже ежедневно расчесывать волосы. Даже аристократки делали это раз в 1-2 недели, мещанки же причесывались и того реже - раз в месяц. Благодаря этому распространенным явлением при королевских дворах становятся неприятные насекомые - вши и блохи.

На какой-то период европейские красавицы отказались от фонтанжа, когда в 1713 г. на приёме в Версале англичанка, герцогиня Шрусбери, предстала перед Людовиком XIV с гладко зачесанными волосами. Тотчас в моду вошла маленькая, гладкая причёска с рядами ниспадающих на плечи локонов. Популярность маленьких причёсок сохранялась довольно долго, -до 70-х годов XVIII в.

Судьба прехорошенькой госпожи Фонтанж трагична. 21 июня 1681 года в возрасте 22-х лет она скончалась от воспаления легких, осложненного потерей крови при родах. Одно время ходили слухи об отравлении ее ревнивой и властной экс-фавориткой де Монтеспан, но как обстояло дело на самом деле нам не дано узнать...

В отличие от Генриха IV , сходившего в 56 лет с ума по 17-летней Шарлотте де Монморанси, овдовевший в 45 лет Людовик XIV вдруг стал стремиться к тихому семейному счастью. В лице своей третьей фаворитки Франсуазы де Ментенон, которая была старше его на три года, король нашел то, что искал. Несмотря на то, что в 1683 г. Людовик вступил с Франсуазой в тайный брак, его любовь была уже спокойным чувством человека, предвидевшего старость. Красивая, умная и набожная вдова известного поэта Поля Скаррона была, очевидно, единственной из женщин, способной оказывать на него влияние.

С «воцарением» Ментенон в костюме обнаружилась тенденция к строгости и умеренности. Например, очень откровенное декольте времен госпожи Монтеспан, сменилось почти глухим платьем. Под влиянием Ментенон король даже ввел полицию нравов для борьбы с излишне глубоким декольте. Полицейские на улице стали измерять линейкой глубину декольте у галантных дам. Наказание было весьма оригинальным: у «провинившихся» срезали волосы — для париков требовалось много материала. Излишняя мишура в виде кружев и лент отпала.

В XVII веке нижнее белье — кальсоны — женщины, как известно, не носили, считая это позорным.

А вот форма и, отчасти, глубина выреза менялись. Все зависело от прихоти очередной фаворитки. Сначала, во времена мадам де Лавальер, декольте имело форму неглубокого овала, затем, когда настал черед госпожи де Монтеспан, у которой по восторженным отзывам льстивых современников была грудь, «в которой можно было утонуть», декольте стало столь бесстыдно открытым и глубоким, что кавалер получал исчерпывающую информацию о его содержимом.

Людовика XIV еще при жизни называли Король-Солнце. Именно при нем Франция сделалась столицей моды. Сам король диктовал стиль одежды и вводил в моду те или иные предметы. Его парики, каблуки и трости перенимал весь цивилизованный мир, а его фаворитки тут же становились иконами стиля. Мода Короля-Солнца прошла 4 этапа — от легких и непринужденных одеяний юности до суровой, почти пуританской стилистики заката.

Источников очень много.

Когда мы говорим о Людовике XIV, мы сразу же думаем о Версале, где предпочитал проживать король - Солнце, немного вдали от Парижа. И все же король не забросил свою столицу, поэтому даже сегодня мы можем любоваться великолепными памятниками архитектуры, созданными по воле могущественного короля! Он также установил новые правила, которые сильно изменили жизнь парижан. Вы приглашайтесь в Париже Людовика XIV!

Город под стать Людовику Великому

Создавая Версальский дворец , король не забывал и о расширении Лувра - королевской резиденции того периода. Таким образом, Людовику XIV мы обязаны великолепной колоннадой Лувра, кстати, построенной Клодом Перро (братом знаменитого французского сказочника)

Как только колоннада была завершена, взялись за строительство Дома Инвалидов - величественной больницы для раненых солдат королевской армии. В то же время парижане увидели появление Ворот Сен-Ден и и Сен-Мартен (арки построенные на королевской дороге при въезде в Париж). Наконец, великолепная Площадь Победы , спроектированная Жюлем Мансаром, главным архитектором короля, была построена недалеко от Пале-Рояля в честь его военных побед.

Легендарные учреждения

По просьбе многих ученных Людовик XIV и его верный министр Кольбер основали Академию наук в 1666 году. Сразу же после было решено создать Парижскую обсерваторию , которая оснащенная качественными инструментами, будет иметь международную величину в астрономии и в настоящее время является самой старой действующей обсерваторией в мире. Несколько лет спустя Король-Солнце захотел соединить две труппы парижских театров и королевским указом появился знаменитый театр Комеди Франсе з.

Улучшение освещения

Уставший от Двора чудес (квартал в средневековом Париже, в котором проживает маргинальное население) - Людовик XIV создал пост «генерал-лейтенанта полиции Парижа», на который он назначил некого Николая де ла Рейни, который и отвечал за разгон маргинальных и нищих групп людей в Париже. Король также взялся серьезно за состояние улиц столицы, поэтому он организовал дорожную службу, а также уличное освещение, состоящее из 6500 фонарей освещающих город до полуночи!

Праздник, который оставил свой отпечаток

Даже если самые большие приемы, как правило, проводятся в Версале, Король-Солнце организует для 15000 человек роскошный конный парад (Карусель по - французски) между Лувром и Тюильри в честь рождения своего первенца, Великого Дофина. Этот парад дал имя нынешней площади Карусель, украшенной триумфальной аркой Карусели и с видом на магазины Карусель Лувра .

Людовик взошёл на трон, будучи 4-летним мальчиком. В тот же год французская армия одолела испанцев при Рокруа, а ещё через 5 лет окончилась Тридцатилетняя война. Хотя противостояние Франции и Испании продолжалось, Париж находился в более выгодном положении. Однако внутренняя ситуация страны была не настолько благополучна. Во Франции бушевала гражданская война, целью которой было ограничить власть короля. Уже тогда юный Людовик пообещал себе, что будет править самостоятельно.

В становлении Людовика XIV большую роль сыграл выдающийся министр, кардинал Мазарини. Именно он одолел Фронду (политическая оппозиция) и заключил выгодный мир с Испанией. Вскоре он скончался и 18-летний король прибрал к своим руками всю полноту власти.

Следующим политическим жестом стал переезд монарха в Версальский дворец, где он собрал вес цвет нации. Резиденция короля поражала своим великолепием, а её удалённость от столицы защищала Людовика от оппозиционеров. Кроме того, монарх оградил себя простого народа, что символизировало его абсолютную власть.

Окружив себя лучшими представителями французской нации, король отбирал своих министров и делал это довольно удачно. К примеру, Жан-Батист Кольбер, выдающийся финансист. Именно благодаря его стараниям и таланту, Людовик имел средства для проведения завоевательных походов. Впрочем, не только деньги обеспечивали блестящие победы французской армии. Талантливейший военный министр Лувуа и целый ряд преданных полководцев самоотверженно сражались за Францию и короля!

С 1672 по 1678 год Людовик воевал с Голландией и, хотя французам пришлось отступить, был заключён выгодный мир, вследствие которого Франция присоединила Франш-Конте и другие города в Южных Нидерландах. Позже Людовик обратил своё внимание на Германию и раз за разом приобретал новые приграничные города.

Находясь на пике своего могущества, Людовик практически полностью подчинил себе европейских монархов, однако те, под страхом его агрессии, вынуждены были создавать новые альянсы. Вследствие войн 1688 и1689-1697 годов, на Францию обрушился голод, а после войны за Испанский трон страна и вовсе оказалась на грани иностранного вторжения. Силы Франции были истощены, а на внешней политической арене появился новый серьёзный конкурент – Великобритания. Впрочем, это уже мало интересовало Людовика. В 1715 году, в возрасте 76 лет, Король-Солнце покинул этот мир.

Франция в эпоху короля-солнце Людовика XIV достигла небывалого уровня расцвета и величия на внешнеполитической арене. Но как складывалась придворная жизнь в эту эпоху? Какие идеалы лежали в основе придворной культуры? Дилетант собрал главные правила светского поведения при французском дворе.

Думай как женщина

Нам трудно в это поверить, но для того, чтобы иметь успех у женщин, мужчина должен был вести себя как женщина! Идеалы женского поведения оказались настолько приемлемыми французскими аристократами, что даже французские мужчины-дворяне стали эксплуатировать те формы поведения, которые до этого были типично женскими. В основе поведения аристократа лежит идеал взаимного подчинения. В продолжение диалога обеим сторонам должно было быть комфортно, поэтому в разговоре каждый должен был оставить собеседника в выигрышном положении. Стремление доказать свою правоту было актуальным в академическом споре в университете. Если же после беседы в литературном салоне вы вышли «победителем», знайте, тест на «светскость» вы провалили с треском.

В основе поведения аристократа лежит идеал взаимного подчинения


Честь превыше всего

Французский двор в эпоху короля-солнце активно пытается возродить идеалы рыцарской чести и поклонение Прекрасной Даме. Двор будто создает идиллию райской жизни, красивой и безупречной.
Жюли д’Анжанн, старшая дочь известной светской дамы Екатерины де Вивон, маркизы де Рамбуйе, очень долго была девственна. Холодность и не-страстность была нормой поведения. Руки «несравненной Жюли» в течение многих лет добивался Шарль де Сен-Мор, сочинивший в ее честь сборник из шестидесяти двух мадригалов, музыкально-поэтических произведений. Покровительница театров и изящных искусств, Жюли вышла замуж только в 38 лет.

Холодность и не-страстность была нормой поведения


Женщина в эту эпоху — законодательница вкуса. Сама Жюли была одним из центров, вокруг которого вращалась светская жизнь прославленного литературного салона. Можно было получить известность в салоне, только если ты нравишься женщинам. Аристократ должен был уметь читать, говорить о мелочах, заниматься безделушками, чтобы понравиться даме.

Идеальный мужчина

Мужчина — это, прежде всего, интересный собеседник. Он обязательно должен был обладать широким кругозором и талантом к общению. Настойчивость и прямолинейность, а также прямые вульгарные намеки сексуального характера были совершенно неприемлемы. Аристократы уже в XVII веке поняли, что женщины любят ушами и всячески этим пользовались.

Аристократы уже в XVII веке поняли, что женщины любят ушами

Жизнь напоказ

Придворная культура — это одновременно светская жизнь и дом короля. Еще в легендах о Тристане и Изольде мы видим, как верный рыцарь обязан был ночевать в покоях своего сеньора. Безусловно, за пять веков ситуация определенно изменилась, но сама традиция осталась. Дворец — постоянный, нескончаемый светский прием. Только чтобы поприветствовать короля утром собирались придворные и приближенные монарха. Само общение государя с теми или иными представителями элиты могло показать, кто нынче в чести у короля. А где благосклонность и почтение, там и власть.

Талант как социальный лифт

В эпоху короля Людовика Великого получают распространение многочисленные светские и литературные салоны. Первый из них — салон мадам де Рамбуйе — возник приблизительно в 1607 году. Девушкой Екатерина де Вивон воспитывалась при итальянском дворе, общаясь с самыми образованными и утонченными людьми своей эпохи. Именно она привезла во Францию ту придворную культуру, которая стала распространяться позже по всему королевству.

В эпоху Людовика Великого получают распространение светские салоны


Попасть в салон Рамбуйе можно было исключительно благодаря собственному интеллекту. Уже потом мадам де Рамбуйе говорила о том, что один из поэтов, Венсан Вуатюр, был сыном виноторговца из Анжера. Она говорила: «Неужели вы думаете, что мы приняли его из-за красивого выражения лица и за хороший рост? Нет. Только за то, что он умел хорошо слагать стихотворения». Происхождение здесь было совершенно неважно.
Любой талантливый художник, поэт, музыкант мог послать стихотворение какому-нибудь дворянину. Дворянин, в свою очередь, мог показать это творчество мадам де Рамбуйе, и они вполне могли встретиться. У просвещенных дворян не было никаких аристократических предрассудков.
Подобная история повторится позже с известным комедиографом XVII века Жаном-Батистом Покленом, более известным под псевдонимом Мольер. В 1658 году его и его труппу пригласит в Париж 18-летний Месье, он же герцог Филипп I Орлеанский, младший брат короля Луи. С этого момента начнется активная работа придворного драматурга, ведь сам король предоставит им придворный театр Пти-Бурбон.

Правление французского монарха Людовика XIV называют Великим, или Золотым веком. Биография Короля Солнце наполовину состоит из легенд. Убежденный сторонник абсолютизма и божественного происхождения королей, он вошел в историю как автор фразы

«Государство – это я!».

Рекорд длительности пребывания монарха на троне – 72 года – не побил ни один европейский король: дольше удерживались при власти лишь единицы римских императоров.

Детство и юность

Появление дофина, наследника рода Бурбонов, в первых числах сентября 1638 года народ встретил ликованием. Монаршие родители – и – ждали этого события 22 года, все это время брак оставался бездетным. Рождение ребенка, к тому же мальчика, французы восприняли как милость свыше, назвав дофина Луи-Дьедонне (Богоданный).

Всенародное ликование и счастье родителей не сделали детство Луи счастливым. Спустя 5 лет умер отец, мать с сыном переехали в Пале-Рояль, ранее дворец Ришелье. Наследник престола рос в аскетической обстановке: кардинал Мазарини – фаворит правительницы – перетянул власть, в том числе управление казной, на себя. Маленького короля скупой священник не жаловал: денег на развлечения и учебу мальчика не выделял, в гардеробе Луи-Дьедонне было два платья с заплатами, мальчик спал на дырявых простынях.


Мазарини объяснял экономию гражданской войной – Фрондой. В начале 1649 года, спасаясь от мятежников, монаршее семейство покинуло Париж и поселилось в загородной резиденции в 19 километрах от столицы. Позже пережитый страх и лишения трансформировались в любовь Людовика XIV к абсолютной власти и неслыханному расточительству.

Через 3 года смуту подавили, волнения улеглись, сбежавший в Брюссель кардинал вернулся к власти. Бразды правления государством он не выпускал до смерти, хотя Людовик считался полноправным престолонаследником с 1643 года: ставшая регентом при пятилетнем сыне мать добровольно уступила власть Мазарини.


В конце 1659 года война между Францией и Испанией закончилась. Подписанный Пиренейский договор принес мир, который скрепил брак Людовика XIV и принцессы Испании . Через 2 года кардинал умер, и Людовик XIV взял бразды правления в свои руки. 23-летний монарх упразднил должность первого министра, созвал Государственный совет и провозгласил:

«Вы думаете, господа, что государство – это вы? Государство – это я».

Людовик XIV дал понять, что с этого момента делиться властью не намерен. Даже матери, которую до недавних пор Луи побаивался, было указано место.

Начало правления

Ранее ветреный и склонный к щегольству и кутежам дофин удивил придворную знать и чиновников трансформацией. Людовик заполнил пробелы в образовании – ранее он едва умел читать и писать. От природы здравомыслящий, молодой император молниеносно вникал в суть проблемы и решал ее.


Луи выражался ясно и кратко, государственным делам посвящал все время, но самомнение и гордыня монарха оказались безмерными. Все королевские резиденции казались Людовику слишком скромными, поэтому в 1662 году Король Солнце превратил охотничий домик в городе Версаль, что в 17 километрах на западе от Парижа, в дворцовый ансамбль неслыханных масштабов и роскоши. 50 лет на его обустройство шло 12-14% ежегодных расходов государства.


Первые двадцать лет правления монарх жил в Лувре, затем в Тюильри. Пригородный замок Версаль стал постоянной резиденцией Людовика XIV в 1682 году. После переезда в крупнейший в Европе ансамбль Луи бывал в столице короткими наездами.

Пышность королевских апартаментов подтолкнула Луи к установлению громоздких правил этикета, касавшихся даже мелочей. Чтобы мучимый жаждой Людовик выпил стакан воды или вина, требовалось пять слуг. Во время молчаливой трапезы за столом сидел только монарх, стул не предлагался даже знати. После обеда Людовик встречался с министрами и чиновниками, а если болел, Совет в полном составе приглашался в королевскую опочивальню.


Вечером Версаль открывался для увеселений. Гости танцевали, угощались изысканными блюдами, играли в карты, к которым пристрастился Луи. Салоны дворца носили названия, в соответствии с которыми меблировались. Ослепительная Зеркальная галерея имела в длину 72 метра и в ширину 10. Цветной мрамор, зеркала от пола до потолка украшали внутреннее убранство помещения, тысячи свечей горели в золоченых канделябрах и жирандолях, заставляя серебряную мебель и каменья в украшениях дам и кавалеров гореть огнем.


При дворе короля благосклонностью пользовались писатели и артисты. В Версале ставились комедии и пьесы , Жана Расина и Пьера Корнеля. На Масленицу во дворце устраивались маскарады, а летом двор и челядь выезжали в присоединенную к версальским садам деревню Трианон. В полночь Людовик, покормив собак, уходил в опочивальню, где ложился спать после длинного ритуала и десятка церемоний.

Внутренняя политика

Людовик XIV умел подбирать способных министров и чиновников. Министр финансов Жан-Батист Кольбер укрепил благосостояние третьего сословия. При нем торговля и промышленность процветали, окреп флот. Маркиз де Лувуа реформировал войска, а маршал и военный инженер маркиз де Вобан построил крепости, ставшие наследием ЮНЕСКО. Граф де Тоннер – госсекретарь по военным делам – оказался блестящим политиком и дипломатом.

Управление государством при Людовике 14-м осуществляли 7 советов. Глав провинций назначал Людовик. Они поддерживали владения в боевой готовности на случай войны, содействовали справедливому правосудию и держали народ в повиновении монарху.

Городами управляли корпорации или советы, состоящие из бургомистров. Тяжесть фискальной системы легла на плечи мелких буржуа и крестьян, что неоднократно приводило к восстаниям и бунтам. Бурные волнения вызвало введение налога на гербовую бумагу, следствием которого стало восстание в Бретани и на западе государства.


При Людовике XIV принят Торговый кодекс (Ордонанс). Чтобы воспрепятствовать миграции, монарх издал эдикт, согласно которому у покинувших страну французов отбиралось имущество, а тех граждан, которые поступали на службу к иностранцам кораблестроителями, дома ждала смертная казнь.

Государственные должности при Короле Солнце продавались и передавались по наследству. В последние пять лет правления Людовика в Париже продали 2,5 тысячи должностей на сумму 77 млн ливров. Из казны должностным лицам не платили – они жили за счет налогов. Например, маклеры получали пошлину с каждой бочки вина – проданной или купленной.


Иезуиты – духовники монарха – превратили Луи в орудие католической реакции. У противников – гугенотов – отбирались храмы, им запрещали крестить детей и венчаться. Браки между католиками и протестантами запрещались. Религиозные гонения заставили 200 тысяч протестантов переехать в соседние Англию и Германию.

Внешняя политика

При Людовике Франция много и успешно воевала. В 1667-68 годах войско Луи захватило Фландрию. Спустя 4 года началась война с соседней Голландией, на помощь которой поспешили Испания и Дания. Вскоре к ним присоединились немцы. Но коалиция проиграла, и Франции отошли Эльзас, Лотарингия и бельгийские земли.


С 1688 года череда военных побед Людовика становится скромнее. Австрия, Швеция, Голландия и Испания, к которым присоединились княжества Германии, объединились в Аугсбургскую Лигу и выступили против Франции.

В 1692 году в Шербурской гавани силы Лиги разбили флот французов. На суше Людовик побеждал, но война требовала все больше средств. Крестьяне бунтовали против увеличения налогов, на переплавку пошла серебряная мебель из Версаля. Монарх запросил мира и пошел на уступки: вернул Савойю, Люксембург и Каталонию. Независимой стала Лотарингия.


Наиболее изнурительной оказалась война Людовика за испанское наследство в 1701 году. Против французов снова соединились Англия, Австрия и Голландия. В 1707 году союзники, перейдя через Альпы, вторглись во владения Людовика 40-тысячным войском. Чтобы найти средства на войну, на переплавку отправили золотую посуду из дворца, в стране начался голод. Но силы союзников иссякли, и в 1713 году французы подписали Утрехтский мир с англичанами, а через год в Риштадте – с австрийцами.

Личная жизнь

Людовик XIV – король, попытавшийся жениться по любви. Но из песни слов не выкинешь – это не под силу королям. 20-летний Луи влюбился в 18-летнюю племянницу кардинала Мазарини, образованную девушку Марию Манчини. Но политическая целесообразность требовала от Франции заключения мира с испанцами, который могли скрепить брачные узы Людовика с инфантой Марией Терезией.


Напрасно молил Луи королеву-мать и кардинала позволить ему взять в жены Марию – его заставили жениться на нелюбимой испанке. Марию выдали замуж за итальянского принца, а в Париже состоялась свадьба Людовика и Марии Терезии. Но хранить верность супруге монарха не мог заставить никто – список женщин Людовика XIV, с которыми у него были романы, весьма внушительный.


Вскоре после женитьбы темпераментный король приметил супругу брата, герцога Орлеанского, – Генриетту. Чтобы отвести от себя подозрения, замужняя дама познакомила Людовика с 17-летней фрейлиной. Белокурая Луиза де ла Вальер хромала, но была мила и понравилась ловеласу Луи. Шестилетний роман с Луизой увенчался рождением четверых отпрысков, из них до совершеннолетия дожили сын и дочь. В 1667 году король отдалился от Луизы, подарив ей титул герцогини.


Новая фаворитка – маркиза де Монтеспан – оказалась противоположностью ла Вальер: пылкая брюнетка с живым и практичным умом была с Людовиком XIV 16 лет. Она сквозь пальцы смотрела на интрижки любвеобильного Луи. Две соперницы маркизы родили Людовику по ребенку, но Монтеспан знала, что ловелас вернется к ней, родившей ему восьмерых детей (выжили четверо).


Монтеспан проморгала соперницу, которой стала гувернантка ее детей – вдова поэта Скаррона, маркиза де Ментенон. Образованная женщина заинтересовала Людовика острым умом. Он беседовал с ней часами и в один день заметил, что без маркизы Ментенон ему тоскливо. После смерти супруги Марии Терезии Людовик XIV женился на Ментенон и преобразился: монарх стал религиозен, от былой ветрености не осталось и следа.

Смерть

Весной 1711 года скончался от оспы сын монарха – дофин Людовик. Наследником престола объявили его сына – герцога Бургундского, внука Короля Солнце, но и тот умер через год от лихорадки. Оставшийся ребенок – правнук Людовика XIV – унаследовал титул дофина, но заболел скарлатиной и скончался. Ранее Людовик дал фамилию Бурбон двоим сыновьям, которых ему родила вне брака де Монтеспан. В завещании они значились регентами и могли наследовать престол.

Череда смертей детей, внуков и правнуков подорвала здоровье Людовика. Монарх стал угрюмым и печальным, потерял интерес к государственным делам, мог целый день валяться в постели и дряхлел. Падение с лошади во время охоты стало для 77-летнего короля роковым: Людовик повредил ногу, началась гангрена. Предложенную медиками операцию – ампутацию – он отверг. Монарх сделал последние распоряжения в конце августа и скончался 1 сентября.


8 дней с усопшим Луи прощались в Версале, на девятый останки перевезли в базилику аббатства Сен-Дени и похоронили по католическим традициям. Эпоха правления Людовика XIV закончилась. Король Солнце правил 72 года и 110 дней.

Память

О временах Великого века снят не один десяток фильмов. Первый – «Железная маска» режиссера Аллана Дуона – вышел в 1929 году. В 1998-м Людовика XIV в приключенческой ленте «Человек в железной маске» сыграл . По фильму к процветанию Францию привел не он, а брат-близнец, занявший престол.

В 2015 году на экраны вышел французско-канадский сериал «Версаль» о временах правления Людовика и строительстве дворца. Второй сезон проекта вышел весной 2017-го, в том же году начаты съемки третьего.

О жизни Людовика написаны десятки сочинений. Его биография вдохновила на создание романов , Анн и Сержа Голон, .

  • Согласно легенде, королева-мать родила близнецов, и у Людовика 14-го был брат, которого он скрывал от любопытных глаз под маской. Историки не подтверждают наличие у Людовика брата-близнеца, но и не отвергают категорически. Прятать родственника король мог, чтобы избежать интриг и не возбуждать потрясений в обществе.
  • У короля был младший брат – Филипп Орлеанский. Дофин не стремился сесть на трон, удовлетворяясь тем положением, которое имел при дворе. Братья симпатизировали друг другу, Филипп называл Людовика «маленьким папой».

  • О раблезианском аппетите Людовика XIV слагали легенды: монарх в один присест съедал столько провизии, сколько хватило бы для обеда всей свиты. Даже ночью камердинер приносил монарху еду.
  • Поговаривают, что, помимо крепкого здоровья, причин для непомерного аппетита Луи было несколько. Одна из них – в теле монарха жил ленточный червь (цепень), поэтому Людовик кушал «за себя и за того парня». Доказательства сохранились в отчетах придворных лейб-медиков.

  • Доктора 17 столетия полагали, что здоровый кишечник – пустой кишечник, поэтому Людовика регулярно потчевали слабительным. Неудивительно, что Король Солнце посещал уборную от 14 до 18 раз в день, расстройство желудка и газообразование для него были постоянным явлением.
  • Придворный дантист Дака верил, что нет большего рассадника инфекции, чем испорченные зубы. Поэтому удалял зубы монарху недрогнувшей рукой до тех пор, пока к 40 годам во рту Людовика не осталось ничего. Удаляя нижние зубы, доктор сломал монарху челюсть, а дергая верхние, вырвал кусок неба, из-за чего у Луи образовалось отверстие. В целях дезинфекции Дака прижигал воспалившееся небо раскаленным прутом.

  • При дворе Людовика духи и ароматическая пудра использовались в огромных количествах. Понятия о гигиене в 17 веке отличались от нынешних: привычки мыться у герцогов и челяди не было. Но зловоние, исходящее от Людовика, стало притчей во языцех. Одна из причин – непрожеванная пища, застревавшая в проделанной дантистом дыре в небе короля.
  • Монарх обожал роскошь. В Версале и других резиденциях Луи насчитали 500 кроватей, в гардеробе короля была тысяча париков, а наряды для Людовика шили четыре десятка портных.

  • Людовику XIV приписывают авторство туфель на каблуке с красной подошвой, ставших прототипом воспетых Сергеем Шнуровым «лабутенов». 10-сантиметровые каблуки добавляли монарху (1,63 метра) рост.
  • Король Солнце вошел в историю как родоначальник «Большого стиля» (Grand maniere), который характеризует соединение классицизма и барокко. Дворцовая мебель в стиле Людовика XIV перенасыщена декоративными элементами, резьбой, позолотой.