Что такое гармоничное развитие личности. Практические вопросы развития гармоничной личности. Гармонично развитая личность в узком смысле

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Учреждение образования

“Гродненский государственный университет имени

Янки Купалы”

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Педагогике

Тема: Гармоническое развитие, как понятие и его сущность.

Выполнил: студент

2 курса 4 группы

заочного отделения

Венскевич Сергей. Л.

ПЛАН

1. Аспекты развития гармонично развитой личности в образовании и педагогике

2 . Влияние умственного воспитание, накопление культурных и религиозных ценностей, в взаимоотношении гармоничной личности

3. Роль и влияние физической культуры на основы гармонического развития

4. Вывод

Гармония (греч. harmonia -- связь, стройность, соразмерность) соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В Гармонии получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия. Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения. Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого человека. Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого - главная его цель. Реализация этой высокой цели предполагается в школе как изначальной ступени становления личности, формирования научного мировоззрения, идейной зрелости, политической культуры.

Под воздействием социально-экономических и политических преобразований в нашей стране в последние десятилетия ХХ века система школьного воспитания подверглась серьёзным изменениям не в лучшую сторону. А, попросту говоря, почти уступила место обучению. Естественно, что воспитание, в том числе и эстетическое полностью перешло в ведение родителей, и это в лучшем случае. Многие дети воспитывались под влиянием того социума, в котором проводили время свободное от занятий в школе, а это не только, и не столько родители. Как сейчас принято говорить «их воспитала улица». Естественно, что в таких условиях, ни о каком «чувственном познании» не может быть и речи. И как следствие, наше общество имеет целое поколение молодых людей не умеющих построить свою жизнь гармонично, лишенных эстетического вкуса, с искаженным понятием «прекрасного - безобразного», обделённых возможностью наслаждаться искусством. Психологи давно бьют тревогу, молодёжь не умеет расслабляться. Ритм современной жизни требует напряжённых эмоциональных усилий, а умение любоваться красотой окружающего мира, «видеть» прекрасное это лучшее лекарство от стресса. Цель данного исследования доказать, что именно школа призвана воспитать эстетически развитого, внутренне красивого человека. И у современной отечественной педагогики есть все предпосылки сделать это. «Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное» в этом состоит задача любого учителя, какой бы предмет он не преподавал. Соответственно, объектом данного исследования будет процесс эстетического воспитания в школе, а предметом влияние эстетического воспитания и обучения на формирование гармонично развитой личности. Можно смело утверждать, что одним из важных условий успешной социализации индивида является его эстетическая воспитанность, владение эстетической культурой в любом проявлении жизни: в труде, искусстве, быту, поведении человека. В этом контексте задача эстетического воспитания перекликается с практической социальной педагогикой, цель которой - гармонизация отношений личности и социальной среды. Ещё один довод в пользу школьного эстетического воспитания, это наблюдения автора и изучение психолого-педагогического опыта относительно социального развития личности. Исследования проводились методом наблюдения, изучения продуктов деятельности и теоретического анализа. В советской учебной и научной литературе эстетическое воспитание рассматривалось с позиций диалектического и исторического материализма. В учебниках по эстетике и эстетическому воспитанию было слишком много идеологии, но с точки зрения педагогики система эстетического воспитания в советской школе имела чёткую структуру и научное обоснование, а методы и подходы не утратили своей актуальности до сих пор. Недостатками системы советского периода были: отрицание зарубежного опыта, в чуждых марксистско-ленинской идеологии капиталистических странах, а также подчинение эстетического воспитания и его результатов коммунистическим идеалам. Вместе с тем в литературе 60-х годов прошлого века имеются очень интересные и актуальные для сегодняшнего дня находки в области развития эстетического вкуса у детей. На сегодняшний день количество информации посвященной эстетическому воспитанию в школе явно недостаточно, а проблема стоит достаточно остро. Жизнь ребенка в современном обществе будет по настоящему полноценной и насыщенной эмоционально, если он воспитан «по законам красоты», а где как не в школе он сможет познать эти законы.

Именно в школе должны закладываться такие качества гражданина как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самоуправления. Перед современной школой становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу воспитания.

Австрийский психиатр З.Фрейд (1856-1939) утверждал, что личностное развитие человека в решающей мере зависит от либидо, т.е. от психосексуальных влечений. Если эти влечения не удовлетворяются, это порождает неврозы и другие психические отклонения и сказывается на духовном развитии и поведении личности. Из этого делались соответствующие выводы и в педагогике. Один из этих выводов состоял в том, что если в развитии человека как личности все заранее запрограммировано и носит устойчивый характер, то, следовательно, уже в детском возрасте можно выявлять и измерять интеллект детей, их способности и возможности и использовать эти измерения в процессе обучения и воспитания.

Предметом исследования педагогики, и основной целью (идеалом) современного воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности. Но отдельные авторы, как бы забывая об этом, подчеркивают, что воспитание в современных условиях должно носить другой характер. Подобное уточнение лишено какого-либо научного смысла. В самом деле, если и предметом педагогики, и целью воспитания является их непосредственная направленность на личностное развитие человека, то воспитание попросту не может не быть личностно-ориентированным. Другое дело, что воспитание должно характеризоваться высокой эффективностью и педагогической действенностью. Здесь, действительно, вопросы есть. Естественно, для их успешного решения необходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания; как происходит ее развитие и какие факторы, влияющие на это развитие, нужно учитывать в процессе ее формирования. Эти вопросы имеют существенное значение как для разработки педагогической теории, так и для практической воспитательной работы учителя. Проблемы, связанные с гармоническим развитием человека как личности, освещаются в философии, этике, психологии и других науках. Педагогика же имеет свой, более широкий аспект исследования, особенно если касаться практической стороны воспитания. Немало глубоких теоретических и методических идей по этим вопросам содержится в трудах Я.А.Коменского, Г.Песталоцци, А.Дистервега, К. Д.Ушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, а также многих современных педагогов. Существенное значение для педагогики имеет прежде всего осмысление самого понятия личность и относящихся к нему других научных терминов.

Гармоническое развитие включает в себя не только социальные свойства и качества человека. В этом смысле данное понятие характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно. Для характеристики человека и его сущности важное значение имеет понятие индивидуальности. Индивидуальность как понятие обозначает то особенное и выдающееся, чем отличается один человек от другого, одна форма развития от другой, что придает каждому человеку своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль его деятельности и поведения. В процессе жизнедеятельности человека и личности происходит их развитие. Под развитием следует понимать процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений, которые происходят в связи созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественных взглядов и убеждений.

В связи с изменившимися условиями нашего общества, с изменением экономики, отношением к труду, с развитием рынка данная тема является актуальной. Так как уже со школы дети подростки представляют себе свою профессию, но уметь помочь выбрать данную профессию, помочь ему найти правильный путь в его жизни, очень ответственная задача классного руководителя, школы, родителей. Бурное развитие производительных сил в условиях научно-технического прогресса, интенсификация и автоматизация производства, необходимость кардинального повышения производительности труда, проникновение техники во все сферы жизни, быстрая смена технологии всех производств, возрастание роли совмещения и взаимозаменяемости профессий, резкое повышение доли интеллектуального труда, изменение его характера и содержания и т.п. - все это требует более эффективной и качественной подготовки работника нового, типа, всесторонне образованного, воспитанного и гармонично развитого. В этих условиях профориентация, как управление формированием личности нового человека, вырастает в неотложную народнохозяйственную задачу, приобретает все более системный, комплексный характер, она воплощает в действительность взаимодействие объективных условий социально-экономического характера и субъективных свойств личности, целенаправленное воздействие общества на профессиональное самоопределение молодежи.

Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание. Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими ценностями особенно важно в настоящее время, когда в мире все большее значение приобретают процессы глобализации, рыночной конкуренции и интеграции межгосударственных отношений.

Весьма велика роль в формировании личности морального развития. Жизнь в современном обществе требует высокой культуры поведения и общения между людьми, умения поддерживать благожелательные отношения и тем самым создавать комфортную обстановку для себя, утверждать свое достоинство и личностную самоценность. В то же время наш техногенный и экологически неустойчивый век чреват различными опасностями, и каждому человеку как на производстве, так и в обыденной жизни необходимо проявлять высокую требовательность к себе, уметь пользоваться свободой, строго соблюдать дисциплину труда, отвечать за свои поступки, укреплять устойчивость социальных отношений в обществе.

В развитии и формировании гармонической личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, что, безусловно, может мешать ему в его гармоническом развитии. К тому же современное производство зачастую культивирует гиподинамию (малую подвижность) и однообразные движения, что иногда может приводить к физическому уродованию личности.

Цель системы физической культуры: всемерное содействие формированию человека с гармоническим развитием физических и духовных сил (способностей) на основе всестороннего развития его личностных способностей в процессе физкультурной деятельности (и ее видов) как основы формирования физической культуры человека, являющейся предпосылкой (условием) его непрерывного физкультурного совершенствования на всех этапах онтогенеза, что необходимо для полноценной индивидуальной жизнедеятельности и прогресса общества в целом.

Именно потребность быть всесторонне подготовленным и образованным человеком. Данные задачи системы физической культуры сообразуются с сущностной стороной процесса культурного развития человека и общества, связанной с производством (освоением, созиданием), распространением (обеспечением) и сохранением материальных и духовных ценностей. При этом задачи в большей мере связаны с реализацией ее идейных, научно-методических, программно-нормативных и организационных основ, а также с условиями ее функционирования. Вторая задача непосредственно связана с педагогическими реалиями, отражая основные сущностные черты организационных форм (компонентов) физической культуры, а также непрерывность физкультурного совершенствования человека на протяжении всего его индивидуального жизненного пути.

Вместе с тем под образованием понимается прежде всего процесс и результат творческого развития человека (ребенка), активное освоение непосредственно им культурных ценностей как в педагогически организованных, так и в самодеятельных формах, и именно процесс освоения предмета физкультурной деятельности как основного средства и метода формирования физической культуры человека, сочетающий в себе при рациональных занятиях соматопсихический и социокультурный компоненты (а следовательно, формирование и удовлетворение как духовных, так и материальных потребностей), может служить основой физкультурного образования, в том числе и при обучении школьников двигательным действиям. В процессе обучения важно не просто осваивать требуемые стандартами образования знания, умения, навыки (как педагогом-тренером, так и занимающимися), но и "создать возможности достижения человеком вершин своего развития (используя методы акмеологического проектирования, аффирмации, смысловой диверсификации и рефлексивной организации самосознания личности). Необходимо создать пространство "развивающего общения" . В связи с этим в процессе обучения двигательным действиям важно в более полном объеме взять на вооружение разработанные теории: поэтапного формирования действий и понятий, формирования ориентировочной основы двигательных действий и ряд других, которые в учебниках и учебных пособиях за редким исключением отражаются еще недостаточно, хотя они тесно связаны с личностно ориентированным, развивающим образованием. При этом ведущую роль в этом процессе должна играть социокультурная составляющая, показывающая определяющую роль сознания, мышления в формировании двигательных действий и гармоничного развитие.

Всестороннее развитие гармоничной личности включает в себя еще два компонента. Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоровый человек, и обязанность школы - выявлять и развивать их, формировать у учащихся индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела. Второй компонент относится к производительному труду и его большой роли в формировании личности. Только он позволяет преодолевать односторонность личностного развития человека, создавать предпосылки для его полноценного физического формирования, стимулировать умственное и нравственно-эстетическое совершенствование.

Таким образом, в качестве составных частей всестороннего развития личности выступают: умственное воспитание, техническое (политехническое) образование, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков учащихся и вовлечением последних в посильную трудовую деятельность. Но всестороннее развитие должно носить гармонический, (согласованный) характер. Это значит, что полноценное воспитание должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности. Если та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом.

В последнее время понятие всестороннее и гармоническое развитие личности иной раз трактуется как разностороннее развитие, поскольку, дескать, всестороннее развитие осуществляется не в полной мере. Вряд ли подобная подмена устоявшихся понятий является обоснованной. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая тенденция. Мера же и глубина этого развития зависят от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам самой личности. Понятие же разностороннее развитие такого выразительного терминологического смысла не имеет и может трактоваться как угодно, чего наука обычно должна избегать. Воспитание -- это не только наука, но и искусство. Если воспитание как наука дает нам ответы на вопросы -- что? то на вопросы -- как? каким образом? дает нам ответы методика воспитания, т. е. искусство воспитывать умственно развитых и гармонично воспитанных людей в обществе.

ВЫВОД

Педагогика- это не только наука, которая дает нам те знание, которые мы захотели бы узнать у того или другого источника, который, владеет такой информацией. Педагогика является основным предметом воспитания личности и ее гармонического развития в различных информационных и политических сферах. Само развитие гармонична развитого интеллекта состоит не только в педагогическом воспитании, но и других прилежащих к ней функций. Педагогическое воспитание составляет комплекс различных материалов из других тематик (психологии, философии, физической культуры и многих других тем). Педагогика- это продвижение человеческой культуры, гармоничного понимание мира, умственного и нравственного воспитание из никого в кого- то. Человек сам должен определить, в каком мировоззрении ему придется жить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Учебник гармонии, М., 1969; Тюлин Ю. и Привано Н.

2. Теоретические основы гармонии, 2 изд., М., 1965;

3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

4. Визитей Н.Н. Физическое совершенство как характеристика всесторонне и гармонически развитой личности (Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека): Сб. науч. тр. М., 1985, с. 35-41.

5. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

6. Новиков А.Д. Физическое воспитание. - М.: ФиC, 1949. - 134 с.

7. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. - Минск, 2003.

8. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3 - 7.

Подобные документы

    Анализ истории развития понятия гармоничной личности. Рассмотрение различных подходов к проблеме ее формирования. Характеристика здорового образа жизни. Процесс формирования гармонично развитой личности как цель воспитания. Понятие "природосообразности".

    курсовая работа , добавлен 28.11.2016

    Теоретическая основа влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка. Основные подходы к изучению отцовства. Роль отца в формировании личности ребенка. Полная семья как условие гармоничного развития личности. Факторы развития личности.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Воспитание современной личности. Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе. Проблемы развития и воспитания в коллективах. Система воспитания как условие развития личности. Роль активности самой личности в собственном развитии.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2011

    Особенности психического и физического развития младших школьников. Условия создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности. Методика использования игровых приемов в образовательном процессе.

    дипломная работа , добавлен 13.01.2015

    Общее понятие личности, роль обучения в ее развитии. Формирование личности и становление ее свойств, этапы развития социального "Я". Представления о совершенном человеке у классиков педагогики. Педагогические закономерности формирования личности.

    реферат , добавлен 12.09.2011

    Теоретические основы проблемы развития самоценности личности в процессе воспитания младших школьников. Условия и средства развития самоценности личности у младших школьников. Педагогическая сущность формирования духовно–нравственных ценностей человека.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2010

    Понятие, сущность и цель современного образования. Структура и содержание образования. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Роль обучения и воспитания в развитии личности. Педагогические закономерности формирования личности.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2012

    Физкультура как часть общей культуры общества и как цель физического воспитания, ее структура и задачи. Методы формирования физической культуры личности, направленные на приобретение знаний, на овладение двигательными навыками и на их совершенствование.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Роль умственного развития дошкольника в общей системе развития личности. Комплексная программа воспитания и развития "Радуга". Методика обеспечения единства эмоционального и познавательного развития детей на занятиях в игровой занимательной форме.

    творческая работа , добавлен 28.09.2010

    Гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной личности. Сущность, диагностика и развитие творчества и творческих способностей. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Гармонично развитых людей отличает любознательность. Они многим интересуются, причем не формально, а всерьез. У таких людей отлично получается заниматься, например, и музыкой, и спортом, и кулинарией.

Не путайте таких индивидов с теми, кто постоянно бросает одно занятие, как только встретит первое препятствие, и начинает новое, пока не потеряет к нему интерес.

С разносторонними людьми можно поговорить на самые различные темы, будь это экономика или культура, политика или бытовые вопросы. Такие личности искусно умеют находить тему для беседы и давать ей развитие.

Гармонично развитые люди могут быть хорошими друзьями, значит, их круг знакомства достаточно широк. Ведь у них находится что-то общее и с коллегой, и с однокурсником, и с соседом.

Баланс

Человек, характер которого развит сбалансированно, обладает самыми различными качествами. Он может быть одновременно экономным и щедрым, сдержанным и ранимым, веселым и чутким. Такой уравновешенный склад характера позволяет своему обладателю удачно подстраиваться под внешние обстоятельства совершенно без ущерба для себя.

Чтобы скорректировать свое поведение, человеку с гармонично развитым характером не нужно ломать свое «я». Он просто как бы вытаскивает наружу нужную черту, не изменяя себе.

Когда гармонично развитые люди проходят какие-либо тесты на , они получают средние результаты. Если такого индивида попросить ответить на ряд вопросов с целью определения, например, темперамента или типа мышления, можно получить приблизительно равное количество балов в пользу каждого из вариантов.

Именно такие результаты свидетельствуют о том, что человек развит сбалансировано.

Таким людям бывает сложно определиться с профессией. Ведь все у них получается примерно одинаково неплохо, многое нравится. Отличным выходом из такой ситуации станет определение главной страсти в качестве основной профессии. Остальные увлечения при этом могут стать второстепенными специальностями или хобби. Если трудно выделить даже главный интерес, пусть это будет наиболее доходная сфера деятельности.

Личная жизнь

Построение личной жизни не должно быть проблемой для гармонично развитого человека. Он легко уживается со многими характерами и в различных людях способен найти что-то свое. Такие люди обычно довольно умны и понимают, как именно нужно работать над отношениями.

Союзы, в которых есть люди данного типа, могут быть счастливыми и долгими. Ведь партнеру всегда приходится открывать что-то новое в любимом , и это подогревает интерес к нему.

Видео по теме

Источники:

  • Гармоничное развитие личности

Вопросы правильного развития ребенка беспокоят многих ответственных родителей. Многие модные методики воспитания, предлагаемые сегодня, делают акцент на развитии только интеллекта и творческих способностей. Однако для воспитания гармоничной личности необходимо уделять внимание всем пяти основным сферам – физической, интеллектуальной, социальной, эмоциональной и духовной.

Инструкция

Развивайте ребенка физически. Проблемы со здоровьем часто приводят к тому, что ребенка не столько развивают, сколько лечат. С самого раннего возраста обеспечьте все условия для двигательной активности малыша – делайте зарядку, больше гуляйте, играйте в подвижные игры, водите его в секцию, в бассейн. Следите за тем, чтобы у ребенка развивалась и крупная моторика, и мелкая. Первая способствует нормальной деятельности всего организма, вторая – содействует усилению мозговой активности. Кроме того, спорт развивает и такие положительные качества, как уверенность, смелость, настойчивость. Уделите внимание и правильному питанию ребенка – растущий организм должен получать полный набор необходимых питательных веществ, витаминов и микроэлементов. А забыть желательно про сладости, фаст-фуд, газированные напитки.

Формируйте интеллектуальную сферу ребенка. Чем больше навыков усвоит ваш малыш, чем больше знаний он получит, тем разностороннее и гармоничнее будет его личность. Практически все дети с жадностью впитывают новые знания. Учите его иностранным языкам, чтению, счету, рисованию, музыке. Ставьте химические и физические опыты, играйте в шашки и шахматы, наблюдайте за окружающим миром, посещайте выставки, театры и музеи. Высокий интеллект и широкие познания помогут вашему ребенку успешнее реализовать себя и добиться успеха во взрослой жизни.

Помогите ребенку реализовать себя и в социальной жизни. В эту сферу входят общение, умение излагать свои мысли и понимать других людей. Учите ребенка играть со сверстниками и уметь действовать совместно с группой детей. Объясните малышу такие понятия, как дружба, взаимовыручка. Хорошо развивают социальные навыки сказки и фольклор, в которых ребенок может найти ответы на многие вопросы, узнать о некоторых моделях поведения.

Поощряйте эмоциональное развитие ребенка, в которое входят умения сопереживать, сочувствовать, управлять своими эмоциями. Вы должны помнить, что именно установки родителей в основном формируют поведение сына или дочери. Если малыш воспитывается в бедной эмоциями среде, он и сам будет скуп на чувства. Не позволяйте себе негативных установок: «С таким характером у тебя не будет друзей», «Мальчики не плачут». Хвалите ребенка, заботьтесь о его душевном равновесии, безопасности и ваш малыш будет жить с радостью и миром в душе.

Прививайте ребенку морально-нравственные ценности и заботьтесь о его духовном воспитании. Учите малыша правильно оценивать поступки. Объясните, что драться, обзываться, мусорить – плохо, ценить по достоинству, благодарить, помогать – хорошо. Самый важный пример – это пример родителей. Бесполезно учить сына или дочь уважительному отношению к старшим, если вы сами говорите о пожилых людях с пренебрежением. Приобщайте ребенка к вере, научите его любить природу, заботиться о слабых. Это обогатит его чувства и интеллект, сделает жизнь яркой и интересной.

Совет 3: Что препятствует гармоничному развитию юного создания?

Все мамы и папы стараются вырастить своего малыша здоровым и умным человеком. В наше время открылось большое количество детских центров для развития юных созданий. Книжные магазины предлагают большое количество литературы по образованию подрастающего поколения. Однако мамы и папы всё равно задаются вопросом о том, как нужно воспитывать чадо. Они желают, чтобы ребёнок добился успехов в жизни. Но нередко применяют неверные методы воспитания отпрыска.

Как правило, взрослые то и дело говорят малышу, что он должен стать первым учеником в классе, чтобы после окончания школы без проблем поступить на выбранный факультет. Естественно, мамы и папы при этом руководствуются самыми лучшими побуждениями. Однако следует помнить, что юное создание должно развиваться всесторонне. Подавляющее количество взрослых практически не разбирается в психологии ребёнка. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие мамы и папы допускают всевозможные ошибки.


Какие же? Как мы знаем, некоторые женщины постоянно сравнивают своих чад с детьми своих знакомых. К примеру, дама рассказывает своей приятельнице о том, что её сын научился читать за очень короткое время. А та про себя по поводу того, что её дочь терпеть не может книги.


В описываемом казусе нужно помнить, что каждое юное создание развивается по-разному. Допустим, сейчас малыш не желает даже смотреть на книги, а спустя некоторое время его заинтересует какой-нибудь рассказ, после чего он постоянно будет просить взрослых, чтобы те покупали больше книг.


Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок как можно скорее научился читать, то должны приобрести для него какую-нибудь интересную книгу.


Однако имейте в виду, что малыша мало лишь научить читать. Ему необходимо развиваться как физически, так и духовно. Нелишним будет записать его в спортивную секцию.


Малыш также должен интересоваться растениями и зверями. Книги помогут вам дать ему основные знания об иных государствах. Обязательно научите юное создание разбираться в нынешней моде.


К сожалению, подавляющее количество мам и пап смотрят на своё чадо как на должника. Многим детям приходится слышать от родительниц следующее: «Я не смогла повторно выйти замуж только потому, что ты постоянно болел. А ты оставляешь меня в выходные».


Некоторые мамы не умеют учить малыша себя обслуживать. Что можно сказать относительно этого? Ребёнок рано или поздно понемногу все научится делать сам. Однако вы не должны его одёргивать.

Многие века передовые умы человечества мечтали о гармоническом развитии личности, т. е. о всестороннем развитии физических качеств, умственных способностей и высокой нравственности человека. Однако мечты об идеальной личности оставались утопией. В обществе, основанном на эксплуатации человека человеком, безработица, нищета, социальное неравенство приводят к тому, что дети неимущих классов растут физически ослабленными и не имеют широких возможностей для полноценного духовного развития.

К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что только «общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности». С возникновением марксизма вопросы воспитания были возведены в степень науки о гармоническом развитии физических и умственных способностей личности в период социализма и коммунизма.

С победой Октябрьской революции впервые в истории человечества открылись возможности для практического осуществления идеи о гармоническом развитии личности. Идеал гармонического, всестороннего развития личности в социалистическом обществе впервые стал реальной целью воспитания. Открылись возможности для практического осуществления идеи о гармоничном, всестороннем развитии личности. Было осуществлено равенство граждан независимо от пола, религии, национальности, всем было предоставлено равное право на труд, на образование.

Задачу создания новой системы воспитания В. И. Ленин выдвигал в числе важнейших государственных задач, требующих самого серьезного внимания.

Говоря о содержании всестороннего воспитания, В. И. Ленин неоднократно указывал, что оно должно обязательно включать физическое воспитание. В физических упражнениях В. И. Ленин видел источник здоровья, замечательное средство подготовки к труду, прекрасный отдых. «Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт - гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода,- разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно!» - писал В. И. Ленин.

Определяя пути формирования человека коммунистического общества, наша партия ставит своей целью необходимость «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Сочетание идейной убежденности, высокой образованности, воспитанности, нравственной чистоты и физического совершенства - необходимые качества гармонически развитой личности. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев отмечал: «Великое дело - строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы».

Физическое совершенство - это хорошее здоровье, совершенное и всестороннее развитие всего организма, высокий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений. Физическое совершенство следует рассматривать не как перспективу отдаленного будущего, а как повседневную практическую задачу каждого члена нашего общества и всей работы в области физической культуры. Всеми необходимыми качествами гармонически развитой личности обладал В. И. Ленин. Первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко писал: «Ленин был физически крепкий, сильный человек. Его коренастая фигура, крепкие плечи, короткие, но сильные руки - все обличало в нем недюжинную силу. Ленин умел, поскольку он мог, заботиться о своем здоровье. Поскольку мог, то есть поскольку позволяла это его чрезмерно напряженная работа. Он не пил, не курил. Ленин был физкультурником в самом точном смысле слова: он любил и ценил свежий воздух, моцион, прекрасно плавал, катался на коньках, ездил на велосипеде. Будучи в Петербургской тюрьме, Ленин каждый день делал гимнастику, шагал из конца в конец камеры. В эмиграции каждый свободный день мы целой компанией уезжали за город на велосипедах». Гармонически развитыми личностями можно назвать и наших космонавтов, сочетающих в себе высокий патриотизм, профессиональное мастерство, физическое совершенство. В космическом полете закалка, выносливость необходимы так же, как и научно-техническая подготовка, широкий кругозор, готовность в любую минуту прийти на помощь товарищу.

Всестороннее развитие личности - процесс длительный, и было бы наивно полагать, что в таком‑то году все люди будут гармонически развиты. Конечно, такое время наступит, и наш долг - его приблизить.

Активное участие в общественной жизни школы, хорошая успеваемость, инициативность и самостоятельность, воспитание чувства коллективизма и укрепление своего здоровья - вот что в первую очередь требуется от молодежи.

Экология жизни. Люди: К Любви способна только гармоничная личность. Человек в дисгармонии – не любит, он ожидает любовь. Если мы находимся в режиме ожидания, дефицита, то получая что-то мы этим не удовлетворены.

К Любви способна только гармоничная личность. Человек в дисгармонии – не любит, он ожидает любовь. Если мы находимся в режиме ожидания, дефицита, то получая что-то мы этим не удовлетворены. Все блага, духовные и материальные: здоровье, богатство, отношения, истинное счастье, абсолютное знание приходят к человеку тогда, когда он находится в гармонии. В Ведах сказано: просто станьте гармоничными, и вам всё откроется изнутри, просветление само придет к вам.

Гармоничный человек развивается на 4 уровнях:

Физический уровень отражает физическое и ментальное здоровье.

Физическое здоровье – это важный фактор для духовного развития. Если у вас нет здоровья, то вы не сможете наслаждаться материальным миром и делать успехи в духовном. Физический уровень состоит из следующих элементов:

Забота о теле. Регулярные чистки внутренних органов (кишечника, печени и почек).

Правильное питание. Наше физическое и ментальное здоровье зависит от питания: что мы едим, где, как, с кем и, что очень важно, когда и в какое время суток.

Вода. Наше тело и мозг должны получать регулярно чистую воду. Именно воду, а не чай и различные напитки. Желательно пить около 2-х литров в течение дня. Йоги, которые живут долгой и здоровой жизнью, пьют каждые 15 минут по несколько глотков.

Позвоночник. От состояния позвоночника зависит все тело. В восточной медицине говорят, что гибкость позвоночника показывает, насколько долго будет жить человек. Также от этого зависит мышление. Например, если ты ходишь ровно и улыбаешься, у тебя непроизвольно улучшается настроение.

Дыхание. В восточной культуре есть различные дыхательные техники, которые помогают сформировать сильный иммунитет, быть энергичным, быстро выздороветь в случае тяжелой болезни. Например, в ведантизме это пранаяма, в китайской культуре – гимнастика цигун, ушу и т. д. Важно иметь спокойное, умиротворенное дыхание. Йоги говорят: чем чаще ты дышишь, тем меньше тебе жить, и, соответственно, наоборот.

Сон. Важно иметь правильный достаточный сон. Следует знать, что самый полезный сон с 9 вечера до 5 утра.

Посты. Важно регулярно поститься, осознанно воздерживаться от приема пища. Для тела и ума, а также для воспитания характера важно воздержание от пищи.

Сексуальная жизнь. Все сексуальные извращения, да и просто потакание своему вожделению, забирают много тонкой энергии, ухудшают общее состояние человека. В наш век все направлено на то, чтобы превратить человека в раба полового члена, сделать его примитивным сексуально озабоченным потребителем.

Физические упражнения. И для тела, и для ума очень важно много двигаться. Лучшее – это быстрая ходьба, плавание. Также полезны танцы и йога.

Природа . Нужно как можно больше бывать на природе. Просто пребывание там, особенно в горах, на море, может быстро привести в порядок ментальное состояние, резко усилить иммунитет. Лучше, конечно, вообще жить на природе.

Искоренение всех вредных привычек: курение и спиртное, включая пиво убивают красоту, молодость, сильно старят. Имея вредные привычки человек не может быть физически и психически здоров и счастлив. Регулярный полноценный отдых. Полный отход от всех дел, как минимум раз в неделю и раз в несколько месяцев на неделю или две.

Социальный уровень включает в себя следующее:

Найти свое предназначение и жить в соответствии с ним. Подобно тому, как у каждой клетки или органа в нашем теле есть предназначение, так и у каждого живого существа есть свое предназначение в этой жизни. Очень важно его понять и следовать ему.

Состояться как мужчина или женщина. Мужчина должен развивать мужские качества. Прежде всего – уметь брать на себя ответственность, быть смелым, логичным, последовательным. Если мужчина не монах, он должен брать ответственность за женщину и детей на всю жизнь, сделать их счастливыми и обеспеченными. Для женщины – развитие женственности, умение заботиться, интуитивный подход к жизни, стать хорошей матерью и женой.

Выполнение своего долга в семье (муж-жена; родитель-ребенок). Вселенная перестает помогать человеку, который не служит своей семье. Тем более, если человек уходит от семейных обязанностей, не хочет заводить семью и детей. Исключения относятся к тем, кто полностью отрекся от мира и живет очень аскетично. Но в семье, в служении обществу учиться высшей мудрости можно не меньше.

Улучшение судьбы своего рода, служить своему роду, почитать своих предков, какими бы они ни были.

Умение зарабатывать деньги. Это относится к мужчинам. Но правильное отношение к деньгам важно всем. К деньгам нужно относиться как к энергии Бога, уважительно, но без жадности. Кроме того, нужно уметь жить счастливо и умиротворенно вне зависимости от количества денег.

Правильно строить и поддерживать отношения с другими людьми. Уметь устроить счастливую и гармоничную личную жизнь. То, как мы можем любить, проявляется в отношениях. Все, что мы ставим выше отношений, – мы теряем.

Приносить своей жизнью благо миру, в первую очередь близким. Мы должны чувствовать и видеть, что живем не зря, что благодаря нашей жизни хоть кто-то становится более счастливым и здоровым и, главное, любящим.

Интеллектуальный уровень отражает мудрость и разум человека

В современной культуре принято считать человека интеллектуальным в зависимости от того, сколько он прочел книг, сколько языков знает, сколько у него научных степеней. Но к определению данного слова это практически не относится. Про такого человека более правильно сказать, что он умный. По-настоящему интеллектуальный человек:

Ставит цели (на день, неделю, год, и несколько лет) и их целенаправленно достигать.Особенно это важно для мужчин. Ибо три главных качества гармоничного и успешного мужчины – это целеустремленность, бесстрашие и щедрость.

Знает, что цель жизни может быть только на духовном уровне – это Божественная Любовь. И для него это главная ценность жизни, к которой он идет.

Знает, что мы есть душа, дух, а не физическое или ментальное тело.

Отличает временное от вечного, выбирая путь, который благоприятен для гармоничного развития, увеличения любви в душе и отвергая все, что неблагоприятно для этого.

Умеет концентрироваться, добиваться спокойствия ума и контроля пяти чувств.

Способен менять свою судьбу. Только человек с сильным, одухотворенным разумом, а также с большой силой воли и умением добиваться своих возвышенных целей способен изменить свою судьбу и идти своим путем, благодаря способности менять свой характер и формировать правильное мировоззрение.

Отслеживает свои эмоции и таким образом не попадать под их влияние.

Духовный уровень – основа всего

Именно в нем присутствует истинная реальность. Если духовный уровень развит слабо, то все уровни будут разрушаться и причинять страдания. Это внутренняя наполненность, духовно-нравственные ценности, знания о Душе.

Самое главное, чего не может дать материя, и что является главным сокровищем вечного духовного мира – это безусловная любовь. Этот мир может только наделять человека страхами, привязанностями и зависимостями, желанием потреблять. Душа – это безусловная любовь.Следовательно, главный показатель «духовной продвинутости» человека – насколько он живет безусловной любовью. Подлинная духовность – это любовь. Убери любовь, и все потеряет смысл, станет приносить огромные страдания: и еда, и секс, и социальная жизнь, и интеллектуальные игры и т. д.

Насколько человек может жить здесь и сейчас, то есть в реальности, – настолько он одухотворен. Душа вне времени и пространства – для нее нет прошлого и будущего, а только настоящее. Только в состоянии «здесь и сейчас» можно испытывать безусловную любовь. Совершенство жизни – это просто быть любящим присутствием.

Бескорыстие. Душа, наше высшее Я, – это любовь . Попадая в этот мир, человек покрывается ложным эго, эгоизмом, который разрушает его жизнь, потому что эго хочет потреблять и жить для себя. В духовном мире или в обществе святых приятно находиться, потому что там все служат друг другу. Любовь можно ощутить, только когда мы жертвуем, отдаем, заботимся в смиренном состоянии ума, не ожидая ничего взамен. Поэтому также можно сказать, что подлинная духовность – это и бескорыстие, и служение, без ожидания награды.

Важнейший показатель духовности – умение видеть Божественное во всем и во всех. Ведь нет ничего вне этого. Видя и ощущая Божественное во всем, ты все больше чувствуешь единство со всем и всеми. Все в этом мире связано: каждое событие, каждое живое существо.

Служение. Все в природе служат, выполняют какую-то роль. У человека есть выбор: служить себе или служить всем. По-настоящему духовный человек – бескорыстный и, следовательно, больше служит. Это подразумевает служение своей семье и обществу.

Отсутствие осуждения, жестких оценок, а также фанатичной уверенности в какой-то философской или религиозной доктрине. У гармоничного человека любовь постоянно увеличивается, ему открываются все более глубинные знания, понимание и видение мира. Но когда человек верит в какую-то застывшую концепцию и считает, что может быть только так, он резко останавливается в своем развитии. опубликовано

Формирование гармонично развитой личности.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Неизменный факт в нашем изменяющемся обществе то, что музыкальное развитие детей в системе дополнительного образования является центром, ядром созидания и воспитания личности будущего, она служила и будет служить для того, чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности.

Среди исследователей феномена творчества существуют две точки зрения: одни полагают, что обучить творчеству невозможно, другие утверждают, что творчеству можно научиться. Профессор В.Г.Максимов придерживается взгляда, что обучить творчеству невозможно, но это вовсе не значит, что не нужно содействовать его формированию и развитию. Он утверждает, что без определенных задатков педагога невозможно ожидать от него творческого подхода к профессии. Должны присутствовать такие качества, как любовь к детям и к своему делу, высокая нравственная и эстетическая культура, искусство владения словом, особая чуткость и внимание к миру детских переживаний чувств. Эти качества составляют ядро личности педагога-мастера, которое делает человека личностью и профессионалом.
Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов - раскрыть эти способности, развить их. Однако "разбудить" способности ребенка - не значит открыть какой-то клапан и дать простор природе человека. Способности формируются постепенно в процессе активной деятельности на занятиях музыкального воспитания. В ее обеспечении велико значение целенаправленной системы педагогических воздействий, достаточно гибких, тонко учитывающих особенности детей. Творческие задатки обучающегося проявляются в его инициативности, активности и самостоятельности.

Творчество предполагает стойкий познавательный интерес к музыке. Развивать это качество необходимо в рамках занятий, используя систему специальных заданий, причем особое внимание должно уделяться умению обучающегося высказывать свою точку зрения, находить объяснения к прослушиваемым музыкальным произведениям и формировать таким образом личностное отношение к содержанию музыки. Такой процесс сугубо индивидуален, как и само творчество.

Творческий процесс в широком смысле слова - это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей.

Как же научить ребенка мыслить творчески? Давайте прислушаемся к советам В.А.Сухомлинского. "Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на занятиях о предмете изучения все, что вы знаете, под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал". "...Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание, прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка".

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В связи с этим повышается роль музыкального воспитания как условие для формирования творческой, гармонически развитой личности.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка отводится семье. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача педагога – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Это посещение театров концертов, коллективный просмотр музыкальных телепередач, празднование «Дней рождений» и других семейных праздников, на которых звучала бы музыка. Это позволит развить интерес к музыке, ее лучшее понимание и восприятие. Многие дети переживают информационную ненасыщенность. Им хочется много знать, всё интересно, они желают активно участвовать во всем. Это значит – желают проявить себя. Такая позиция формирует трудоспособность. А для этого следует педагогу и родителям создавать условия, констатировать результаты, стимулировать участие.

Главное в воспитании гармонически развитой личности – создание условий для саморазвития человека.

1. Интерес к самому себе.

Ребенок должен научиться ставить себе вопросы и отвечать на них. Он должен научиться любить себя в хорошем смысле слова: кто я? Какой я? Чего хочу? Что могу? Что для этого я умею? Что необходимо для того, чтобы этого достичь? Пробудить интерес к постановке этих вопросов к самому себе, не испытывая при этом вины и страха, боязни и неуверенности, могут и должны воспитательные мероприятия.

2. Самопризнание себя как личности.

Задача педагога – помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ему, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приведет любого ребенка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.

3. Управление самим собой.

Управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказам. Управлять самим собой – это еще и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Это способствует воспитанию воли, характера.

4. Уважение чужого мнения.

Через воспитательные мероприятия формировать культуру общения, развивать коммуникативные умения. Учиться формировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый имеет право на ошибку. Воспитывать терпимое отношение к разным людям, вещам и взглядам. Помочь детям преодолевать трудности общения.

5. Эмоциональная устойчивость.

Развивать положительные эмоции и управлять отрицательными эмоциями. Учить вызывать одни и избавляться от других.

Вызывать:

Умение прощать;

Не таить в себе обиду;

Не растить в себе желание отомстить, наказать.

Важное умение – это умение управлять своим страхом. Научиться создавать вокруг себя ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций.

6. Мотивация действий и поступков.

Отношение ребенка к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Стимулом проявления положительной мотивации являются индивидуальные мотивы:

Заинтересованность;

Далеко идущие перспективы;

Вера в собственные силы;

Положительные эмоции.

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является музыка. Возможности его заложены в специфике музыки, которая отражает действительность в звуковых образах и воплощает в себе творчество композитора, слушателя, исполнителя, и, обладая исключительной эмоциональной насыщенностью, оказывает сильное воздействие на человека, глубоко проникает в тонкие душевные пласты его личности. В процессе активного, созидательного освоения музыкального искусства раскрывается творческий потенциал ребенка. В психологии выделяют две формы творчества детей - воспроизводящее творчество и творчество изобретательное. Следует отметить, что такое деление условно, ибо в искусстве творческом является не только сочинение, но и исполнительство, и восприятие. Поэтому важно понимание творчества как неотъемлемой части любой музыкальной деятельности учащихся на занятии.

Для развития творческого потенциала учащихся в процессе музыкального воспитания и формирования гармонически развитой личности, необходимо поддерживать стойкий, познавательный интерес к музыке.